Обработка результатов

Заключительные  2 занятия

Тема 1

Я умею общаться.

Единственная настоящая роскошь –

Это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзепюри

Цель: изучение основных особенностей общения как процесса коммуникации, развитие умения находить подход к людям, развитие базовых коммуникативных умений.

Материалы: ручка, тетрадь.

«Метафора общения»

Однажды один человек заблудился в лесу, и, хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то место, откуда он начал свой путь.

Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый, голодный, присел, чтобы обдумать, какую из них выбрать. Когда он размышлял, то увидел, что к нему приближается другой путешественник. Он крикнул: «вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Затем они сели рядом и стали рассказывать, что произошло с каждым из них. После разговора им стало ясно, что они прошли уже большую часть тропинок, а также, что они могут помочь друг другу избежать неверных дорог, которыми прошел каждый из них. Скоро они уже смеялись над своими приключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.

Как вы думаете, о чем эта история?

Наша жизнь похожа на лес. Иногда мы теряемся, не знаем, что делать, злимся, ссоримся, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом с теми, кто идет вместе с нами, с теми, кто нас окружает, то путешествие по жизни станет не таким уж плохим, и сообща мы сможем находить лучшие пути.

           Итак, общение – это установление и развитие контактов между людьми.

Наше общение состоит из слов - вербальная часть и движений тела - невербальная часть. Ученые подсчитали, что вербальная, словесная информация в общении составляет 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма - несловесная информация -5/6.

При этом 55% - это язык тела (позы, движения, мимика),около 38% - голос (тон, интонации, ритм, тембр) и около 7% собственно слова.

    Естественно, в разных контекстах эти соотношения могут немного отличаться, но общая тенденция останется. Например, во время телефонного разговора, язык тела будет практически отсутствовать, а большая часть информации будет передаваться при помощи голоса.

    И это именно та часть общения, которую мы не осознаем, но которая является главной в любом общении. Нас с детства много обучали тому, что говорить, но очень мало тому - как.

   Американские психологи Дж.Эдингер и М.Паттерсон провели эксперимент: в огромном супермаркете девушка обращалась к разным людям с просьбой дать монетку для телефона-автомата. При этом к одним людям она в момент просьбы слегка прикасалась, а к другим нет. Монетка была получена у 51% «тронутых» и только у 29% тех, кого просили «без рук».

Как это проявляется в нашем с вами общении? Важен ли тактильный контакт?

Молодые люди здороваются за руку. Протягивая другому человеку  руку, мужчина демонстрировал, что у него нет в руке оружия, что у него дружеские намерения. Девушки обнимаются, целуют друг друга в щеку. Такие же знаки используют парни и девушки, состоящие в близких отношениях, в том числе и дружеских. Это ритуалы приветствия

Упражнение «Мудрость народа»

Цель: введение в тему, организация совместной деятельности, снятие барьеров в общении.

Заданиезакончите пословицы:

Слово не воробей - ………………….

Лучше недоговорить, ……………………

Лошадь узнают в езде, человека …………………..

Со старым человеком общайся, как с ……………………..

С кем поведёшься, от ……………………..

Доброе слово дом построит, а злое …………………..

Доброе слово и ……………………..

Доброе молчание лучше …………………….

Вертит языком, что …………………….

На языке медок, а на ……………………….

Кто ругается, у того ………………………..

Слово — серебро, молчание — …………..

Язык мой — ………………….

Раненный мечом вылечится, ………………………

Людей не суди, на себя …………………

 

Факторы, определяющие успешность общения

1. Искренность: то, что я чувствую, я осознаю, и выражаю в общении.

2. Безусловное принятие другого человека – принятие без предупреждений, без «наклеивания ярлыков».

3. Эмпатия – сопереживание, настроенность на другого человека, способность его глазами увидеть ситуацию.

4.Умение внимательно слушать партнера, при необходимости задавать уточняющие вопросы.

5. Умение понимать не только значение слов, но и жестов, выражений лица и т.д.

6. Учет ситуации, в которой происходит общение.

7. Разборчивая и грамотная речь.

8. Обратная связь. Диалог более эффективен, чем монолог.

 

Упражнение «Продолжи искренне»

Задание: закончи предложения.

У меня немало недостатков. Например …

У меня много хороших, привлекательных черт характера. Например …

Что мне по-настоящему хочется, так это …

Однажды мне было обидно и больно, когда…

Когда меня обижают, я готов …

Бывает, что я ссорюсь с друзьями, когда …

Честно говоря, учеба мне …

Мои одноклассники …

 

Тест. Какой я в общении?

Инструкция. Внимательно прочтите предложенные вам вопросы теста и ответьте на них с предельной искренностью и откровенностью. При этом вам следует отвечать «да», «да и нет», «нет». Выбирайте один из вариантов ответа, особенно не думайте над каждым вопросом. Еще раз обращаю ваше внимание на необходимость отвечать откровенно, так как это нужно прежде всего вам.

 

1. Много ли у тебя друзей?

 

2. Всегда ли ты можешь поддержать беседу в обществе друзей?

 

3. Можешь ли ты преодолеть замкнутость, стеснительность в общении с людьми?

 

4. Бывает ли тебе скучно наедине с самим собой?

 

5. Всегда ли ты можешь найти тему для разговора при встрече со знакомым?

 

6. Можешь ли скрыть свое раздражение при встрече с неприятным тебе человеком?

 

7. Всегда ли умеешь скрыть плохое настроение, не срывая злость на близких?

 

8. Умеешь ли сделать первый шаг к примирению после ссоры с другом?

 

9. Можешь ли удержаться от резких замечаний при общении с близкими людьми?

 

10. Способен ли пойти в общении на компромисс?

 

11. Умеешь ли в общении ненавязчиво отстаивать свою точку зрения?

 

12. Воздерживаешься ли ты в разговоре от осуждения знакомых в их отсутствие?

 

13. Если узнал о чем-то интересном, возникает ли желание рассказать об этом друзьям?

 

Спасибо за искренность и откровенность!

 

Обработка результатов

 

За каждый положительный ответ, т. е. «да», поставьте себе 3 очка. За каждый ответ «да и нет» – 2 очка. За каждый отрицательный ответ «нет» – 1 очко. А теперь суммируйте свои очки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: