Стих (из основного текста или приложения)

Проект     

“О Царских детях в стихах”

ЗАЩИТНОЕ СЛОВО

Введение

Эмалевый крестик в петлице
И серой тужурки сукно…
 Какие печальные лица
 И как это было давно.


Какие прекрасные лица
 И как безнадежно бледны —
 Наследник, императрица,
 Четыре великих княжны…








Георгий Иванов

Г.

Каждому из правителей царственного рода Романовых известнейшие деятели искусства посвящали свои произведения. Особое место в этом огромном спектре разных художественных направлений отведено поэзии. Каждому правителю были посвящены стихи, разные по стилю, по жанру, по характеру. Когда мы обращаемся к стихам, которые посвящены детям последнего русского царя-мученика Николая II - перед нами открывается совсем особенная картина.

Классики пишут в своем стиле, не отходя от своих привычных художественных приемов и соблюдая все требования жанра. В каждом стихе, в прямой или косвенной форме, присутствует обращение к Богу. Авторы обращаются к царевнам и царевичу, с большим почтением. Акцент делается на действиях и характерах героев. Писатели отмечают их душевные качества: нежность, кротость, светлость, доброта, милосердие, самопожертвование. В тональности стиха есть скорбь о них, как о очень дорогом, невозвратно потерянном духовном достоянии. Царевны представлены нам не просто как отдельные индивидуальные личности, но и как часть целого и большого государства, богатой аристократической культуры. И каждый ребенок, изучая их биографию может найти в их воспоминаниях, в дневниковых записях, что-нибудь важное и близкое для себя. Ведь для настоящих духовных ценностей не существует понятий времени и пространства.

Поэтому, мы ставим цель - узнать нравственные качества царских детей через классическое и современное поэтическое творчество.

Методы:

1) в процессе исследования узнать, какие нравственные качества, особенности характера и поведения, отмечают авторы стихов;

2) изучить специальную литературу;

3) сделать анализ и обобщение.

Практические результаты:

1) познакомить детей с творчеством русских классиков и современных поэтов, посвященным Царским детям;

2) стихи могут быть представлены учащимися на уроках в воскресных школах;

3) сделать аудиозапись стихов и провести их трансляцию на православном радио;

4) оформить альбом со стихами;

Поэтические произведения современных авторов и классиков о Царской семье во многом походят друг на друга. Авторы стихов обращают внимание — это семья, особенности воспитания. Общие идеи, которые присутствуют во всех стихах — это идея единства семьи, тема самопожертвования, идея духовной силы, непоколебимости, света и чистоты, и тема трагичной мученической участи. Стихотворения о царских детях носят поучительный характер. При описании внешнего вида каждого из членов царской семьи, писатель наблюдает гармонию внешнего и внутреннего облика своих персонажей. Великие княжны как прекрасные внешностью и душой девушки, послушные, жизнерадостные и верные родителям и вере, дочери. Их сравнивают с цветами, с лучами солнца, с росой, струями ручья. Царевича Алексея мы видим, как сильного и мужественного мальчика, как надежного правителя и отрока-мученика.

Итак, мы предлагаем рассмотреть собранные нами стихи русских классиков и современных авторов.

СТИХ о Царских детях. (ИЗ ОСНОВНОГО ТЕКСТА ИЛИ ИЗ ПРИЛОЖЕНИЯ)

Княжна Ольга

Эпиграф

«Я русская и хочу жить в России»

«Очень начитанна», «замечательно умна», «хрустальная душа», «имела абсолютный слух», «любила уединение и книги». Так говорили о великой княжне Ольге, старшей дочери царя. Она родилась в ноябре 1895-го, через год после венчания родителей. Впервые причастилась после крещения, когда ей было 11 дней, в церкви Царскосельского дворца. По характеру тонко чувствующая, не склонная к лидерству. Роль ведущей она охотно уступала сестре Татьяне, хотя та была младше на полтора года. Они одинаково одевались, спали в одной комнате, делились сердечными тайнами.Ольгу называли «папина дочка». Если не могла ответить на вопрос, говорила: «Спросите у папы». Носила медальон с портретом Николая I.

К ней сватался румынский принц Карл. Когда зашла речь о замужестве, заявила: «Я русская и хочу жить в России». Ей оказывал внимание великий князь Дмитрий Павлович. Но он не скрывал своей неприязни к Распутину. Царица была категорически против такого зятя, и дочь смирилась с её волей. В дневниках Ольга редко пишет «я», в основном «мы». Четыре сестры придумали себе общее «название» ОТМА — по первым буквам имён. Вместе играли в теннис, устраивали конные прогулки… Но боль, страдания, смерть были рядом. Тяжело болел маленький Алексей. Очень сильно переживали родители. Осенью 1914 года великая княжна пошла работать медсестрой в лазарет.

Отправляясь в Сибирь, княжна Ольга, взяла с собой несколько икон, книги на русском и французском. Между страницами положила сухие цветы из Царского Села как напоминание о прежнем счастье. Она не знала, что их ожидает, но многое предчувствовала. Незадолго до расстрела переписала в тетрадь «Молитву» — стихи, тайно переданные семье поэтом Сергеем Бехтеевым: «…И у преддверия могилы / Вдохни в уста Твоих рабов / Нечеловеческие силы / Молиться кротко за врагов!»

СТИХ (ИЗ ОСНОВНОГО ТЕКСТА ИЛИ ИЗ ПРИЛОЖЕНИЯ)

 

Княжна Татьяна

Эпиграф

 «Пусть Божье благословение тебя защищает!»

 Татьяна была энергичной, отлично ездила верхом, шефствовала над уланским полком. Внешне она походила на Александру Фёдоровну. Придворные отмечали утончённую красоту Татьяны, аристократизм, решительность и практический ум. Когда царица болела, вторая дочь ведала распорядком в доме. Иногда её в шутку звали гувернёром. Она часто сопровождала царя на прогулках. Сёстры знали: если папá нужно о чём-то попросить, лучше всех это сделает Таня.

В сентябре 1911-го у неё на глазах убили Петра Столыпина. Вместе с отцом она сидела в театральной ложе, когда прозвучали выстрелы... «На Татьяну это произвело сильное впечатление, она долго плакала», — писал Николай II своей матери.

В сентябре 1914-го по инициативе великой княжны соз­дали комитет помощи пострадавшим от войны. Генерал Мосолов вспоминал, что семнадцатилетняя дочь царя «активно, разумно и толково» участвовала во всех делах. Тогда же у неё проявился талант сестры милосердия. Она ассистировала при сложных операциях, уверенно и умело перевязывала тяжёлые раны. Доктора отмечали, что им редко приходилось встречать такую спокойную и ловкую хирургическую сестру. Благодаря сильному характеру она стала опорой для матери. После ареста, в Сибири, ухаживала за ней: помогала одеваться, укладывала волосы, старалась отвлечь от тяжёлых мыслей.

31 декабря 1917 года подарила красивую тетрадь для дневника. С надписью: «Моей любимой дорогой маме с лучшими пожеланиями счастливого Нового года. Пусть будет Божье благословение с тобой и всегда тебя защищает!»

Вечером 16 июля 1918 года Татьяна допоздна читала Александре Фёдоровне Библию. Через несколько часов их разбудили, велели одеться и спуститься в подвал. Сказали, что для переезда в другое здание. Позже участники казни говорили, что Татьяна встала рядом с царицей, поближе, — последнее, что она смогла сделать для мамы...

СТИХ (ИЗ ОСНОВНОГО ТЕКСТА ИЛИ ПРИЛОЖЕНИЯ)

Княжна Мария

Эпиграф

«Ужасно грустно, что не удалось приложиться к мощам святого»

Третью дочь считали похожей на деда — богатыря Александра III. Статная русская красавица с роскошными волосами и большими глазами, она отличалась добродушием, простотой, умела найти общий язык с разными людьми: с офицерами, солдатами и даже с красногвардейцами.

В детстве ей рассказывали о небесной покровительнице — святой Марии Магдалине, которая осталась одна в пещере, где был похоронен Иисус, и первой увидела воскресшего Спасителя. Великая княжна была не робкого десятка. В феврале 1917-го, когда в Петрограде началось вооружённое восстание, а царь ещё не вернулся с фронта, она не побоялась вместе с Александрой Фёдоровной выйти к воинам, которые их охраняли. Вдали слышались звуки выстрелов, бунтовщики могли напасть на дворец. «Царица и её дочь переходили от одной шеренги к другой, ободряя солдат, забыв о смертельной опасности, которой подвергались», — вспоминала фрейлина Анна Вырубова.

Позже, в Екатеринбурге, арестованная княжна общалась с конвоирами, набранными из местных рабочих. Их сальные шутки не пугали Марию. Она спокойно и строго отвечала грубиянам. Одного охранника, Ивана Скороходова, она пыталась учить музыке.

14 июня, за месяц до расстрела, ей исполнилось 19 лет. Так хотелось сделать общее фото на память! Но конвоиры запретили. Скороходов в тот день приготовил ей подарок — хотел тайно пронести в дом Ипатьева именинный пирог. Его задержал чекистский патруль на входе. Пирог конфисковали, а парня чуть не посадили. Больше он не приходил.

Смелость и сила сочетались в Марии с мягкостью характера. «Машка, неси меня!» — звал больной цесаревич, когда хотел перебраться в другую комнату. А как горячо она молилась за брата! «Когда я вышла из комнаты Алексея после молитвы, у меня было такое чувство, будто я пришла с исповеди… Такое приятное, небесное ощущение», — писала она матери.

«Мы всегда радуемся, когда нас пускают в церковь, — сообщала подруге весной 1918 года. — Но ужасно грустно, что нам ни разу не удалось приложиться к мощам св. Иоанна Тобольского»...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: