В каком глаголе пишется Е? (

а) наполн…шь
б) ворот…шь
в) стро…шь
г) ед…шь




В каком глаголе пишется И?

а) рассе…лся
б) кле…л
в) вид…л
г) слыш…л




Укажите ошибку в определении спряжения глагола.

а) бежать – 2 спр.
б) дышать - 2 спр.
в) ненавидеть – 2 спр.



В каком глаголе Ь не пишется?

а) Остав…те его в покое!
б) Пряч…те понадёжнее!
в) Немедленно отреж…!
г) Ему не спит…ся.




Домашнее задание: Выучить параграф 120. Выполнить упр.681.

           27.04.                            Урок литературы в 5 классе

 

Тема: ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ XX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ  И    О СЕБЕ.

1. Чтение текста. «Что такое Родина?».

- А что такое Родина? Как вы понимаете значение этого слова? Из чего состоит это понятие на ваш взгляд? Что для тебя обозначает слово «Родина»?

- А вот составитель Толкового словаря Сергей Иванович Ожегов определил это значение:

Родина – отечество, родная сторона; место рождения, происхождения чего-нибудь, кого-нибудь.

- Вот с вами мы и выяснили, что же такое Родина. Многие деятели культуры в своём творчестве поднимают эту тему и уделяют этой теме значительное место.

- Сегодня мы с вами обратимся к творчеству А. Прокофьева, Д. Кедрина, Н. Рубцова и увидим, как в их творчестве отражается тема Родины и родной природы.

Одним словом из замечательных поэтов,в творчестве которого нашла своё отражение тема Родины был Николай Михайлович Рубцов. В его стихотворения мы видим чувство, которым проникнут лирический герой к русской природе. В своих стихотворениях поэт воспевает родную природу.

Ему было 5 лет, когда началась ВОВ. Выросший сиротой, Рубцов знал одну – единственную мать – Родину, и ей он посвятил свои лучшие песни, лучшие минуты вдохновения. Переполнявшие его чувство любви и нежности к родной земле способствовало раннему взрослению. Именно это придало его поэзии ту степень серьезности и подлинности.

Николай Рубцов родился с этим чувством родины, ему не надо было искать. Он много объехал земель и много видел, но не было для него родней и ближе северной - скудной на урожай, но щедрой на душевное тепло – земли.

Схема работы над стихотворением «Родная деревня» Н.Рубцова.                                                                         Чтение стихотворения про себя. Выразительное чтение. Стр. 167.

- Во время прочтения подумайте над таким вопросом:

1. Какая основная мысль стихотворения?

- Как вы думаете, какова основная тема этого стихотворения? Какие чувства и мысли в этом стихотворении

отражены автором? Назовите главную мысль, идею этого стихотворения. Как вы думаете, какой строфой выражена главная мысль (идея) стихотворения? Какие художественные средства использует автор, чтобы передать нам свои чувства? Какие чувства возникли у вас после прочтения стихотворения?

 

. Работа с картиной В.М. Васнецова «Алёнушка». Стр.166.

- Ребята, не только в поэзии мы можем видеть любовь к Родине, также эта тема была достаточно хорошо освещена и в других видах искусства, например в живописи.

- Перед вами репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка». Он делал эскизы декораций, писал портреты и картины на исторические темы. А значит, тема родины для него тоже важна.

- В истории русского искусства он навсегда останется прежде всего художником – сказочником, художником- сказителем, который умело оживлял в своих полотнах страницы самых любимых в народе легенд и сказок.

 - Героиня какой сказки изображена на картине?

- Какой момент сказки запечатлен на этом полотне?

- О чем думает Алёнушка? Что она чувствует?

- Какая природа её окружает?

- Видели ли вы такие уголки природы? Где их можно увидеть?

- Можно ли образ Алёнушки считать символом? Если да, то, что он символизирует?

 Если В.М. Васнецов написал картину «Алёнушка», то Дмитрий Борисович Кедрин – поэт, который в начале ВОВ добровольцем ушёл на фронт и там стал корреспондентом авиационной газеты «Сокол Родины». Написал стихотворение «Алёнушка». Стихи военного времени проникнуты болью и скорбью первых месяцев войны. Поэт с болью писал о трагических днях русского народа в собственном Отечестве.

- При прочтении стихотворения «Алёнушка» вам встретятся такие слова:

Стойбище –

Вотчина –

Лихая сила –

Нетленная краса –

- Каково значение данных слов?

Значение и слова записать в тетрадь.

- Во время прочтения стихотворения подумайте над таким вопросом:

Почему Родину Кедрин сравнивает с царевной Несмеяной?

Схема работы над стихотворением «Аленушка» Д.Б. Кедрина                                                                            

Чтение стихотворения про себя. Выразительное чтение. Стр.164

- Скажите, почему же Кедрин Родину сравнивает с царевной Несмеяной?

- О какой лихой силе, по-вашему, мнению может идти речь?

Какую роль в стихотворении играет образ Аленушки?

- В каких строчках выражается чувство по отношению к Родине? Какое оно?

Выразительное чтение учащихся.

Следующий  современный поэт, который не остался безразличным  к судьбе своей Родины, к родной земле А. Прокофьев. Любовь поэта к Родине осознавалась и как сыновний   долг перед нею, и как ответственность художника за действенность стиха.

Поэзия А. Прокофьева – бьющая через край любовь к жизни, земной радости, завоеванной в мужественной борьбе. Он читал солдатам стихи на передовой, писал частушки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: