Рассмотрим следующие понятия:
- сигнализация (автосигнализация);
- моноблочная (компактная) и модульная (разнесенная) система, блок-модуляр;
- сирена автономная и неавтономная;
- иммобилайзер;
- электронные карточка, метка и ключ;
- охранный комплекс;
- пейджер, двусторонняя связь;
- дистанционный и автоматический запуск двигателя.
Средства защиты автомобиля от угона совершенствуются постоянно и непрерывно. В наш технократический век электроника развивается бурными темпами, не остается в стороне от глобальных процессов и электроника автомобильная, в частности,автосигнализации.
В настоящее время трудно себе представить, что еще 20 лет назад автосигнализации были до смешного примитивны. Еще труднее вообразить, что скажут о современных охранных системах, кажущимися сегодня верхом совершенства, 20 лет спустя.
К средствам электронной защиты автомобиля причислим автосигнализации, иммобилайзеры, а также электронные охранные комплексы, объединяющие в себе и то, и другое. Хотя, строго говоря, элементарную "секретку" также можно назвать средством электронной защиты.
|
|
Автосигнализации — это самый распространенный на сегодняшний день вид электронной защиты автомобиля. Предназначение автосигнализаций рассмотрим ниже, в разделе, посвященном их основным функциям, а пока рассмотрим состав. Автомобильная сигнализация (далее сигнализация или охранная система) — это электронное усгройсгво, включающее блок а брелок.
Рис. 1.1. Основные компоненты устройств электронной защиты
На блоке расположены контактные группы для подключения жгутов проводов. Провода жгута подключаются к автомобильной электропроводке и периферийным устройствам сигнализации, таким как сирена, светодиодный индикатор, концевые выключатели, всевозможные датчики. Количество и тип периферийных устройств определяется ценовой группой и комплектацией сигнализации.
По местонахождению электронной начинки сигнализации делятся на две большие группы — моноблочные (компактные) и модульные (разнесенные). У компактных систем электроника располагается в находящейся под капотом сирене, и все вместе это называется моноблоком. У модульных систем электронные схемы располагаются в отдельном блоке, устанавливаемом в салоне автомобиля и называемом "блок-модуляр".
Сирены сигнализаций бывают автономные и неавтономные. Внутри автономной сирены находится автоматически подзаряжаемый аккумулятор, питающий сирену при попытке обезвреживания ее путем перерезания проводов, а на корпусе есть личинка для отключения. Отметим, что для моноблочных систем никакая сирена не требуется — сигнализация с сиреной едины, на моноблоке обычно тоже есть личинка, и поворот ключа выключает моноблочную сигнализацию полностью. В модульных системах поворот ключа нейтрализует только автономную сирену, а сигнализация при этом продолжает работать без участия сирены. Для отключения модульной сигнализации обычно служит специальная кнопка. Но о кнопках, брелках и датчиках будет рассказано ниже.
|
|
Светодиодный индикатор (или иногда дисплей из светодиодов) служит для сообщения о режиме работы системы. Когда сигнализация на охране, он на большинстве сигнализаций мигает медленно, примерно один раз в секунду. В остальных режимах работы светодиодный индикатор мигает по-другому, но в каждом режиме по-своему. Очень важно, что практически на всех сигнализациях он позволяет диагностировать причину срабатываний, то есть определять, что послужило причиной последней тревоги: открывалась ли дверь, капот или срабатывал датчик.
Электрическая противоугонная система (иммобилайзер) внешне очень похожа на сигнализацию, тоже имеет в своем составе блок. Основное их отличие в предназначении. Иммобилайзер предназначен для того, чтобы при определенных обстоятельствах двигатель автомобиля не заводился, то есть для иммобилизации. Иммобилайзеры, как правило, не имеют брелков, но имеют устройства идентификации. Как правило, это электронные ключи, которые необходимо подносить к определенному месту, где установлено считывающее устройство, либо электронные карточки или метки — их подносить никуда не нужно. Это устройства распознавания хозяина. Владельцу автомобиля необходимо всего лишь иметь карточку или метку при себе.
Нередко электронные метки и карточки, а иногда и ключи называют транспон-дерами. Транспондерная технология, как и сам транспондер, была предложена и запатентована фирмой Техаз 1п51штеп18. В настоящее время созданы другие устройства, такие как противоразбойные карточки, метки-брелки, которые относятся к "электронным ключам с уникальным кодом". Как правило, отличия их от оригинального транспондера подчеркиваются разработчиками, и называются они, например, транспондерами-метками. Однако на этапе продажи этих изделий о формальных отличиях никто не задумывается, и все они зовутся умным словом — "транспондер".
Кроме транспондеров изредка встречаются и другие устройства идентификации. Большинство из них на сегодняшний день уже устарело. Например, иммо-билайзеры с кнопочной панелью как у телефонов — чтобы завести двигатель, необходимо ввести код последовательным нажатием кнопок.
Иммобилайзеры обычно не имеют датчиков, а сирена для них является роскошью. Однако нет правил без исключений, и присутствовать в составе иммоби-лайзера может все, что угодно, даже запирание дверей при постановке на охрану. Но если присутствует охрана дверей или прочие датчики, то это уже не им-мобилайзер, а сигнализация либо охранный комплекс.
В настоящее время идет процесс стирания грани между сигнализациями и им-мобилайзерами. Практически все современные сигнализации обладают функцией иммобилайзера (о функциях сигнализаций ниже). Существуют устройства-гибриды "два в одном" — это сигнализации, имеющие в своем составе помимо брелков электронный ключ, способный функционально заменить брелок.
Производятся электронные охранные комплексы, включающие все современные возможности и комплектуемые как брелками, так и устройствами идентификации владельца. К сожалению, цена этих комплексов пока еще высока, однако со временем любая электроника становится более доступной и массовой. Охранным комплексом будем называть любую комбинацию охранных средств.
|
|
Есть устройства, которые вроде бы относятся к сигнализации, но представляют собой независимые изделия, — это приводы и модули центрального замка, модули стеклоподъемников, дополнительные датчики, пейджеры, модули автозапуска двигателя и другие. Все они своевременно будут упомянуты, а сейчас — о пейджерах и автозапуске.
Пейджер в нашем контексте — это автопейджер. Следует иметь ввиду, что компании пейджинговой связи некогда распространяли совершенно другие пейджеры. Сейчас этот вид средств связи утратил былую популярность, мобильная связь вытеснила пейджинговую. Но пейджинговая связь находит другие прикладные применения, среди которых есть и управление автомобильным охранным комплексом. Случаи такого применения пока редки, а частыми они могут и не стать опять-таки из-за конкуренции со стороны мобильной связи. Так или иначе, а в данном разделе речь идет об автономном устройстве — автомобильном пейджере.
Пейджер состоит из блока-передатчика, устанавливаемого в салоне автомобиля, и брелка-приемника, и предназначен для передачи тревожного сигнала. Когда срабатывает сирена сигнализации, то и приемник пейджера подает свой голос, информируя хозяина о тревоге. Когда, в силу разных причин, сирену услышать нельзя, то пейджер остается единственным источником информации о состоянии автомобиля.
Пейджеры различаются по частотам радиоканала и по дальности действия. Что касается частот, то к настоящему моменту подавляющее большинство моделей, представленных на российском рынке, работает в соответствии с государственными нормативными документами на частоте 433,92 МГц. Новые разработки в области автомобильных пейджеров направлены, главным образом, на увеличение дальности действия и расширение возможностей. Реальная дальность действия сильно зависит от условий окружающей среды, и в некоторых моделях на открытом пространстве уже составляет несколько километров.
Расширение возможностей пейджеров означает увеличение количества передаваемых сигналов. Существуют модели пейджеров, в которых сигнал тревоги передается с указанием причины срабатывания, — это так называемые многозонные пейджеры. Кроме сигналов тревоги могут быть переданы сигналы контроля радиоканала (связь есть/связи нет), а также разнообразная информация о состоянии автомобиля и охранной системы вплоть до температуры в салоне или подтверждения автоматического запуска двигателя. Для реализации подобных возможностей пейджер и охранная система, как правило, должны быть одного производителя. Это обеспечивает полную совместимость, возможность "общения на одном языке".
|
|
Двусторонняя связь в сигнализациях является логическим продолжением расширения возможностей пейджеров. Пейджер и брелок объединены, полученный в результате пейджер-брелок, как правило, оснащен информативным дисплеем, на котором можно видеть состояние автомобиля. Следующим шагом развития темы двусторонней связи скорее всего будет слияние пейджера-брелка с электронной меткой; такие системы уже появились и "обкатываются".
Использование мобильной телефонной связи в охране автомобиля может быть распространено уже в недалекой перспективе. Реальностью стали уже не только ОЗМ-пейджеры, но и двусторонняя связь, основанная на телефонии этого стандарта. Обмен информацией в этих устройствах может вестись по обычному каналу передачи голосовой информации или с использованием службы коротких сообщений 5М8. Преимущество перед обычным способом передачи сигналов по радиоканалу очевидно: зона приема сигнала ограничена только зоной покрытия сотовой сети.
Дистанционный и автоматический запуски двигателя существенно повышабют удобство пользования охранной системой. Дистанционный запуск осуществляется по команде с брелка, автоматический — без участия брелка, по сигналу таймера, термометра и т. д. Правда, ходит легенда, как один продавец демонстрировал покупателю дорогого "Мерседеса" дистанционный запуск двигателя, а автомобиль тронулся и въехал в стену, успев прилично разогнаться. Легенда не лишена оснований; наверняка это было, по крайней мере, могло быть, но с тех пор многое изменилось, опыт учтен. При правильной установке ныне подобная ситуация уже невозможна.
Аппаратура дистанционного и автоматического запуска включается в состав охранной системы либо поставляется в виде отдельного модуля. С течением времени данная возможность приобретает все большую популярность. К сожалению, на карбюраторные автомобили с ручным управлением заслонкой (в просторечии — подсос) данная аппаратура не устанавливается, а ведь именно эти автомобили и требуют наиболее длительного прогрева двигателя. Однако, доля карбюраторных автомобилей с течением времени уменьшается, и через несколько лет проблема исчезнет сама собой.
Более подробно о системах с транспондерами, двусторонней связью, автоматическом и дистанционном запусках будет рассказано далее в соответствующих тематических обзорах.
На рис. 1.2 дана попытка классифицировать основные функции сигнализаций объективно. Здесь они изначально подразделяются на охранные и сервисные.
Рис. 1.2. Функции сигнализации
Основные функции сигнализации
В этом разделе рассматриваются следующие понятия: * звуковая и световая сигнализация, сигнал тревоги;» охрана периметра;
- работа и классификация датчиков автосигнализаций;» фиксированный и плавающий коды брелка;
- блокировка двигателя и ее виды.
Основной функцией сигнализации является охрана автомобиля путем оповещения хозяина о попытке проникновения в его автомобиль. Оповещение, как правило, происходит путем включения сирены, установленной под капотом, и/или передатчика пейджера. Включение сирены и/или пейджера обычно называют звуковой сигнализацией. При этом включается и световая сигнализация, мигают либо указатели поворотов, либо габаритные огни. Таким образом, сигнал тревоги (или сигнал оповещения) подается звуком и светом. Если вдуматься в смысл слова "сигнализация", то и назначение ее станет ясным. Заострить внимание на этом, казалось бы, очевидном факте стоит потому, что многие считают основной функцией сигнализации отпирание/запирание дверей при нажатии на кнопку брелка. Бывают ситуации, в которых клиенту остается только недоумевать: как это вообще может существовать такая сигнализация, которая не запирает и не отпирает дверей? Если вам это тоже непонятно, вернитесь к началу абзаца. Возможно, сигнализаций без возможности запирания/отпирания дверей уже и не существует, а вот не подключить запирание/отпирание можно запросто.
Если вам нужно только отпирание/запирание с помощью брелка, то сигнализация будет не самым оптимальным решением. Для этой цели существуют специальные устройства — радиоуправляемые центральные замки. А, быть может, вам больше придется по душе иммобилайзер с центральным замком. Если же в автосалоне или установочном центре (ниже поговорим о том, где лучше устанавливать) таких устройств нет и вы вынуждены установить сигнализацию, обязательно заострите внимание менеджера на том, что вы хотите иметь возможность пользоваться сигнализацией как радиоуправляемым центральным замком. Дело в том, что некоторые охранные системы не позволяют этого.
Итак, основная функция сигнализации — охрана. Она подразделяется на охрану периметра и работу датчиков.
Охрана периметра означает срабатывание сирены при открывании любой двери автомобиля, а также капота и багажника. Реализуется она с помощью концевых выключателей, работающих на замыкание цепи. В большинстве автомобилей при открытой двери горит подсветка салона. Подсветка реализована с помощью штатных концевых выключателей, они же используются и для сигнализации, а для реакции на открывание капота и багажника устанавливаются дополнительные концевые выключатели.
Датчики — это устройства, подключаемые к сигнализации и служащие для реагирования на различные воздействия, прикладываемые к автомобилю. Различают датчики удара, объема, качения/смещения и другие. Датчики удара, как правило, вибрационного типа; ими комплектуются многие сигнализации в силу дешевизны. Датчики объема дороже и бывают двух типов — ультразвуковые и микроволновые (или, что то же самое, радарные). Объемными датчиками комплектуются сигнализации ценовой категорией повыше. И, наконец, датчики смешения/качения/положения — самые дорогие независимо от принципа работы. Сигнализации ими почти не комплектуются, но надо иметь ввиду, что только эти датчики способны среагировать на поддомкрачивание автомобиля.
Датчики удара и микроволновые датчики объема бывают однозонные и двузон-ные. Двузонные датчики — те, что при слабом воздействии подают предупредительный сигнал попискиванием либо покрякиванием сирены, а при сильном включают полный цикл тревоги. В последние годы получают распространение многоуровневые ударные датчики с пропорциональной реакцией на покушение. Чем сильнее удар, тем более длинный отклик на него.
Как правило, есть возможность для подключения любого датчика к любой сигнализации; может возникнуть только проблема двузонности, а уж одну зону всегда можно подключить. Принято рассматривать охрану периметра отдельно от работы датчиков. Тому есть несколько причин, а основная состоит в том, что охрана периметра является обязательной функцией любой сигнализации, но не все сигнализации комплектуются датчиками. Тем не менее, организующий охрану периметра концевой выключатель — это тоже датчик, самый простой датчик открывания двери, капота или багажника.
С функцией охраны следует сопоставить еще одну вещь — код брелка. Это радиосигнал, который передается при нажатии кнопки. Он бывает фиксированным и плавающим. Плавающий код меняется каждый раз, когда вы нажимаете на кнопку брелка, и система встает на охрану или снимается с нее. Естественно, плавающий код лучше фиксированного. Производители сигнализаций с плавающим кодом обещают немыслимое число кодовых комбинаций, то есть код за время жизни автомобиля не повторяется никогда.
Существует множество разновидностей плавающего кода, например, двойной динамический. К сожалению, в этих названиях больше рекламы, чем здравого смысла. Надо отметить, что при современном уровне развития техники все коды читаются, а если какой-то новый и не читается, то это ненадолго. В настоящее время важнее обратить внимание на возможность постановки на охрану и снятия с охраны разными кнопками брелка. Такая возможность с точки зрения защиты от угона может оказаться гораздо эффективнее чрезмерной сложности кода.
Блокировка двигателя — отсутствие возможности запуска — является очень значимой функцией сигнализаций. По значимости ее смело можно поставить на второе место, а для кого-то она обладает неоспоримым первенством. Поэтому вопрос о том, какими средствами и по какому алгоритму организована в охранной системе блокировка двигателя, имеет первостепенную важность. Стандартно двигатель блокируется при включении охраны, т. е. когда автомобиль под охраной, двигатель его не заводится. Если же алгоритм работы сигнализации предусматривает включение блокировки в других ситуациях без включения охраны, это означает, что сигнализация обладает функцией противоугонной системы или иммобилайзера.
Блокировка двигателя бывает активной или пассивной. Это вопрос аппаратной реализации, поясним в двух словах суть явления, не вдаваясь в технические подробности (а может быть наоборот, почаще вдаваться в эти самые подробности?). Отличие активной блокировки от пассивной в том, что при отключении питания системы первая исчезнет, а вторая сохранится. Сказать, какая из них лучше, однозначно нельзя. Пассивная более надежна, лучше выполняет возложенную на нее задачу. Активная лучше тем, что легче нейтрализуется пользователем в случае некорректной работы системы, достаточно обесточить систему — вынуть предохранитель либо разъем из блока.
Реализуются блокировки с помощью обычных электромеханических реле. Если реле вмонтировано в блок, то говорят, что блокировка встроенная. В противном случае блокировка внешняя, для ее реализации требуется установка дополнительного реле. Но, с точки зрения потребителя, важно не это. Важно то, сколько блокировок реализовано в системе и каких именно — активных или пассивных.
Рассмотрим это с точки зрения охранных качеств. Две блокировки лучше одной, пассивная лучше активной, встроенная и внешняя блокировки имеют каждая свои преимущества и недостатки. А наилучшим типом является дистанционная блокировка двигателя. Смысл дистанционной блокировки в наличии в системе специального электронного реле. Это реле зачастую похоже на обычное, оно не связано проводами с блоком, управляющий сигнал получает по штатной проводке автомобиля. Были разработки дистанционных реле, получающих управляющие сигналы по радиоканалу, но широкого распространения они не получили.
Дистанционные блокировки обычно пассивны, хороши они на достаточно дорогих, сложно устроенных автомобилях. На отечественных карбюраторных автомобилях толку от них маловато. К сожалению, для подобных автомобилей не представляется возможным сделать достойную блокировку двигателя.