Утверждениям приписывается значение в баллах, равное числовому значению ответа в бланке ответов. Часть пунктов интерпретируются в обратных значениях:
Вариант ответа | В прямых значениях | В обратных значениях |
Абсолютно не согласен | 1 балл | 6 баллов |
Не согласен | 2 балла | 5 баллов |
Скорее не согласен | 3 балла | 4 балла |
Скорее согласен | 4 балла | 3 балла |
Согласен | 5 баллов | 2 балла |
Абсолютно согласен | 6 баллов | 1 балл |
Подсчёт сырых баллов по основным шкалам
Шкала | Прямые утверждения | Обратные утверждения |
Позитивные отношения | 1, 19, 25, 37, 49, 67, 79 | 7, 13, 31, 43, 55, 61, 73 |
Автономия | 8, 14, 26, 38, 50, 68, 80 | 2, 20, 32, 44, 56, 62, 74 |
Управление средой | 3, 21, 33, 39, 51, 57, 69, 81 | 9, 15, 27, 45, 63, 75 |
Личностный рост | 10, 16, 28, 40, 46, 52, 64, 70 | 4, 22, 34, 58, 76, 82 |
Цели в жизни | 5, 23, 47, 53, 59, 71, 77 | 11, 17, 29, 35, 41, 65, 83 |
Самопринятие | 6, 12, 30, 36, 48, 72, 78 | 18, 24, 42, 54, 60, 66, 84 |
Психологическое благополучие | 1, 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 33, 36, 37, 38, 39, 40, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 57, 59, 64, 67, 68, 69, 70, 72, 71, 77, 78, 79, 80, 81 | 2, 4, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 20, 22, 27, 29, 31, 32, 34, 35, 18, 24, 41, 42, 43, 44, 45, 54, 55, 56, 58, 60, 61, 62, 63, 65, 66, 73, 74, 75, 76, 82, 83, 84 |
|
|
Выявляется также общий показатель психологического благополучия, который имеет следующие уровни выраженности:
0-323 баллов – низкий уровень психологического благополучия;
324-353 баллов – средний уровень психологического благополучия;
354 и выше баллов – высокий уровень психологического благополучия;
Содержательная интерпретация шкал опросника психологического благополучия
- Шкала «Положительные отношения с другими».
Респондент, набравший наименьший балл, имеет лишь ограниченное количество доверительных отношений с окружающими: ему сложно быть открытым, проявлять теплоту и заботиться о других; в межличностных взаимоотношениях, как правило, он изолирован и фрустрирован; не желает идти на компромиссы для поддержания важных связей с окружающими.
Респондент, набравший наибольший балл, имеет удовлетворительные, доверительные отношения с окружающими; заботится о благополучии других; способен сопереживать, допускает привязанности и близкие отношения; понимает, что человеческие отношения строятся на взаимных уступках.
- Шкала «Автономия».
Высокий балл по данной шкале характеризует респондента как самостоятельного и независимого, способного противостоять попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом; самостоятельно регулирует собственное поведение; оценивает себя в соответствии с личными критериями.
Респондент с наименьшим баллом - зависит от мнения и оценки окружающих; в принятии важных решений полагается на мнение других; поддается попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом.
|
|
- Шкала «Управление окружением».
Высокий балл — респондент обладает властью и компетенцией в управлении окружением, контролирует всю внешнюю деятельность, эффективно использует предоставляющиеся возможности, способен улавливать или создавать условия и обстоятельства, подходящие для удовлетворения личных потребностей и достижения целей.
Низкий балл характеризует респондента как человека, который испытывает сложности в организации повседневной деятельности, чувствует себя неспособным изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства, безрассудно относится к предоставляющимся возможностям, лишен чувства контроля над происходящим вокруг.
- Шкала «Личностный рост».
Респондент с наибольшим баллом - обладает чувством непрекращающегося развития, воспринимает себя «растущим» и самореализовывающимся, открыт новому опыту, испытывает чувство реализации своего потенциала, наблюдает улучшения в себе и своих действиях с течением времени; изменяется в соответствии с собственными познаниями и достижениями.
Респондент с наименьшим баллом - осознает отсутствие собственного развития, не испытывает чувства улучшения или самореализации, испытывает скуку и не имеет интереса к жизни, ощущает неспособность устанавливать новые отношения или изменить свое поведение.
- Шкала «Цель в жизни».
Испытуемый с высоким баллом по данной шкале имеет цель в жизни и чувство направленности; считает, что прошлая и настоящая жизнь имеет смысл; придерживается убеждений, которые являются источниками цели в жизни; имеет намерения и цели на всю жизнь.
Испытуемый с низким баллом - лишен смысла в жизни; имеет мало целей или намерений; отсутствует чувство направленности, не находит цели в своей прошлой жизни; не имеет перспектив или убеждений, определяющих смысл жизни.
- Шкала «Самопринятие».
Наибольший балл характеризует респондента как человека, который позитивно относиться к себе, знает и принимает различные свои стороны, включая хорошие и плохие качества, положительно оценивает свое прошлое.
Респондент с наименьшим баллом - не доволен собой, разочарован событиями своего прошлого, испытывает беспокойство по поводу некоторых личных качеств, желает быть не тем, кем он или она является.
Нормативные значения показателей теста психологического благополучия
Шкала | Мужчины | Женщины | ||||||
20-35 лет | 35-55 лет | 20-35 лет | 35-55 лет | |||||
M (среднее) | σ (стандартное отклонение) | M | σ | M | σ | M | σ | |
Позитивные отношения | 63 | 7,12 | 54 | 6,52 | 65 | 8,28 | 58 | 7,59 |
Автономия | 56 | 6,86 | 57 | 7,73 | 58 | 7,31 | 57 | 5,61 |
Управление средой | 57 | 6,27 | 56 | 8,27 | 58 | 7,35 | 59 | 8,32 |
Личностный рост | 65 | 4,94 | 58 | 7,80 | 65 | 6,04 | 63 | 7,90 |
Цели в жизни | 63 | 5,16 | 58 | 8,51 | 64 | 8,19 | 59 | 6,99 |
Самопринятие | 59 | 6,99 | 52 | 5,31 | 61 | 9,08 | 57 | 6,14 |
Психологическое благополучие | 363 | 24,20 | 336 | 33,94 | 370 | 34,68 | 351 | 23,93 |