Задание на 30.04.20. для 103,104,105 для дистанционного обучения по дисциплине «Литература»
1. Читаем, в тексте ищем вопросы и отвечаем на них.
2. Подчёркнутое и выделенное жирным шрифтом выписываем в тетрадь.
Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”..
Повторим: Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм в изображении народа.
Дата | События |
28.11(10.12)1821 | Родился в местечке Немиров Подольской губернии. Родители – мелкопоместные дворяне. Детские годы провёл на Волге – село Грешнево Ярославской губернии. |
1832 г. | Поступает в Ярославскую гимназию, первые пробы сил на литературном поприще. |
1838 г. | Петербургский университет, филологический фак-т, вольнослушатель. |
1840 г. | Отчислен из унив-та по причине плохой успеваемости. Выпускает 1-ый сборник стихотворений «Мечты и звуки». Работает в журнале «Репертуар и пантеон» в качестве театрального критика. |
1843 г. | Встреча с В.Г.Белинским, увлечение идеями французских социалистов-утопистов. |
1845-46 г.г. | Собирает и публикует два альманаха «Физиология Петербурга», «Петербургский сборник».Пробует свои силы в прозе – пишет роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». |
1847 г. | Главный редактор журнала «Современник». Пишет совместно с А.Панаевой романы «Три стороны света», «Мёртвое озеро». |
1848-1865 г.г. | Интенсивно работает в журнале и сотрудничает с прогрессивными литературами Н.Успенским, Л.Толстым, Н.Добролюбовым. Печатает произведения: «Памяти Белинского», «Ванька», «Школьник», «Железная дорога», Мороз, Красный нос»и др. |
1866 г. | Закрытие журнала «Современник» распоряжением правительства. |
1868 г. | Работа в качестве редактора журнала «Отечественные записки», объединяющего прогрессивные литературные силы. |
1869 г. | Попытки царского правительства закрыть журнал. Создание серии поэтических сатир «Недавнее время» и т.п. |
1871 г. | Вновь обращается к декабристской теме. Пишет поэмы «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская». |
1875 г. | Тяжело заболел. Общенародная поддержка укрепляет силы поэта, и в мучительной болезни он создаёт «Последние песни». |
27.12. 1877 (08.01.1878) | Смерть поэта в Петербурге. |
Своеобразие лирики Некрасова: проповедь, исповедь, покаяние, искренность чувств, лиризм. Гражданственность и высокая гуманность, народная основа и мотивы народной песни. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и в деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики.
|
|
|
|
Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.
Народность творчества Некрасова. Что это значит?
Народность — обусловленность литературных произведений жизнью, идеями, чувствами и стремлениями народных масс, выражение в литературе их интересов и психологии. Представление о народности литературы во многом определяется тем, какое содержание вкладывается в понятие "народ".
Изображение города в лирике Некрасова.
Главный герой поэзии Некрасова - человек из народа: крестьянин, рекрут, горожанин. Именно городу посвящены многие стихотворения поэта, в которых он показывает нищету, беспросветную жизнь и страдания. Капиталистический город и судьбы людей живущих в нем отражаются в стихотворении Некрасова «Еду ли ночью....». В нем поэт изображает жизнь большого города, жить в котором еще труднее, чем в деревне. В стихотворении автор показывает семью, лишенную средств к существованию, которая отчаянно борется за выживание. Также Некрасов ярко отображает высокую жертвенность русской интеллигенции. Так, женщина продает себя, чтобы купить гробик для ребенка и ужин мужу. В другом стихотворении под названием «На улице» автор открывает перед читателем зарисовки и миниатюры, рассказывающие о жизни несчастных горожан. В зарисовке «Вор» автор показывает образ мужчину, который крадет калач. У него нет денег и именно по этой причине он вынужден идти на преступление. Вторая зарисовка под названием «Проводы» показывает весь ужас рекрутской системы: солдата провожают в армию, лишаясь единственного кормильца. В третьей миниатюре солдат несет гробик своего сына и проклинает себя за грубое отношение к своему сыну, вызванное вечной нехваткой денег. Трагедия заключается в том, что люди упрекают жизнь в городе. Тяжкая доля городских детей показывается также в стихотворении «Плач детей», в котором автор говорит о детях лишенных детства и вынужденных зарабатывать себе на пропитание. Работа трудна и невыносима для молодых и слабых детей. Но и дома их не ждет радость, так как и там жизнь ничем не отличается от окружающего жестокого мира. Тема города – неотъемлемая часть лирики Некрасова, показывающая тяжелую жизнь не только крестьян, но и горожан, вынужденных идти на самые отчаянные поступки ради выживания.
Образ Музы.
Муза Некрасова удивительно прислушива к народному миропониманию, к разным, подчас очень далёким от поэта характерам людей. Это качество некрасовского таланта проявилось не только в лирике, но и в поэмах из народной жизни, а в науке получило название поэтического «многоголосия».
Муза Некрасова – «муза мести и печали», «сестра народа». Её призвание – «глаголом жечь сердца людей». Она была «печальной спутницей печальных бедняков, рождённых для труда, страданья и оков».
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашёл я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из груди её,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи.
Стихи поэта правдиво воспроизводили жизнь во всей её сложности и полноте, объясняли жизнь, учили произносить над ней честный приговор, становились учебником становления гражданина.
|
|
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, её фольклорная основа, смысл названия. Сюжет поэмы и авторские отступления. Путешествие как приём организации повествования.