Формирование умений учащихся в процессе обучения истории.
План.
1. Роль умений и навыков в обучении истории.
2. Классификация основных умений учащихся по истории. Умения и ключевые образовательные компетенции.
3. Уровни формирования и общие правила формирования умений.
4. Методические особенности формирования основных интеллектуальных умений в процессе обучения истории.
Литература.
1. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (4-8 классы).- М.: Просвещение, 1978.
2. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. Книга для учащихся. – М., 1990.
3. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. – Л., 1982.
4. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. – М.: Просвещение, 1993.
5. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
6. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. – М., 1987.
7. Лазукова Н.Н. Формирование учебных умений на уроках истории.- ПиОШ, 2002, №1, С.34-40.
|
|
8. Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе. – ПиОШ, 2005, №9, С.10-20
9. Алексашкина Л.Н. О системном подходе к развитию умений школьников при изучении истории в основной и старшей школе// ПиОШ, 2011, № 5.
10.Ильина М.В. Опыт формирования ключевых компетенций учащихся основной школы. // ПиОШ, 2008, №8
К проблеме формирования умений школьников мы обращаемся практически на каждом занятии и неслучайно. Формирование навыков и умений школьников является важнейшей проблемой современного преподавания истории. Ибо ни одну современную дидактическую идею – развивающего, деятельностного, компетентностного подхода в обучении невозможно реализовать без обучения учащихся приемам самостоятельной учебной и познавательной деятельности, приемам познания.
Проще говоря, школьника надо научить учиться. По меткому выражению В.А. Сухомлинского «Неумение учиться порождает нежелание, а нежелание – лень». «Человек, который много знает, но мало умеет, самый несчастный человек на свете» (Платон).
И под каким бы углом зрения мы ни посмотрели, со всех сторон прослеживается актуальность указанной проблемы.
Отметьте и подумайте над смыслом следующих тезисов, отражающих дидактическую значимость формирования учебных умений.
Овладение учебными умениями и навыками способствует:
· повышению качества знаний
· оперативному применению знаний
· развитию мышления и познавательных возможностей учащихся
· повышению познавательной активности учащихся на уроке
· снижению учебной перегрузки учащихся
· развитию познавательного интереса и мотивации учения
|
|
· Является необходимой основой для самообразования и творческой самореализации личности
Таким образом, формирование умений и навыков является важным условием реализации целей развивающего обучения.
А развивающее обучение предполагает развитие:
· Общего и предметного (к истории) познавательного интереса;
· Общекультурного и исторического кругозора;
· Формирование универсальных и предметных умений познавательной деятельности.
Это достигается через организацию системно-деятельностного подхода в обучении.
Под системно-деятельностным подходом понимается планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной, разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников на всех этапах учебного процесса.
Организация такой деятельности требует овладение учащимися самыми разнообразными умениями и навыками.
Поскольку речь идет о формировании умений и навыков, вспомним или уточним, что это такое. Что общее и в чем отличия умений и навыков?
Навык – это прочно освоенное действие, доведенное до автоматизма.
Умение, всегда основано на осознанном выполнении действий – это способность или подготовленность ученика к сознательному и точному выполнению сложных действий.
В обучении истории преобладают умения, а не навыки.
Например, мы не случайно говорим: навыки работы с исторической картой и умение читать историческую карту; навыки работы с книгой и умение выделять главное в содержании прочитанного.
Как взаимосвязаны умений и навыки?
Их взаимосвязь диалектична. На базе определенных навыков развиваются широкие и сложные умения. В процессе формирования умений отдельные его операции могут перерастать в навык, то есть могут быть доведены до автоматизма. Например, на основе навыка беглого чтения формируются различные умения работы с книгой; в процессе формирования умений работы со справочной литературой могут развиться навыки работы со словарем и т.д.
Таким образом, навыки и умения формируются в единстве и только на базе глубоких и прочных знаний.
Какие умения должны быть выработаны в процессе обучения истории?
В примерной программе по истории они перечислены общим перечнем в разделе «Планируемые (предметные) результаты освоения программного материала курсов истории». Это у вас отражено в материалах самостоятельной работы, связанной с характеристикой примерной программы.
Но поскольку круг формируемых умений очень широк и выходит далеко за рамки предметной области истории представим общую классификацию умений, включающую разные основания для группировки умений:
· по масштабу применения умений
· по структуре умений
· по дидактическим целям использования умений в учебной деятельности
Классификация умений в обучении истории.
по масштабу применения
умений общеучебные
(общепредметные)
|
(предметные,
специфические)
по структуре умений
сложные
простые
|
|
информационные
по дидактическим целям
использования умений
в учебной деятельности
мыслительные
(интеллектуальные,
общелогические)
организационные
коммуникативные
Даная классификация умений отражает основные группы универсальных учебных действий (УУД), формируемых в системе общего образования школьников.
Особое внимание обратим на такие группы умений, как общеучебные, специфические и интеллектуальные.
Эти группы умений традиционно выделяются в качестве основополагающих при обучении истории.
Общеучебные (общепредметные):
1. Умения работать с учебником, исторической литературой, самостоятельно пользоваться различными источниками знаний
2. Умения владеть различными приемами изложения исторического материала
3. Умения составлять план, тезисы, конспекты, подготовить доклад, сообщение, реферат на основе различных источников и литературы.
4. Коммуникативные умения (вести диалог с учителем и одноклассниками, принимать участие в совместной дискуссии).
Специфические умения (предметные):
1. Умение локализовать исторические факты во времени (хронологические умения)
2. Умения локализовать исторические факты в пространстве (картографические умения)
3. Умения работать с историческим документом как источником знаний.
Мыслительные умения (интеллектуальные, общелогические):
|
|
1. анализировать и обобщать факты
2. выявлять и объяснять причинно-следственные связи
3. сравнивать события и явления, выявлять общее и различия
4. формулировать и аргументировать выводы
5. оценивать факты
6. высказывать и обосновывать собственную позицию
7. владеть приемами критического мышления и т.п.
Методика формирования указанных умений достаточно проработана в образовательной практике, сложились определенные методические подходы к обучению учащихся разным видам деятельности, выработанные многолетним педагогическим опытом. Но в традиционно сложившейся работе следует хорошо понимать и учитывать особенности современной образовательной практики, связанной с переходом на ФГОС и реализацией требований к результатам освоения основной образовательной программы.
Особенности современной образовательной практики:
Ø Усиление метапредметного подхода к формированию умений
Ø Важно определить вклад конкретных предметов в формирование универсальных учебных действий и объединить усилия предметников в этом направлении.
Ø Универсальные учебные действия – это обобщенные учебные действия и способы выполнения различных операций, которые ученик может применить в любой ситуации, независимо от содержания. Возникают в результате интеграции всех сформированных предметных действий. Они обеспечивают способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
4 группы универсальных учебных действий.
Ø Личностные УУД (система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы учения и деятельности, отношения к различным сферам окружающего мира).
Ø Регулятивные УУД (действия, обеспечивающие управление и организацию учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и самооценка).
Ø Коммуникативные УУД (речевая деятельность: умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, вести диалог, умения и навыки сотрудничества).
Ø Познавательные УУД (в их числе выделяют общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем: умения работы с информацией, поиск и выделение необходимой информации, умения структурировать знания, преобразовывать полученную информацию в различные формы, использование знаково-символических средств; выполнение логических операций - сравнение, анализ, обобщение, классификация, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство, выдвижение и обоснование гипотез и т.д.).
Не стоит забывать и то, что современная компетентностная парадигма образования предполагает как результат обучения овладение ключевыми компетенциями.
Вспомните, какие компетенции обозначены в примерной программе по истории как ключевые? (Информационно-технологическая, когнитивная – историко-познавательная, ценностно-мировоззренческая, гражданственная или социально-адаптивная, коммуникативная)
А что такое «компетенция»? (то, чем владеет человек/ученик: знания, умения, навыки, опыт их применения, ценностные ориентиры, мотивы деятельности, т.е., все, что позволяет действовать успешно и результативно для достижения цели, решения учебных проблем).
Из определения видно, что умения и навыки являются важнейшими составляющими любой образовательной компетенции. Причем, каждая компетенция базируется на целом комплексе умений, ей соответствующих.
Давайте проследим связь конкретных умений с ключевыми образовательными компетенциями по истории.
Умения и ключевые образовательные компетенции.
Ключевые образовательные компетенции | Умения, входящие в состав ключевой компетенции. |
Историко-познавательная (когнитивная) компетенция – владение элементами исторического познания и анализа явлений прошлого в их связи с современностью. Информационно-коммуникативная (информационно-технологическая) компетенция – владение умениями и навыками работы с источниками исторической информации; готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении. Ценностно-мировоззренческая компетенция – представление о разных системах социальных норм и ценностей; способность определить и обосновать свое отношение к этим ценностям, наиболее значимым проблемам российской истории и современности. Социально-адаптивная (гражданственная) компетенция – позитивные установки и навыки общения в поликультурном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп. | Умения: - локализовать исторические факты во времени и в пространстве; - различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); - соотносить единичные исторические факты и общие явления; - выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; - анализировать и обобщать факты; - выявлять и объяснять причинно-следственные связи исторических событий; - раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; - сравнивать события и явления, выявлять общее и особенное; - применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий. Умения: - работать с учебником истории; - работать с историческим документом как источником знаний; - проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных, электронных и др.); - сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие; - составлять план, тезисы, конспекты изученных источников; - владеть различными приемами изложения исторического материала; - представлять результаты своей деятельности в различных формах: доклад, сообщение, реферат, эссе, презентация и т.п.; - вести диалог с учителем и одноклассниками, принимать участие в дискуссии. Умения, формирующие опыт оценочной деятельности на основе осмысления событий и явлений прошлого, культурных достижений народов мира их духовных ценностей, жизни, деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом: - приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной и научно-популярной литературе; - определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значимых событий и личностей истории, достижений отечественной и мировой культуры; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека. Умения,основанные на осмыслении социально-нравственного опыта предшествующих поколений: - объяснять исторически сложившиеся нормы социального поведения; - применять знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; - сознательно выстраивать свое поведение в определенной социальной ситуации; - способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности. |
Таким образом, умения - неотъемлемый компонент УУД, компетенций и в конечном итоге компетентности человека в соответствующей сфере деятельности.
Только, владея соответствующими умениями и способами действий с историческим материалом, ученик может свободно оперировать знаниями.
Переходя к общим методическим подходам в формировании умений стоит обратить внимание на разные уровни их формирования.
Формирование умений может осуществляться на двух уровнях – эмпирическом и теоретическом.
Каждый из них имеет границы применения, зная их, учитель сам определяет наиболее предпочтительный уровень формирования умения.
Отметим суть и отличие названных уровней или подходов к формированию умений.
На эмпирическом уровне умение вырабатывается в результате многочисленных упражнений без предварительного специального разъяснения приемов работы и правил действия.
Это, так называемый, путь проб и ошибок, когда учащиеся выполняют предложенные виды работ или задания как могут. Затем в ходе проверки их действия корректируются, ошибки исправляются, даются некоторые рекомендации на будущее и постепенно умение вырабатывается. Это довольно длительный путь формирования умений, но без него не обойтись в реальном учебном процессе (ведь многие мыслительные операции, которые совершают ученики на уроке, сложны по своей структуре и объяснение правил мышления оказывается неоправданным из-за возрастных познавательных возможностей учеников).
В определенных ситуациях появляется необходимость формирования интеллектуальных умений не только на эмпирическом, но и на теоретическом уровне.
Теоретический уровень предполагает специальное предварительное разъяснение способов учебно-познавательной деятельности и последующее осознанное применение учениками полученных знаний о способах деятельности в самостоятельной практической работе.
Специальное разъяснение мыслительных операций и способов действий целесообразно тогда, когда действие сложное, но принципиально важное для усвоения содержания материала и без предварительных разъяснений правил его выполнения ученики не справятся с работой (например, анализ альтернатив исторического развития или критика исторического источника);
Когда можно будет без значительного разрыва во времени на ближайших уроках закрепить этот прием работы.
При формировании умений на теоретическом уровне действуют следующие общие методические правила.
1. Знакомство с новым приемом работы начинается с разъяснения учителем сущности приема работы и правил ее выполнения. Возможна демонстрация приема учителем (образец использования приема в процессе изучения материала).
2. Первичное практическое овладение приемом работы осуществляется в коллективной деятельности учащихся под руководством учителя на данном и последующих уроках.
3. Постепенное возрастание самостоятельности учащихся по использованию приема учебной работы в разных ситуациях.
Главным критерием сформированности умения является способность ученика перенести усвоенный прием в новые условия, применить его в работе с принципиально новым историческим материалом или источником знаний.
Следует иметь в виду и два общих правила формирования любых умений.
· Формирование умений должно идти от простого к сложному (анализ – сравнение – вывод – доказательство).
· Формирование умений должно идти постепенно: неоправданно введение и разъяснение одновременно двух и более сложных приемов учебной деятельности.
В развитии умений учащихся велика роль вопросов и заданий.
Именно вопросы и задания являются главным инструментом формирования и развития учебных и предметных умений.