Заключительные 2 занятия
Тема 1
Я умею общаться.
Единственная настоящая роскошь –
Это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзепюри
Цель: изучение основных особенностей общения как процесса коммуникации, развитие умения находить подход к людям, развитие базовых коммуникативных умений.
Материалы: ручка, тетрадь.
«Метафора общения»
Однажды один человек заблудился в лесу, и, хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то место, откуда он начал свой путь.
Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый, голодный, присел, чтобы обдумать, какую из них выбрать. Когда он размышлял, то увидел, что к нему приближается другой путешественник. Он крикнул: «вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Затем они сели рядом и стали рассказывать, что произошло с каждым из них. После разговора им стало ясно, что они прошли уже большую часть тропинок, а также, что они могут помочь друг другу избежать неверных дорог, которыми прошел каждый из них. Скоро они уже смеялись над своими приключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.
|
|
Как вы думаете, о чем эта история?
Наша жизнь похожа на лес. Иногда мы теряемся, не знаем, что делать, злимся, ссоримся, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом с теми, кто идет вместе с нами, с теми, кто нас окружает, то путешествие по жизни станет не таким уж плохим, и сообща мы сможем находить лучшие пути.
Итак, общение – это установление и развитие контактов между людьми.
Наше общение состоит из слов - вербальная часть и движений тела - невербальная часть. Ученые подсчитали, что вербальная, словесная информация в общении составляет 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма - несловесная информация -5/6.
При этом 55% - это язык тела (позы, движения, мимика),около 38% - голос (тон, интонации, ритм, тембр) и около 7% собственно слова.
Естественно, в разных контекстах эти соотношения могут немного отличаться, но общая тенденция останется. Например, во время телефонного разговора, язык тела будет практически отсутствовать, а большая часть информации будет передаваться при помощи голоса.
И это именно та часть общения, которую мы не осознаем, но которая является главной в любом общении. Нас с детства много обучали тому, что говорить, но очень мало тому - как.
Американские психологи Дж.Эдингер и М.Паттерсон провели эксперимент: в огромном супермаркете девушка обращалась к разным людям с просьбой дать монетку для телефона-автомата. При этом к одним людям она в момент просьбы слегка прикасалась, а к другим нет. Монетка была получена у 51% «тронутых» и только у 29% тех, кого просили «без рук».
|
|
Как это проявляется в нашем с вами общении? Важен ли тактильный контакт?
Молодые люди здороваются за руку. Протягивая другому человеку руку, мужчина демонстрировал, что у него нет в руке оружия, что у него дружеские намерения. Девушки обнимаются, целуют друг друга в щеку. Такие же знаки используют парни и девушки, состоящие в близких отношениях, в том числе и дружеских. Это ритуалы приветствия
Упражнение «Мудрость народа»
Цель: введение в тему, организация совместной деятельности, снятие барьеров в общении.
Задание – закончите пословицы:
Слово не воробей - ………………….
Лучше недоговорить, ……………………
Лошадь узнают в езде, человека …………………..
Со старым человеком общайся, как с ……………………..
С кем поведёшься, от ……………………..
Доброе слово дом построит, а злое …………………..
Доброе слово и ……………………..
Доброе молчание лучше …………………….
Вертит языком, что …………………….
На языке медок, а на ……………………….
Кто ругается, у того ………………………..
Слово — серебро, молчание — …………..
Язык мой — ………………….
Раненный мечом вылечится, ………………………
Людей не суди, на себя …………………
Факторы, определяющие успешность общения
1. Искренность: то, что я чувствую, я осознаю, и выражаю в общении.
2. Безусловное принятие другого человека – принятие без предупреждений, без «наклеивания ярлыков».
3. Эмпатия – сопереживание, настроенность на другого человека, способность его глазами увидеть ситуацию.
4.Умение внимательно слушать партнера, при необходимости задавать уточняющие вопросы.
5. Умение понимать не только значение слов, но и жестов, выражений лица и т.д.
6. Учет ситуации, в которой происходит общение.
7. Разборчивая и грамотная речь.
8. Обратная связь. Диалог более эффективен, чем монолог.
Упражнение «Продолжи искренне»
Задание: закончи предложения.
У меня немало недостатков. Например …
У меня много хороших, привлекательных черт характера. Например …
Что мне по-настоящему хочется, так это …
Однажды мне было обидно и больно, когда…
Когда меня обижают, я готов …
Бывает, что я ссорюсь с друзьями, когда …
Честно говоря, учеба мне …
Мои одноклассники …
Тест. Какой я в общении?
Инструкция. Внимательно прочтите предложенные вам вопросы теста и ответьте на них с предельной искренностью и откровенностью. При этом вам следует отвечать «да», «да и нет», «нет». Выбирайте один из вариантов ответа, особенно не думайте над каждым вопросом. Еще раз обращаю ваше внимание на необходимость отвечать откровенно, так как это нужно прежде всего вам.
1. Много ли у тебя друзей?
2. Всегда ли ты можешь поддержать беседу в обществе друзей?
3. Можешь ли ты преодолеть замкнутость, стеснительность в общении с людьми?
4. Бывает ли тебе скучно наедине с самим собой?
5. Всегда ли ты можешь найти тему для разговора при встрече со знакомым?
6. Можешь ли скрыть свое раздражение при встрече с неприятным тебе человеком?
7. Всегда ли умеешь скрыть плохое настроение, не срывая злость на близких?
8. Умеешь ли сделать первый шаг к примирению после ссоры с другом?
9. Можешь ли удержаться от резких замечаний при общении с близкими людьми?
10. Способен ли пойти в общении на компромисс?
11. Умеешь ли в общении ненавязчиво отстаивать свою точку зрения?
12. Воздерживаешься ли ты в разговоре от осуждения знакомых в их отсутствие?
13. Если узнал о чем-то интересном, возникает ли желание рассказать об этом друзьям?
|
|
Спасибо за искренность и откровенность!
Обработка результатов
За каждый положительный ответ, т. е. «да», поставьте себе 3 очка. За каждый ответ «да и нет» – 2 очка. За каждый отрицательный ответ «нет» – 1 очко. А теперь суммируйте свои очки.