Упражнения на дикцию

Цель: развитие дикции

Первое условие четкой, легкой речи – свободно и хорошо открывающийся рот. Для артикуляционной гимнастики я беру следующие упражнения:

«Лягушки».

«Чьи там крики у пруда?

- КВАсу, КВАсу нам сюда!

КВА – КВА – КВАсу, простоКВАши,

Надоела нам вода!

И. Токмакова.

 

Добиваюсь полного раскрытия рта во время произнесения слога «ква»

Для развития «вялых» губ использую следующее упражнение:

Подтягивание верхней губы к деснам несколько раз подряд, чтобы все передние зубы до десен были видны.

Опускание нижней губы к деснам зубов. Нижняя губа оттягивается в горизонтальном направлении вниз настолько, чтобы были видны передние нижние зубы.

Движение сомкнутых выпяченных губ вперед и растягивание их затем в стороны.

Упражнение делать при крепко сжатых зубах, вытягивая только губы.

Песня воробья:

Чио – чио, фью- фью –фью!

Чик – чирик, чью – чью – чью.*

Чтение шёпотом и медленно

Да –да –да – из трубы бежит вода.

Ша –ша –ша – мама моет малыша

Ют –ют –ют – очень любим мы уют.

Аш –аш –аш – у Ирины карандаш.

Ща –ща –ща – мы несём домой леща

Чтение тихо и умеренно.

Арка –арца арла –арча

Арта –арда арча –аржа

Чтение громко и уверенно.

гарь –парь –жарь

дверь –зверь –червь

 

Вдохните и на выдохе резко произносите:

ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ КУ КО КА КЭ КИ

БУ БО БА БЭ БИ БЫ ГУ ГО ГА ГЭ ГИ ГЫ

Каждый звук произносится на новом выдохе.

 Теперь на одном выдохе должны «выстрелить» два слога:

ПУ-БУ ПО-БО ПА-БА

ПЭ- БЭ ПИ-БИ ПЫ-БЫ

КУ-ГУ КО-ГО КА-ГА

 

Произнесите резко на выдохе:

РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ

ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ

РЛУ- ЛРУ РЛО-ЛРО РЛА- ЛРА

РЛЭ-ЛРЭ РЛИ- ЛРИ РЛЫ-ЛРЫ

Вдохните и произнесите резко, как выстрел, стараясь, чтобы гласная звучала коротко, а согласная длинно, следующие звуки:

ФУ ФО ФА ФЭ ФИ ФЫ

ВУ ВО ВА ВЭ ВИ ВЫ

ФУ-ВУ ФО-ВО ФА-ВА

ФЭ-ВЭ ФИ-ВИ ФЫ-ВЫ

Упражнения на логическое ударение

1.Задайте вопрос: «Карл у Клары украл кораллы?», последовательно голосом выделяя слова:

Карл у Клары украл кораллы?

Карл у Клары украл кораллы?

Карл у Клары украл кораллы?

Карл у Клары украл кораллы?

2. Мимозы Мила маме купила

Мимозы Мила маме купила?

Мимозы Мила маме купила?

Мимозы Мила маме купила?

Ты завтра встречаешь сестру?

 Ты завтра встречаешь сестру?

 Ты завтра встречаешь сестру?

 Ты завтра встречаешь сестру?

 

Интонационные упражнения


Силу звука в речи нужно искать не в громкости и крике, а в голосовых повышениях и понижениях, т.е. в интонации. Силу речи нужно еще искать в постепенности нарастания от тихого к громкому и их взаимоотношениях.

«Оттенки».
Произнести фразу с различной интонацией: весело, грустно, по-деловому, укоряющее, мечтательно, по-дружески, гневно, раздумывающее, удивленно и т.д. «Я хочу это взять», «Нет, никогда» и др.

«Не своим голосом».
Произнести одну фразу «голосами разных животных» - кролика, бегемота, коня, лисы, мышки, медведя, белочки, коровы, собаки, змеи, ежа и др. – так, чтобы резко менялся ритм, регистр голоса, интонации, окраска,; фразу лучше брать нейтральную. «Сегодня очень хорошая погода». Можно вести диалог «языком разных животных».

1. Произнесите поговорку, передавая интонацией разное отношение к случившемуся:




Проворонила ворона воронёнка

(сочувствие, злорадство, удивление и др.)

2. Произнесите «да» (Пришла!»)

-спокойно и благожелательно,

-спокойно и жёстко,

-резко,

-удивлённо,

-с раздражением,

-с презрением.

3. Произнесите: «Просьба освободить вагоны»

- просительно,

- неуверенно, с оттенком вопроса,

- приказывая.

4. Произнесите пословицу:

«Тише едешь – дальше будешь».

- поучительным тоном,

- заботливым, дружеским,

- насмешливым,

- первую часть громко, вторую тихо и наоборот.

5. Произнесите одно и тоже междометие с различной интонацией.

О! – удивление, радость, недовольство, испуг.

А! – негодование, презрение, радость.

Ах – радость, восхищение, сожаление.

 

ВЫВОДЫ:

 

На ориентировочном этапе подбирайте группы упражнений, оказывающих воздействие на правильность и беглость чтения. Сочетание работы с текстом, используя специальные упражнения, дает возможность управлять процессом обучения чтению. Упражнения включаются в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимание предложений, а также подготовить детей к беглому чтению.Цель этого этапа: подобрать упражнения для формирования правильности и беглости чтения.

Главными особенностями сценической речи являются гибкость, высота, звучность, объем голоса, а также правильная техника дыхания, четкость, ясность произношения, интонационная выразительность. Только улучшив каждый из компонентов, ребенок сможет воздействовать на окружающих людей с помощью слов и передавать им эмоции, чувства, переживания. От того, как звучит голос, зависит восприятие людей. Тихая невнятная речь с проглатыванием звуков едва ли привлечет внимание окружающих. Важно понимать, что четкая дикция, звучание голоса помогут не только заинтересовать зрителей, но и заслужить их доверие, завоевать авторитет.

Звучание можно тренировать дома, выполняя простые задания: чтение стихотворений, прозаических произведений с разной громкостью. Например, две первых строки нужно проговорить тихо, а следующие две –наоборот, громко. Проговаривание одной и той же фразы с разной интонацией. Произнесение фраз, слов голосами животных. Это развивает не только дикцию, но и фантазию. Улучшить дикцию можно, регулярно прочитывая длинный текст с закрытым ртом, проговаривая сложные сочетания звуков изо дня в день.

Каждая фраза речи должна нести свое содержание и иметь определенный смысл, ради которого она произносятся. Найти смысл фразы – выяснить, какие слова являются главными, определяющими основную мысль, т.е. найти логический центр. Живая речь несет в себе, кроме мысли, и чувство. При выделении слов пользуемся усилением, повышением голоса, или понижение и замедлением темпа. Логические и психологические паузы
имеют влияние на выразительность речи, эмоциональность чтения.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: