Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в образовательном учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни не только являются задачами системы образования, но могут служить наряду с другими показателями и критерием оценки ее качества (рис. 1).
Рисунок 1 – Критерии оценки качества образования.
В новых стандартах для начальной и основной школы выделен раздел «Здоровый и безопасный образ жизни», задачи которого создание
здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
|
|
К основным показателям здоровьесберегающей среды образовательного учреждения можно отнести:
1. гуманистическая направленность эмоционально-поведенческого пространства;
2. учет индивидуально-возрастных особенностей обучаемых;
3. всемерное развитие творческой личности;
4. организация лечебно-профилактических и информационно-просветительских мероприятий;
5. содействие самореализации самоутверждению субъектов образовательного процесса;
6. соблюдение санитарно-гигиенических норм;
7. коррекция нарушений соматического здоровья, включающая использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса;
8. оздоровительная система физического воспитания;
9. разработка и реализация дополнительных образовательных программ по формированию культуры здоровья, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек.