Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать читателю? Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию)

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения по данному тексту

Композиция сочинения-рассуждения

 

Тема нашего урока актуальна для каждого.

 Древнегреческий философ Менандр утверждал: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». А Сократу - первому из трех выдающихся мыслителей Древней Греции – принадлежат слова: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Слова настолько емкие, что комментарий излишен, тем более, что речь бывает как устной, так и письменной.

Сочинение  представляет особую трудность. Не секрет, что мало кто сейчас любит писать сочинение, а тем более умеет это делать. При этом сочинение имеет свои специфические особенности, соблюдение которых приносит ученику столь необходимые баллы, а несоблюдение – лишает их.

Темы текстов, включенных в контрольно-измерительные материалы.

- о влиянии музыки;

- об истинном благородстве;

- о сущности человеческой личности;

- о внешнем облике и внутреннем мире человека;

- о новых технологиях;

- о настоящей доброте;

- о мнимых «звездах» эстрады;

- о смысле жизни;

- о прошлом и настоящем;

- о ценности классической поэзии;

-  о влиянии живописи на душевный мир человека;

- о счастье;

- о современной молодежи и др.

сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). 

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объем сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) не оценивается.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Композиция сочинения-рассуждения:

 

Таблица №1

  Клише
      Автор размышляет над проблемой… Автор текста затрагивает проблему…. В центре внимания автора проблема… В тексте (имя и фамилия автора в род.п) поднимается проблема….  
      Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни… Проблема раскрывается автором на примере.. В качестве примера автор приводит…. Автор заставляет читателя задуматься над тем…  
      Автор считает, что….. Автор подводит читателя к выводу о том, что… Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…. Автор убеждает нас в том, что…  

 

    Я разделяю точку зрения автора.. Нельзя не согласиться с мнением автора о том.. Я согласен с автором…  
  В качестве аргумента можно привести… Достаточно привести такой пример… Подтверждением сказанному может служить такой (случай, пример, эпизод произведения)…. Приведу ещё один пример, доказывающий актуальность поставленной проблемы…  

 

Таким образом… Следовательно,…. Обобщая сказанное можно сделать вывод…  

 

 

Исходя из данного задания,  сочинение по исходному тексту должно иметь четкую структуру.

План сочинения-рассуждения по заданному тексту.

Заголовок (желательно, но необязательно).

I. Вступление.

II. Формулировка основной проблемы исходного текста.

III. Комментарий к основной проблеме текста.

IV. Определение авторской позиции.

V. Изложение собственной позиции:

1) 1й аргумент в защиту собственной позиции;

2) 2й аргумент;

Вывод.

 VI. Заключение.

Таким образом, сочинение по заданному тексту должно имеет примерно 9 частей. Каждую часть обязательно нужно писать с красной строки. Последовательность частей также менять не нужно, в противном случае будет нарушена логика изложения.

Остановимся подробней на каждом из пунктов плана и попытаемся проанализировать текст, автором которого является В. Астафьев.

 

Текст о Домском соборе

 (1)Домский собор. (2)Дом... (З)Дом... (4)Дом..

(5)Пением органа наполнены своды собора. (б)С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья...

(7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8)0ни густы, осязаемы, (9)0ни всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.

(10)Все замерло, остановилось.

(11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы — всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.

«(12)Может, все, что было до этого, — сон? (13)Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром... (14)3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? (15)3ачем? (16)Почему?»

(17)Дом.(18)Дом.(19)Дом...

(20)Благовест. (21)Музыка. (22)Мрак исчез. (23)Взошло солнце. (24)Все преображается вокруг.

(25)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стёклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (26)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.

(27)3ал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.

(28)И никого нет в зале!

(29)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.

(30)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...

(31)Домский собор. (32)Домский собор.       

(33)3десь не рукоплещут. (34)3десь люди плачут от ошеломившей их нежности.

(35)Плачет каждый о своем. (36)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.

(37)Домский собор. (38)Домский собор.

(39)Ты в моем содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а все, за все благодарю!

 (По В. Астафьеву)

 

 

Как правильно понять исходный текст.

О чем текст? (Ты увидишь тему).

Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы).

Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста)

Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать читателю? Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию)

4. Итак,

1) о чем же прочитанный текст (о музыке).

2) Какие вопросы рассматривает автор, о чем рассуждает? (о том, как под влиянием музыки меняется восприятие окружающего мира, меняется душевное состояние героя).

3) Что хочет автор сказать нам через этот текст? (об огромной силе музыки, о ее способности влиять на душу человека, исцелять людские сердца).

5. Определив (сначала устно) тему будущего сочинения, те проблемы, которые будем рассматривать, авторскую позицию, мы можем начать говорить о вступлении к сочинению, которое должно вводить в тему текста.

Вступление может быть написано в форме:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: