Б) Объясните (письменно), как вы понимаете значение термина «автобиографическая проза»

Урок литературы в 5 классе

Тема урока: В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Цели урока:

Познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева, пробудить интерес к его личности.

Учить аналитическому пересказу и составлению аналитического комментария художественного текста.

Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений. Развивать умение составлять план фрагмента текста. Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном. Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Словарная работа: автобиографическая проза, (слова и выражения характерные из текста, характерные для стиля Астафьева)

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Запись темы в тетради. В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

IV. Изучение нового материала.

 

Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее.

К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души. Произведения, вышедшие из-под пера писателя, хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Это многочисленные рассказы и повести: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь-рыба».

В.П. Астафьев – искренний и правдивый писатель. В подтверждение этому обратимся к словам А.Михайлова: «… хочется сказать, что он … много испытал и выстрадал, прежде чем попытался рассказать о пережитом, о виденном». А жизнь великого сына земли красноярской была нелёгкой.

Мальчику было семь лет, когда утонула мать, Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство. Однако довелось Вите быть беспризорником, узнать, что такое детский дом.

Из родных мест ушёл в 1942 году на фронт, сражался, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем.

В послевоенные годы пришлось сменить будущему писателю много профессий. В 1951 году он становится сотрудником газеты «Чусовой рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии.

Я надеюсь, ребята, что вы заинтересовались произведениями В. Астафьева, его личностью, стремящейся к правде. А сейчас мы переходим к работе над рассказом «Васюткино озеро».

V. Работа с учебником: а) с. 123 – чтение и письменно ответить на вопрос № 1 в задании «Проверь себя»; б) сейчас мы переходим к работе над рассказом «Васюткино озеро».

VI. Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро»

А) Работа по учебнику

Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с историей создания рассказа. Самостоятельно прочитайте статью в учебнике – хрестоматии «Судьба рассказа «Васюткино озеро» (страница 136)

б) Объясните (письменно), как вы понимаете значение термина «автобиографическая проза».

Впервые писательские умения В.П. Астафьева стали проявляться в школьных сочинениях. Так, события, описанные в одном из сочинений, позже легли в основу рассказа для детей «Васюткино озеро». В детдоме написал сочинение о том, как мальчик заблудился в тайге и нашёл неизвестное озеро. Сочинение было признано лучшим и опубликовано в школьном журнале. Много лет спустя вспомнил об этом сочинении и написал рассказ для ребят. Детству посвящены многие книги писателя. Воспоминания о детстве крестьянского мальчика автобиографичны и говорят о становлении характера. Они дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.

в). Работа в тетради Задания: составить памятки (примерно 5 пунктов):

«Советы идущему в лес»,

«Если ты заблудился?» -  выбираем одну из двух предложенных тем и позже пересылаем учителю в Vk


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: