Психологическая сущность мотивационной сферы человека

Выдающийся отечественный психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% — от мотивов, которые у этого человека есть, и которые побуждают его определенным образом вести себя. По этому высказыванию мы можем судить о значимости понятий «мотив», «мотивация» в системе психологических категорий и о необходимости изучения проблем, связанных с мотивацией личности.

Как отмечает Д.А. Леонтьев, понятие «мотив» занимает особое место в ряду ключевых психологических категорий. Оно выполняет важную объяснительную функцию, являясь вместе с тем одним из наиболее многозначных и «растяжимых».

Категория мотива тесным образом связана с такими базовыми психологическими понятиями, как деятельность, активность, поведение, и входит в структуру мотивации, мотивационной сферы - основных категорий, характеризующих личность.

В работах П.М. Якобсона, А.Н. Леонтьева, А.А. Реан, Р.С. НемовА. Ж. Годфруа, Ю.М. Орлова, Е.П. Ильина понятие мотива рассматривается с различных позиций.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен; Ж. Годфруа, 1992), в другом случае — как совокупность мотивов (К. К. Платонов, 1986), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас) ].

Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова ], мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

Однако и в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т. е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Например, В. А. Иванников считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности, т. е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ).

Однако при таком подходе остается непонятным, во-первых, что же придает побудительность — ситуация или мотив, во-вторых, каким образом возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация. Высказывания авторов о соотношении мотива и мотивации не проясняют этого вопроса. Так, Р.А. Пилоян пишет, что мотивация и мотив — взаимосвязанные, взаимообусловленные психические категории и что мотивы действия формируются на базе определенной мотивации (т. е. мотивы вторичны). И в то же время он утверждает, что через выработку отдельных мотивов мы можем влиять на мотивацию в целом (т. е. уже мотивация зависит от мотивов, которые становятся первичными). Кроме того, автор считает, что мотивы относятся к действиям, а мотивация — к деятельности, не давая этому какого-либо обоснования.

И.А. Джидарьян пишет, что, в отличие от мотивации, мотив имеет более узкое значение. В нем фиксируется собственно психологическое содержание, а именно тот внутренний фон, на котором развертывается процесс мотивации поведения в целом. Именно мотив энергизирует и направляет действия человека на каждый момент времени. В этом случае понятие «мотивация» становится лишним. В. Г. Леонтьев выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся в форме мотива. Следовательно, в данном случае тоже имеется отождествление мотива с мотивацией. В.Г. Леонтьев полагает, что мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей, и с этим нельзя не согласиться.

Во многих случаях психологи (а биологи и физиологи — постоянно) под мотивацией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Таким образом, ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются, как синонимы Выход из создавшегося положения Ильин видит в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).

X. Хекхаузен в своей работе «Мотивация и деятельность» обращается к вопросу изучения основных направлений исследования мотивации.

Основополагающей теорией, положившей начало изучению мотивации, явилась теория эволюции Ч. Дарвина. «Эта теория нанесла существенный удар по существовавшим тогда представлениям об источниках человеческой активности, выводимых главным образом из его сознания и разума» Обращаясь к работам И.А. Васильева и М.Ш. Магомед-Эминова, мы можем выделить основные направления, которые легли в основу изучения мотивации. Опираясь на теорию Ч. Дарвина, они различают три наиболее заметных подхода к изучению мотивации в зарубежной психологии.

Один из подходов трактовал человека как высшее животное. Отсюда показывалось, что развитие интеллекта у человека имеет предпосылки у животных, что свидетельствовало о зачаточных формах интеллекта у последних. И.П. Павлов и Э. Торндайк оказали наибольшее влияние на разработку данного подхода. Одно из основных направлений, сложившихся в рамках данного подхода - психология научения, которая представлена работами К. Халла, О. Маурера, К. Спенсера, Э. Толмена.

Второй подход исходит из того, что если между животным и человеком имеются общие биологические корни, то инстинктивные тенденции, обычно приписываемые животным, имеют место и у человека. Данное положение было реализовано в двух направлениях, первое - это теория инстинкта У. Макдаугола, который при изучении человеческого поведения во главу угла поставил понятие «инстинкт» [18]. Второе направление - это исследование собственно человеческой мотивации. Здесь имеются в виду, в первую очередь, динамические теории мотивации. На разработку данного направления оказали влияние взгляды 3. Фрейда, который искал источники человеческой активности в бессознательных влечениях [18]. К. Левин обосновывает наличие мотивационных тенденций, детерминирующих актуальное поведение [18]. В рамках этого направления сложились три основные линии исследования человеческой мотивации:

 исследование мотивации в рамках теории личности

    ориентация на факторы ситуации при исследовании мотивации

    исследование мотивации как взаимодействия «личность-ситуация».

И, наконец, третий подход говорит о наличии внутривидовой изменчивости как фактора, способствующего приспособлению к среде (что, в свою очередь, подтолкнуло к исследованию индивидуальных различий). В исследованиях мотивации это положение было реализовано в трудах Г. Мюррея.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что общепринятой теории мотивации нет. Таким образом, структура мотивации человека имеет сложную систему, которая характеризуется иерархической соподчиненностью, полимотивированным характером, поливолентностью мотивов по отношению к потребностям и взаимозаменяемостью. Она складывается под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. И в целом, мотивационная сфера индивида определяет общую направленность личности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: