Занятие в изостудии (первый год обучения)
Тема: «Натюрморт из бытовых предметов» (акварель)
Актуализация:
Натюрморт из бытовых предметов используется, главным образом, чтобы передать предметный мир – это мир созданный, сформированный человеком и согретый теплотой повседневного общения с людьми, поэтому, «натюрморт из бытовых предметов» при всей внешней скромности, жанр глубоко содержательный.
Любой ребенок, осваивая и познавая окружающий мир, основывается на своем практическом опыте. В этом смысле изображение предметов с натуры — натюрморт, является благодатной почвой. Школьник может рассмотреть, потрогать, понюхать, ощутить на вкус и сравнить с другими предметами те, которые он будет рисовать. Рисуя с детьми среднего и старшего возраста натюрморты, легко осваивать пространство листа (такие понятия, как слева, справа, посередине, выше, ниже и т.д.), перспективу (ближе, дальше, за или перед чем-то), развивать наблюдательность, самостоятельность, творческую активность; умение видеть красоту окружающего мира: живописность и разнообразие даров природы, неповторимость каждого предмета или цветка; необыкновенную красоту сочетания цветов и листьев в букете или плодах сада, огорода и многое другое. Все это легко рассмотреть, описать и нарисовать.
Цели и задачи:
- вооружить обучающихся глубокими и прочными знаниями, умениями в области рисования с натуры;
. формировать у детей положительные мотивы к учебной деятельности, познавательный интерес к окружающему;
- ознакомить обучающихся с основными принципами и правилами построения композиции «Натюрморт из бытовых предметов»;
- воспитывать чувство художественного вкуса интерес к творчеству;
- выполнить самостоятельную творческую работу по данной теме;
Теоретическая часть.
Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа.
Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Жан Батист Симеон Шарден (1699—1779). Сын парижского ремесленника-столяра, он прошел выучку у академических живописцев, однако очень скоро порвал с их методом работы — по образцам других мастеров и по воображению. Этому методу он противопоставил работу с натуры и пристальное ее изучение — принцип, которому он оставался, верен в течение всей своей жизни.
Натюрморт из бытовых предметов может характеризовать не только вещи сами по себе, но и социальное положение, личность, образ жизни их владельца.
Последовательность выполнения самостоятельной работы над натюрмортом:
1. Ознакомление с репродукциями известных художников:
Анохин Николай:
Михаил Коротков
Д. Ф. Сметанин
С. И. Осипов
Б.С Шарден
Клас Хеда
Флорис Герритс ванн Схотен
Самостоятельная работа над натюрмортом.
Оборудование и материалы:
- предметы натюрморта: кофейник, чшка
- бумага для акварели
- акварель, палитра
- кисти (белка или пони, разного диаметра)
а) Основной этап- прорисовка линиями общих размеров и очертаний каждого предмета.
б) Работа цветом ведется по принципу «от светлого к темному»
в) Решение формы предметов цветом
г) Проработка теней, полутеней, нанесение рефлексов
д) Работа над мелкими деталями, завершение работы