Коррекционные подвижные игры для детей с нарушениями в развитии

Одна из важнейших проблем совершенствования учебно-воспитательного процесса в специальных учреждениях для детей с нарушениями в развитии в настоящее время - создание системы управления процессом развития личности ребенка.

Развитие личности ребенка происходит в различных ви­дах деятельности, в том числе и игровой - наиболее ярко вы­раженной в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Большинство игр связано с двигательной деятельностью, про­являющейся в форме творческого соревнования в постоянно меняющихся условиях, ограниченными установленными пра­вилами или без правил (Маллаев Д.М., 2002).

Подвижные игры занимают важное место в жизнедеятель­ности детей с нарушениями в развитии. В игровой деятельно­сти приобретается практический опыт культуры общения - развитие познавательной активности и коммуникативных способностей, формирование навыков словесного общения. Подвижные игры способствуют овладению навыками про­странственной ориентировки, приобретению свободы в движе­ниях, развитию координации и быстроты. Игры развивают и укрепляют нравственные и личностные качества.

Особая ценность подвижных игр заключается в возмож­ности одновременно воздействовать на моторную и психиче­скую сферы занимающихся. Быстрая смена игровых ситуа­ций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции нестандартности дей­ствий. Подвижные игры вынуждают мыслить экономно, мгно­венно реагировать на действия партнеров. Игры развивают внутреннюю речь и логику (Шапкова JI.B., 2001).

Итак, подвижные игры выступают как одно из действен­ных средств физического и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями, помогающих им добиться жизненно важных и необходимых результатов в овладении двигательной сферой, служащие средством коррекции и ком­пенсации первичных и вторичных дефектов и создающие бла­гоприятные условия для социальной реабилитации.

Подвижные игры можно использовать во всех нозологи­ческих группах:

- со слабовидящими и незрячими детьми (только у тоталь­но слепых ограничение физической нагрузки при катаракте, глаукоме, опухоли, миопии высокой степени);

- с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии;

- со слабослышащими и глухими;

- с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппа­рата.

Подвижные игры можно использовать:

- в адаптивном физическом воспитании (на уроках адап­тивной физической культуры);

- в адаптивной двигательной рекреации (игры на пере­менах);

- в адаптивном спорте (подвижные игры выступают как вспомогательное средство для совершенствования физических качеств);

- в адаптивной двигательной реабилитации (элементы подвижных игр для укрепления мышечно-связочного аппа­рата).

Подвижная игра - совокупность действий, объединенных сюжетом и единой целью. Основными чертами игр является:

1. Наличие сюжета.

2. Наличие соперничества.

3. Проявление интереса, эмоциональных переживаний.

Единой квалификации подвижных игр нет, даже для здо­ровых детей. Создание единой классификации невозможно, так как в каждой подвижной игре одновременно решается несколько задач коррекционной направленности. Предлагае­мая JI.B. Шапковой (2002) классификация подвижных игр позволяет выбрать те, которые направленно воздействуют на функции ребенка, отстающие в развитии и нуждающиеся в коррекции.

По степени ответной реакции организма на игровую нагрузку

1. Подвижные игры незначительной психофизической нагрузки - ЧСС до 100 уд/мин.

2. Умеренной психофизической нагрузки - ЧСС до 100- 120 уд/мин.

3. Тонизирующей психофизической нагрузки - ЧСС до 120-140 уд/мин.

4. Тренирующей психофизической нагрузки - ЧСС до 140-160 уд/мин.

По преобладающему виду действия

1. Подвижные игры с ходьбой, бегом.

2. Игры с прыжками.

3. Игры с метанием, бросками.

4. С ползанием и подлезанием.

5. С ловлей и передачей мяча.

6. С различными предметами.

По преимущественному развитию физических качеств

1. Для развития координационных способностей.

2. Для развития скоростных качеств.

3. Для развития силовых и скоростно-силовых качеств.

По форме организации и проведения подвижных игр

1. С водящим.

2. В парах, тройках.

3. Командные.

По виду использования межпредметных связей

1. С речевой деятельностью.

2. С представлениями о частях тела, о направлениях дви­жения.

3. С элементарными математическими представлениями.

4. С информацией об окружающем мире.

По преимущественной активизации психических процессов

1. На развитие внимания.

2. На память.

3. На мышление.

4. На восприятие.

5. На воображение.

6. На активизацию речевой деятельности4*

По оздоровительной направленности

1. На формирование осанки.

2. На укрепление мышечно-связачного аппарата, профи­лактику плоскостопия.

3. На укрепление сердечнососудистой и дыхательной систем.

Требования к проведению подвижных игр

Выбор игры

Прежде всего необходимо определить, какие задачи ре­шаются в игре. Нужно подбирать подвижные игры, руко­водствуясь принципами подбора физических упражнений (игры, связанные с ходьбой, бегом, прыжками).

Необходимо также обратить внимание, соответствует ли предлагаемое задание базовым умениям занимающихся, их возрасту, условиям проведения игры, доступности. Подвиж­ные игры должны воспитывать творческие способности детей. Для этого необходимо:

- стимулировать творчество детей при разучивании под­готовительных игровых упражнений;

- последовательно обогащать знания детей об окружаю­щем мире через сохранные анализаторы с целью развития их воображения;

- подбирать эмоционально насыщенные подвижные игры;

- вводить в игру свои элементы.

Выбор игры осуществляется согласно классификации и по степени педагогического воздействия на физическое и нрав­ственное развитие детей с нарушениями в развитии.

Выбор атрибутов и организация места проведения игры

При подборе инвентаря, пособий и атрибутов для органи­зации игры, а также при подготовке места для проведения игры с детьми необходимо иметь специфику контингента за­нимающихся.

Так, при проведении подвижных игр с незрячими и слабо­видящими детьми нужно использовать озвученную атрибути­ку, спортивный инвентарь должен быть ярким. Для детей со зрительной депривацией для проведения игр определяют иг­ровое пространство. Необходимо предусмотреть безопасность этих мест, продумать меры страховки, чтобы это позволило детям безбоязненно передвигаться в пространстве. Например, чтобы незрячий ребенок чувствовал себя увереннее на площад­ке, многие линии ограничения, позиций игроков должны быть осязаемыми, то есть рельефными. В спортивном зале ограни­чениями могут служить сетки, резиновые коврики. Для сла­бовидящих детей это линии, нарисованные цветными мелка­ми, или полоски цветной ткани (Маллаев Д.М., 2002).

Подготовка и проведение игры

Перед проведением игры необходимо заранее заготовить инвентарь и оборудование. Инвентарь должен быть красоч­ным, ярким.

При организации и проведении игр следует использовать различные педагогические методы: групповой, индивидуаль­ный, соревновательный.

Перед проведением игры педагог должен объяснить детям содержание игры, ее правила. При проведении подвижной игры педагог должен находиться в таком месте, чтобы суметь вовре­мя прийти на помощь играющим, видеть весь процесс игры.

Игра проводится так, чтобы дети самостоятельно продол­жали играть, находя удовольствие и удовлетворение в выпол­нении двигательных действий и правил (Жуков М.Н., 2000).

При проведении игры необходимо следить за ходом игры, видеть всех играющих. Вовремя использовать метод стимули­рования, остановить нарушившего правила игры. После окон­чания игры нужно дать анализ игры и похвалить победителя.

Дозирование нагрузки при проведении подвижных игр

Величина нагрузки зависит от направленности, характе­ра, эмоциональности игры. Величину индивидуального воз­действия подвижной игры можно определить по ЧСС, а регу­лировать нагрузку - временем игры.

Организация и методика проведения подвижных игр

Подготовка к проведению подвижных игр начинается с их выбора. Важно учесть состав занимающихся, их количество, возраст, место и форму проведения.

До начала игры необходимо подготовить игровую площад­ку, инвентарь, проверить помещение.

Особенности методики проведения подвижных игр с не­зрячими и слабовидящими детьми

При организации и проведении игр с незрячими и слабо­видящими детьми на игровой площадке необходимо предва­рительно ознакомить детей с игровым пространством, ого­ворить ориентиры (где находится дверь, окна). Следует объяснить необходимость соблюдения мер предосторожнос­ти. Весь используемый инвентарь должен быть безопасным.

Необходимо тщательно подходить к организации коман­дных игр, эстафет для детей с остатком зрения, комплектуя равноценные команды с равномерным распределением в них незрячих и слабовидящих. При проведении эстафет следу­ет соблюдать осторожность: избегать встречного бега (Мал- лаев Д.М., 2002).

В связи с тем что незрячий ребенок воспринимает игру на слух, у него может возникнуть перенапряжение органов слу­ха и нервной системы, что вызывает общее переутомление. Поэтому необходимо уделять внимание дозировке физической нагрузке игр.

Чтобы избежать переутомления, педагог должен знать основные данные о физическом и психическом развитии каж­дого ребенка.

При организации и проведении занятий с незрячими и слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопря­женные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясением тела и наклонным положением го­ловы (Ростомашвили JI.H., Петрова Е.В., 2002).

Особенности методики проведения подвижных игр с деть­ми с отклонениями в интеллектуальном развитии

Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации нарушений в развитии у детей с нарушением интеллекта яв­ляется двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре.

Успешность игровой деятельности умственно отсталых детей зависит от того, как они поняли правила и содержание игры. Здесь главная роль принадлежит наглядности объясне­ния. Краткое, образное объяснение сюжета делается тогда, когда играющие разделены на команды и заняли свои места. Объяснение сопровождается показом всех перемещений с проб­ным проигрыванием, так как непонимание правил может отри­цательно сказаться на восприятии игры (Шапкова JI.B., 2002).

Особенности методики проведения подвижных игр с глу­хими и слабослышащими детьми

Так как компенсация нарушения слуха идет за счет зре­ния, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть, что ему предстоит делать, поэтому показ движений должен быть точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией. При этом особое вни­мание надо обратить на два момента:

- дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего;

- при показе дети должны повторять задание вслух.

Педагог должен быть абсолютно уверен, что каждый уче­ник понял правила игры (Сотникова И.С., Смекалов Я.А., 2002).

При проведении игр со слабослышащими детьми необхо­димо использовать речитативы для навыков речевого поведе­ния и словесного общения, а следовательно, для повышения психологической и коммуникативной адаптации детей (Ки- рееваГ.А., 1997).

Особенности методики проведения подвижных игр с на­рушениями опорно-двигательного аппарата

При проведении подвижных игр с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует помнить, что они име­ют особое значение для занятий, проводимых в гетерогенных группах, так как они позволяют сильным и слабым (в двигатель­ном отношении) детям соперничать на равных условиях; дают возможность учащимся с тяжелыми нарушениями в развитии выбирать игры и, несмотря на тяжелые нарушения двигатель­ных функций, принимать участие в спортивных занятиях.

При организации подвижных игр с детьми, у которых на­блюдаются нарушения опорно-двигательного аппарата, в ге­терогенных группах М. Шоо (2003) предлагает:

1. Вводить специальные правила, которые облегчают за­дания для учащихся с тяжелыми нарушениями в развитии или усложняют их для более подвижных детей.

2. Вводить специальные функции - дети с тяжелыми дви­гательными нарушениями получают задание, не предъявля­ющее высоких требований к моторике, но имеющее для детей особое значение.

3. Ставить альтернативные задачи - для детей с тяжелы­ми нарушениями даются специальные задания (попасть в спе­циальную мишень), это сравнивается с попаданием в нормаль­ную мишень.

4. Учитывать конфронтацию - совместная игра бегающих игроков и игроков на колясках, они получают различные за­дания, связанные с движением, но в игре становятся равно­правными соперниками.

В игровой деятельности детей сочетаются два важных фак­тора: с одной стороны, дети развиваются физически, с другой - получают моральное, эмоциональное и эстетическое удоволь­ствие от этой деятельности (Павленко В.Г., Жиленкова В.П., Малышев А.И., 2002).

Практические рекомендации

При организации и проведении игр различного характе­ра с детьми с нарушениями в развитии необходимо:

- проверить наличие специального оборудования и инвен­таря, их соответствие гигиеническим требованиям, которые обеспечивают безопасность здоровья детей;

- проверить состояние спортивной одежды, обуви;

- освободить от игр детей с выраженным утомлением или перенапряжением;

- тщательно изучить медицинские карты обследования детей;

- определить состояние физического развития;

- выявить функциональное состояние сердечнососудистой и дыхательной систем детей;

- выявить уровень развития двигательных функций;

- предъявить повышенные требования к мерам предосто­рожности с учетом специфики детей.

Для всех нозологических групп важным является ис­пользование различных систем тренинга зрения. Несомнен­но, они полезны, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз; активизируют кровообращение в данной области и, следовательно, хорошо снимают умственное утомление.

Г.Г. Демирчоглян и А.Г. Демирчоглян (2000) предлагают при проведении специальных упражнений для глаз соблюдать основные принципы:

1) регулярность воздействий;

2) постепенное увеличение физической нагрузки на про­тяжении выполнения комплекса упражнений;

3) индивидуализация упражнений в зависимости от воз­раста, пола, состояния здоровья

Также для улучшения кровообращения мышц глаз, для расширения центрального поля зрения и для снятия утомле­ния И. Смирнов и С. Фатеев (1998) предлагают использовать «волшебные игры для глаз». Каждый мини-комплекс упраж­нений описан в отдельном рассказе, состоящем из игр-упражнений, объединенных общими сказочно-приключенческими персонажами.

Комплексы могут использоваться по принципу физкуль­тминуток в рамках каждого урока. Весьма желательно (но необязательно) использовать музыкальное сопровождение.

Непринужденная, доброжелательная атмосфера в груп­пе - закономерный результат и вместе с тем первостепенное условие успешной работы. Непосредственно от степени пси­хологического комфорта в группе и раскрепощенности учас­тников зависит их активность, глубина эмоциональной вклю­ченности в происходящее и готовность поделиться своим уникальным опытом. На определенных этапах группового развития у участников может возникать особенное празднич­ное ощущение и даже некоторая одержимость духом игры и изобретательства. Чрезмерная экзальтация, однако, вредна ничуть не меньше, чем бездумное школярство. Признаком рабочего настроя группы можно считать выдвижение участ­никами реальных, жизненно значимых проблем.

5.2.1. Игра как деятельность

Покажем на небольшом примере, взятом из области педа­гогики, в чем принципиальное отличие игры как деятельности от игры другого типа, скажем, игры как средства. Педаго­ги активно используют игру в качестве приема, позволяюще­го им решать педагогические, прежде всего учебные, задачи. Для повышения интереса детей к содержанию урока, повы­шения их активности, переключения внимания или отдыха они используют различные игровые приемы. Но при этом каж­дый педагог хорошо понимает, что игра для него - это только средство решения учебной задачи. Поэтому он тщательно от­бирает такие игры, которые не выведут детей из-под его конт­роля, не захватят их настолько, чтобы они психологически пе­реключились с урока на игровое взаимодействие. Он отдаст предпочтение хорошо «прирученным» игровым формам и со­здаст урок с игровыми элементами. Таких уроков в арсенале современного учителя много, и это замечательно, это можно только приветствовать. Но есть и другая возможность приме­нения игры в учебном процессе. Назовем ее игровым уроком. В данном случае все пространство урока занимает игровой сюжет, с его игровыми правилами и игровой логикой разви­тия событий. А все предметные знания, умения и навыки, которые хотел бы учитель передать ученикам на этом уроке (или проверить степень их усвоения), выступают игровыми средствами. Без них дети не могут и шагу сделать в игровом пространстве, не могут решить свои игровые задачи, и все же Ее Величество Игра выступает на таком уроке целью, а пре­словутые ЗУНы (знания, умения, навыки) - средством. Что, согласитесь, совершенно правильно с точки зрения развива­ющегося обучения: не жизнь (деятельность, самопознание) ради образования, а образование ради жизни, деятельности и самопознания.

Все сказанное выше можно перенести на психологическую игру. В большинстве случаев игровой прием в работе психо­лога выполняет подсобную функцию средства, надежного и проверенного, осуществления какой-то деятельности пси­холога. И иногда игра становится деятельностью. Сначала - на стадии продумывания и разработки - деятельностью созда­ющего ее психолога, а затем одновременно деятельностью и ведущего и участников, так как ведущий подобного действа всегда одновременно и его участник. Он играет «свою игру».

5.2.2. Возможности психологической игры

Почему большинство людей в любом возрасте так любят играть? Прежде всего, видимо, потому, что игра - это целост­ное состояние души. В интеллектуальную задачу можно по­грузиться умом, испытывая при этом некоторый эмоциональ­ный «холод». На дискотеке можно всеми чувствами уйти в танцевальное движение, но думать при этом практически невозможно. Игра (хорошо продуманная или очень тонко, по наитию, придуманная) захватывает человека целиком. Это единство мыслей, чувств и движения. Это гармоничная жизнь в образе, роли, ситуации, мире.

Кроме того, игра - это уникальное фантастическое про­странство, обладающее огромным творческим потенциалом. Можно творить себя, свои отношения с другими, свое буду­щее и будущее мира в совершенно безопасной атмосфере и си­туации. Можно сказать себе: «Я играю роль», и позволить себе быть самим собой. Позволим себе утверждать на основе соб­ственного личного и профессионального опыта, что в игре мы больше похожи на себя, чем в жизни. Хорошая игра - это пси­хологический эксперимент, который ставит сам на себе каж­дый участник. Его результаты не всегда предсказуемы, более того, чаще всего неожиданны, а иногда очень болезненны.

И если у участника нет сил принять и осмыслить новый опыт, игра предлагает ему безопасный уход, защиту: «То был не ты, а навязанная тебе роль. В жизни у тебя все по-друго­му». Это важно в любом возрасте, а в детском, подростковом - особенно.

Все описанные выше факторы создают вокруг психологи­ческих игр ауру привлекательности и вместе с тем серьезную профессиональную проблему. Вот вы приходите в школу и слышите от детей привычную фразу: «Здравствуйте, а когда мы будем с вами еще играть?» Хорошо это или плохо? Что сто­ит за желанием детей участвовать в психологических «игри­щах»? Мы убедились, что необходимо знать ответ на этот воп­рос, так как он характеризует и уровень психологического развития, на котором сейчас находится школьник или класс, и профессионализм нашей деятельности.

Итак, игра как психологический метод в школе может быть использована как минимум для решения трех последо­вательных задач:

1. Научить детей жить в игровом пространстве, полнос­тью погружаться в игровой мир и игровые отношения.

2. Научить быть свободным в игровом пространстве, осоз­навать свои особенности и выстраивать отношения с другими людьми.

3. Научить осмысливать игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов.

 

 

Игра как деятельность и ее психолого-педагогические возможности
Особенности игры как деятельности Психолого-педагогические возможности игры
Игра - это внутренне мотивиро­ванная, самоценная для челове­ка деятельность В игре человек чувствует себя естественно, адекватно своей человеческой природе, так как естественное состояние челове­ка - это состояние деятеля, ини­циатора собственного развития
Человек включается в игру цели­ком: всем своим интеллектуаль­ным, личностным, эмоциональ­ным потенциалом, своим жизненным опытом и творчески­ми ресурсами Игра предоставляет широчай­шие возможности для развития и саморазвития, так как человек находится в состоянии «макси­мальной готовности» к этому
Игра задает участнику правила поведения, границы дозволенно­го, временные пределы саморе­ализации в данном игровом про­странстве Игра предоставляет значитель­ные возможности для формиро­вания саморегуляции, навыков
Игра - это совместная деятель­ность, предполагающая коллек­тивную взаимозависимость и расширение личных возможнос­тей за счет привлечения потенци­ала других участников Игра развивает важнейшие со­циальные навыки и умения, спо­собность к эмпатии, коопера­ции, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит че­ловека видеть ситуацию глазами другого

 

Как мы понимаем сегодня ту искомую субъектную пози­цию, к формированию которой в самих себе и воспитанниках мы стремимся? Субъектная позиция, с нашей точки зрения, слагается из следующих характеристик личности, деятельно­сти человека и его отношения к миру:

1) устойчивая внутренняя мотивация поступков, деятель­ности, оценок;

2) наличие устойчивой системы ценностно-смысловых регуляторов действий, поступков и оценок, способность к со­вершению поступков - поведенческих проявлений, регулиру­ющихся не внешними обстоятельствами, а внутренними жиз­ненными целями, смыслами и ценностями;

3) умение осознанно планировать свои действия, исходя из поставленных целей и системы жизненных ценностей, гиб­кость в постановке и изменении плана действий, осуществля­емых в зависимости от внешних условий и внутреннего отно­шения;

4) способность регулировать свою активность в процессе достижения целей и решения задач (умение не только ставить, но и удерживать цель, не отвлекаясь на сиюминутные инте­ресы);

5) сформированная самооценка, умение увидеть себя, свои поступки в той или иной ситуации и дать им всестороннюю оценку;

6) постоянное соотнесение себя, своей деятельности и жиз­ненных планов с окружающим миром, прежде всего миром людей; существование в контексте истории, культуры, чело­веческих отношений, способность к равноправному диалогу с миром.

Субъектная позиция и возможности игры
Субъектная позиция Возможности игры
   
Устойчивая внутренняя мотива­ция поступков, деятельности, оценок Погружение участников в ситуа­цию, когда все совершаемые дей­ствия и оценки оказываются мо­тивированы именно «изнутри»: целями, задачами и условиями игры. Человек учится действо­вать, исходя из целей и задач сво­ей деятельности
Наличие устойчивой системы Ценностно-смысловых регулято­ров действий, поступков и оце­нок. Способность к совершению поступков - поведенческих про- Игра предоставляет возможность совершать игровые выборы, за которыми стоят выборы ценност­но-смысловые, и осознавать сис­тему своих жизненных ценностей.

 

Окончание таб
   
явлений, регулирующихся не внешними обстоятельствами, а внутренними жизненными целя­ми, смыслами и ценностями Будучи ситуацией «как бы», игра позволяет совершать поступки, регулируемые действительно лич­ностью, а не внешними обстоя­тельствами. Это возможность быть самим собой и лучше самого себя
Умение осознанно планировать свои действия, исходя из постав­ленных целей и системы ценнос­тей. Гибкость в постановке и из­менении плана действий, осуществляемого исходя из вне­шних условий и внутреннего от­ношения Игра предоставляет возможность сделать ситуацию планирования явной, очевидной (что далеко не всегда возможно в реальной дея­тельности). В отличие от учебной ситуации в игре планирование происходит внутри мотивирован­ной и эмоционально окрашенной деятельности человека
Способность регулировать свою активность в процессе достиже­ния целей и решения задач (уме­ние не только ставить, но и удер­живать цель, не отвлекаясь на сиюминутные интересы) Игра, обладая системой правил, табу и игровых условий, дает уча­стникам прекрасную возможность для развития навыков самоконтро­ля и саморегуляции
Сформированная самооценка, умение увидеть себя, свои по­ступки в той или иной ситуации и дать им всестороннюю оценку Игра в отличие от реальной дея­тельности предполагает такой этап, как обсуждение, обратная связь, что значительно расширяет возможности личности в самопоз­нании и самооценке
Постоянное соотнесение себя, своей деятельности и жизненных планов с окружающим миром, прежде всего с миром людей. Су­ществование в контексте данно­го аспекта субъектной позиции, истории, культуры, человеческих отношений. Способность к рав­ноправному диалогу с миром Игра как принципиально коллек­тивная форма деятельности пре­доставляет широчайшие возмож­ности по формированию умения. Эти умения могут формироваться как за счет содержательных, так и за счет процессуальных особенно­стей создаваемой игры

 

5.2.3. Примеры психологических игр, направленных на установление психологического контакта между занимающимися

Невербальное общение, а именно установление контакта по средством невербального общения, служит одним из спо­собов установления первоначального контакта между играю­щими.

А. ШАХМАТЫ

Оптимальное количество участников - 32 (столько шах­матных фигур). Каждому участнику раздается по одной кар­точке с изображением и названием шахматной фигуры, ее он никому не должен показывать. Ведущий дает инструкцию: «Сейчас мы будем играть в шахматы, а фигурами будете вы. Посмотрите на свои карточки, фигура, там нарисованная, - это вы, никому не говорите, кто вы, и никому не показывайте своей карточки. Наша комната - это шахматная доска. Я не буду говорить, с какой стороны стоят белые, а с какой - чер­ные фигуры. Во время игры вы должны определиться сами. Ваша задача по команде расположиться так, как стоят фигу­ры перед началом партии, - с одной стороны - белые, а с дру­гой - черные (желательно прикрепить к стене шахматную доску, так как могут не все знать расположение фигур). Есть только одно условие - вы не можете разговаривать, вам кате­горически запрещено говорить, писать (в т. ч. ив воздухе), тыкать пальцами в доску, определяя цвет, показывать на чер­ное или белое (светлое-темное)». Ведущему необходимо спро­сить, все ли все поняли, и ответить на вопросы участников. Это касается любой игры. Б. АССОЦИАЦИИ

Сядьте в кресла так, чтобы каждый участник мог видеть всех остальных. Потренируемся в создании ассоциаций. По­старайтесь описать состояние друг друга по их внешнему про­явлению, используя самые различные ассоциации, привлекая образные художественные метафоры, когда человеческий го­лос может быть, например, ледяным, густым или бархатным. Взгляд - обжигающим или колючим. Выражение лица - кис­лым, постным и т. д. Можно выражать свои ощущения через Цвета, цвета - через звуки, звуки - через форму, можно ис­пользовать разные оттенки противоположных качеств: тем­ное - светлое, большое - маленькое, пластичное - хрупкое, глубокое - мелкое, шершавое - гладкое, яркое - блеклое, ост­рое - пресное и т. д. Итак, каждый по очереди, опишите со­стояния сидящих здесь участников, используя метафоры, об­разные сравнения, различные ассоциации. Можете описать нескольких игроков, необязательно всех. Описываемый игрок либо подтвердит, согласится с данным ему описанием, либо выразит свое несогласие, а в любом случае - прокомментирует сказанное. Итак, сели в кресла, каждый по очереди начинает описывать состояния остальных участников. Внимание, нача­ли! (Гонг). Спасибо. Ведущий, подведите итоги игры! (Гонг).

Под термином «детский церебральный паралич» (ДЦП) понимают группу заболеваний, возникающих вследствие по­вреждений головного (реже спинного) мозга, во время внут­риутробного развития плода, в момент родов или в раннем послеродовом периоде. Примерно в 57% случаев заболевание является врожденным, в 40% - обусловлено патологически­ми родами и только у 3% детей связано с инфекционными за­болеваниями, черепно-мозговой травмой или другими пато­логиями, развившимися уже после рождения. Детские церебральные параличи - относительно частое заболевание, которое встречается в среднем у двух из 1000 детей. Его ос­новная характерная черта - нарушение развития психомотор­ных функций. Двигательные расстройства проявляются в виде параличей, парезов, насильственных движений, нарушений координации движений. Эти симптомы нередко сопровожда­ются задержкой психоречевого развития вплоть до глубокой дебильности и полного отсутствия речи, судорожными при­падками, нарушениями зрения, слуха, чувствительности и другими патологиями.

Выделяют следующие формы ДЦП:

- спастическая гемиплегия;

- спастическая диплегия (синдром Литтла);

- двусторонняя (двойная) гемиплегия;

- атактическая (мозжечковая) форма;

- атонически-астатическая форма;

- гиперкинетическая форма;

- смешанные формы.

Повышение тонуса мышц, спастика, рассогласованность движений рук и ног приводят к нарушению двигательной де­ятельности - ходьбы и бега. Следствием этого является огра­ничение возможностей передвижения, что влечет за собой на­рушения функции дыхания и кровообращения, быструю утомляемость, ослабление мышечной системы и т. п. Нару­шение координации проявляется в том, что дети не могу*г воспроизвести правильное исходное положение, выполнить упражнение в заданном темпе и с нужной амплитудой, со­хранить устойчивость в статической позе, согласовать дви­жения разных частей тела. Возникают трудности в упраж­нениях с предметами, затруднены их захват и удержание, нарушена точность броска и ловли предметов (Гончарова М.Н., Гринина А.В., 1990).

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

Игры (подвижные и малоподвижные) являются самой приемлемой формой занятия физическими упражнениями с этой категорией детей. Бесконечное разнообразие движений, из которых состоит подвижная игра, оказывает всестороннее воздействие на психофизическое и эмоциональное состояние ребенка, что создает положительные предпосылки для коррек­ции (Гончарова М.Н., Гринина А.В., 1990).

Игры с использованием бега, прыжков, ползания на чет­вереньках, различных видов ходьбы, быстрого изменения по­ложений и поз тела

«Пятнашки»

Цель: развитие быстроты движений, умение ориентиро­ваться в пространстве.

Количество игроков - 5-10 человек.

Инструкция. Выбирается водящий (пятнашка). Осталь­ные играющие разбегаются по площадке. Водящий старается. Догнать игроков, запятнанный становится водящим.

Вариант: возможны различные способы передвижения: гусиным шагом, с приседаниями, прыжками на двух ногах, парами, цепочкой; запятнав одного из игроков, водящий бе­рет его за руку, и они вдвоем пятнают следующего и т. д.

«Челнок»

Цель: развитие быстроты и точности движений, умение ориентироваться в пространстве, передвигаться разными спо­собами.

В игре принимают участие 6-8 человек, если в группе есть здоровые дети или волонтеры, количество играющих может быть увеличено до 12-16 человек. Инвентарь: кегли, стойки.

Инструкция. Игра проводиться в виде эстафеты между равными по силе командами, которые выстраиваются колонна­ми на стартовой линии. На расстоянии 7-8 м располагаются стой­ки, а по пути следования игроков расставлены четверо кеглей. По команде направляющий бежит к стойке. По пути он должен собрать кегли, обежать стойку и на обратном пути снова расста­вить кегли, после чего игрок возвращается к своей команде, ка­сается рукой направляющего и становится в конец колонны. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

Методические указания. Бег можно заменить прыжка­ми, передвижением ползком, сидя, спиной вперед и т. п.

«Услышь свое имя»

Цель: развитие быстроты реакции. Количество игроков - 5-15 человек. Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция. Играющие стоят спиной друг к другу, у од­ного из игроков мяч, он бросает мяч назад - вверх и называет чье-либо имя. Тот, кого назвали, должен развернуться лицом в круг и поймать мяч большее количество раз.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.

Игры, направленные на развитие быстроты реакции и движений, точности и дифференцировки усилий, внимания и умения ориентироваться в пространстве

«Быстрый и ловкий»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции и точности движений. Играют от трех пар, состоящих из взрослого и ре­бенка. Инвентарь: 6-8 стульев.

Инструкция. Стулья ставят по кругу, плотно один к дру­гому, сиденьями внутрь, на них садятся участники игры.

Половина детей - половина взрослых. Водящий встает в середину круга. Его стул свободный. По сигналу водящий ста­рается сесть на этот стул, но сидящие перемещаются вправо или влево и мешают ему найти свободное место. Игрок, не ус­певший передвинуться на соседний стул, сменяет водящего, и игра продолжается.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может проводиться несколько раз.

«Бездомный щенок»

Цель: та же, что и в предыдущей игре. Количество игро­ков - 7-9 человек. Инвентарь: 6-8 стульев, на один меньше количества играющих.

Инструкция. Стулья ставят по кругу, сиденьями наружу. Участники игры, стоящие по кругу с внешней стороны, по сигналу бегут вправо (влево). По свистку каждый старается занять место, но, поскольку стульев меньше, один игрок ос­тается без места. Он выбывает, а из круга убирают еще один стул. Выигрывает тот, кто останется последним.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может проводиться несколько раз.

«Спаси друга»

Цель: развитие ловкости и внимания, быстроты двига­тельной реакции. Количество игроков - 3. Инвентарь: игруш­ка, веревка, стол, табурет.

Инструкция. Один из игроков находится в шаге от игруш­ки, а двое сбоку, в 15-20 см. Ведущий завязывает из двухмет­рового шнура большую петлю и подает сигнал к началу игры. Стоящий около стола выбирает момент, быстрым движением продевает руку сквозь петлю и, схватив фигурку, выдергива­ет руку обратно. Двое других стараются в этот момент затя­нуть петлю, чтобы в нее попала рука первого игрока. Тот, кто сумеет выполнить задание, победитель.

Методические указания. Каждому дается одна попытка. Игроки по очереди меняются местами.

«Кто быстрей»

Цель: развитие мелкой моторики кисти, быстроты и точ­ности движений. Количество игроков должно быть четным. Инвентарь: 6 м веревки, две палочки, лента.

Инструкция. К двум круглым палочкам привязывают концы шестиметрового шнура. В середине прикрепляют цвет­ную ленту. Одну палку держит первый игрок, другую - вто­рой. По сигналу оба начинают наматывать шнур на свою па­лочку. Побеждает тот, кто первым накрутит его до середины.

Методические указания. Если играют несколько пар де­тей, игру можно продолжать до тех пор, пока не будет выяв­лен один, самый ловкий, игрок.

«Эстафета с обручем»

Цель: развитие точности и быстроты движений. Количе­ство игроков - 10 человек. Инвентарь: обручи.

Инструкция. Соревнуются две команды по пять человек, они выстраиваются шеренгами друг против друга. Расстояние между игроками в командах 1,5-2 шага. Первому (капитану) в каждой команде дают обруч. По свистку капитаны пропус­кают обруч сверху вниз через себя, опускают его, а затем пе­редают соседнему игроку. Тот делает то же самое, передает третьему и т. д.

Методические указания:

- игра длится до тех пор, пока обруч не вернется к капитану;

- выигрывает команда, которая быстрее закончила игру и не совершила ошибок;

- игра проводится 3-4 раза.

«Сбей кеглю»

Цель: обучение дифференцировке усилий, развитие гла­зомера, точности движений.

Количество игроков может быть любым. Инвентарь: кег­ли, кубики, игрушки.

Инструкция. Перед каждым участником на расстоянии 2-3 м стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.

Методические указания. Игра малой интенсивности, мо­жет повторяться неоднократно.

Игры, формирующие умение запоминать порядок и ко­личество предметов

Эта группа игр не только формирует двигательные навы­ки, но и способствует развитию логического мышления и во­ображения, помогает приспосабливаться к жизненным ситу­ациям. Такие игры основаны на использовании круговой тре­нировки, где все упражнения выполняются по «станциям» с определенным количеством повторений. Для детей с ДЦП метод круговой тренировки упрощен и представлен в виде комплекса сюжетно-ролевых игр, включающий упражнения с манипуляцией предметами, ненавязчивым выполнением движений, которые в обычных условиях осваиваются с боль­шим трудом.

«Путешествие»

Цель: развитие воображения, фантазии, закрепление дви­гательных умений.

Инструкция. Заранее подготавливается зал, каждый предмет в нем получает определенное название, которое при­меняется в путешествии.

1. Гимнастическая стенка - «Корабль». Ребенок имеет право перемещаться по ней любым способом, но вставать на пол нельзя.

2. Обручи - «Острова». Если острова близко друг от друга - ребенок делает прыжок, если расстояние большое - прыжок на остров с ноги на ногу.

3. Баскетбольное кольцо - «Ключ к открыванию дверей». Чтобы продолжить путешествие, нужно попасть мячом в кольцо.

4. Канат - «Лианы». Нужно встать из положения, сидя, взявшись за канат и перебирая руками, и т. д.

Играющие начинают путешествие с любой «станции». Побеждает не тот, кто первым закончит дистанцию, а тот, кто успешнее справиться с препятствиями.

Методические указания:

- по окончании игры дети обязательно должны обменять­ся впечатлениями, а ведущий определяет самого лучшего путешественника и назначает его на следующее занятие ка­питаном. Такой подход формирует у ребенка стремление к ка­чественному выполнению каждого указания, что и приводит К незаметному, безболезненному освоению двигательных на­выков;

- можно использовать не только «станции» двигательных Действий, но и «станции» загадок, поговорок, рисунков, крос­свордов, отгадываемых вместе с родителями.

 

Регулярная двигательная активность помимо объектив­ных физических воздействий положительно влияет на пси­хическое состояние и поведение инвалидов, способствует про­цессу их социальной включенности (Гончарова М.Н., Гринина А.В., 1990).

Выбор коррекционно-развивающих игр для детей с от­клонениями интеллекта требует особого внимания. И здоро­вые дети, и дети аномального развития играют в одни и те же игры, но умственно отсталый ребенок никак не может быть приравнен к нормально развивающемуся, даже более младшего возраста. Он - иной по своим проявлениям (Шап- кова JI.B., 2001).

Подвижные игры должны быть не только доступными по сложности, но и эмоционально разнообразными. Должны учи­тывать личные интересы детей, нести целительную радость каждому ребенку.

По уровню сложности наиболее доступными для детей с умственной отсталостью являются сюжетные подвижные игры.

При подборе подвижных игр необходимо учитывать сле­дующие моменты:

- содержание игр (сюжет, правила) должно соответ­ствовать уровню интеллектуального и двигательного раз­вития, эмоционального состояния и личностных интересов детей;

- подвижные игры предполагают варианты усложнения, но процесс насыщенной моторными действиями должен осу­ществляться постепенно по мере овладения простыми форма­ми движений;

- содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия: коррекцию телосложения, развитие координационных возможностей, коррекцию двигательных нарушений, развитие физических качеств, укрепление и оз­доровление всего организма в целом;

- в процессе игры необходимо стимулировать познаватель­ную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка.

«Через ручеек»

Цель: развитие координации движений.

На игровой площадке проводят две линии (можно изви­листые) на расстоянии 1,5-3 м друг от друга. Это «ручеек». Через «ручеек» положены камешки на расстоянии 30 см друг от друга (кусочки картона, пенопласт или просто нарисован­ные кружки). Они расположены с таким расчетом, чтобы ре­бенок мог без особого труда перебраться с одного камешка на другой, а затем и с одного бережка на другой.

Педагог подводит играющих детей к черте и объясняет, что нужно по камешкам перебраться на другой берег, не за­мочив ноги. Дети по очереди, перепрыгивая с камешка на ка­мешек, перебираются на другой берег ручейка. Тот ребенок, который оступился и стал мимо камешка, а значит, замочил ноги, отправляется сушить их на скамейку и временно выбы­вает из игры.

Игра продолжается несколько раз. Затем учитель хвалит всех детей, отмечая в то же время самых быстрых и ловких (БаршайВ.М., 2001).

«С кучки на кучку»

Цель: развитие координации движений.

На игровой площадке чертится две ровные или извилис­тые линии на расстоянии 3-5 м. Это берега, между которыми располагается болото. Каждый играющий получает по две до­щечки. Дети становятся на одной стороне болота и при помо­щи дощечек передвигаются на другую сторону. Кто из ребят оступится и попадет ногой в болото, тот выбывает из игры. В конце обязательно подвести итоги и отметить самых акку­ратных (Гужаловский А.А., 1976).

«У медведя во бору».

Цель: Развитие способностей бега, опорно-двигательного аппарата, ловкости, координации движений, чувства спортив­ного соперничества.

На игровой площадке чертят две линии, расстояние меж­ду ними 5-10 м. За первой линией - «домик» детей, а за вто­рой - «домик» (берлога) медведя. Игровая площадка между двумя линиями - это лес. Игру начинает в роли медведя учи­тель, а потом «медведя» выбирают из играющих детей. Дети идут в лес в сторону домика медведя и на ходу говорят следу­ющую рифмовку:

У медведя во бору Го и бы, ягоды беру. Медведь рычит, Он на нас сердит!..

Услышав эти слова, «медведь» рычит, выбегает из берло­ги и бросается ловить детей, которые стараются убежать от него за линию своего «дома». Пойманного ребенка «медведь» отводит в свою берлогу, а игра повторяется. После того как «медведь» поймал 4-5 детей, водящего можно сменить.

«Дотронься до...»

Цель: развитие быстроты реакции, бега и внимательности.

Объектом игры является любой предмет находящийся в поле зрения учеников. Дети свободно располагаются на пло­щадке. По сигналу учителя («Дотронься до... мяча!») все дети мгновенно должны сориентироваться в пространстве в поис­ке мяча. Дети, нашедшие мяч, должны дотронутся до него, оставаясь на месте. Задания могут быть разнообразны: цвета, размеры, одежда, предмета. Подвести итог - кто самый быст­рый и внимательный (Короткое И.М., 1987).

«Сиамские близнецы»

Цель: развитие ловкости, согласованности действий с партнерами, быстроты реакций, точности движений.

Дети делятся на пары, встают плечом к плечу. Каждой паре выдается лента, которой завязываются внутренние ноги ребят. Теперь они «сиамские близнецы». Игра проводится в виде эстафеты. В каждой команде по нескольку пар. По команде учителя (свистку, хлопку) первые пары каждой команды в позе близнецов передвигаются до ориентира (стой­ки, стены, линии), касаются его и бегут назад; после этого стар­тует вторая пара, и так должны проделать все участники. По­беждает команда, закончившая эстафету первая.

«Бездомный заяц»

Цель: развитие внимательности, быстроты реакции, ко­ординации движений.

Из числа играющих выбираются «охотник» и «бездомный заяц». Остальные играющие «зайцы» чертят себе кружки,

И каждый встает в свой - это «домик» зайца. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц должен спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стояв­ший в кружке, должен сейчас же убежать, потому что те­перь он становится бездомным и охотник должен поймать его. Когда охотник запятнал зайца, они меняются ролями (Фомина А.И., 1974).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: