Профилактика и мониторинг состояния здоровья обучающихся

Одним из узловых компонентов системы деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и одним из главных средств является диагностика, мониторинг. Мониторинг позволяет оценить правильность выбранного пути, используемых программ и методов.

К оценке динамики состояния здоровья учащихся необходимо подходить комплексно. Методика комплексной оценки здоровьесберегающей образовательной среды в образовательном учреждении включает:

- тесты для оценки физического развития, двигательной подготовленности, напряжённости, школьной мотивации;

- анкеты для опроса учащихся об образе жизни, школьной мотивации, формах досуга;

- анкеты для опроса учащихся об уровне знаний, навыков и умений в сфере здорового образа жизни;

- анкеты для опроса педагогов (в том числе классных руководителей, руководителя образовательного учреждения);

     - анкеты для опроса родителей о состоянии здоровья, условиях жизни, поведении детей.

Используются методы и способы технических решений:

1. Анкетирование (анкеты приведены в приложении №3):

- учеников по следующим направлениям: состояние физического и психического здоровья, напряжённости, круг интересов, двигательная активность, режим дня, условия проживания и обучения, предпочитаемая досуговая деятельность, вовлечённость в группы риска наркогенного заражения;

- родителей: социально-экономический статус семьи, поведение ребёнка, анамнез учащихся;

- учителей по вопросам: владение знаниями о здоровьсебережении и использовании их в учебных предметах, наличие знаний о возрастной физиологии и психологии, состоянии здоровья обучающихся, использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе;

- классных руководителей: распределение учащихся по группам здоровья, группам риска; поведение ребёнка в школе; динамика поведения учащихся в течение недели, триместра, года; контакты с родителями проблемных учащихся;

- медицинского работника школы: оснащённость медицинского кабинета, структура заболеваемости учащихся, профилактические мероприятия и схема их проведения, контроль над динамикой заболеваемости детей, принадлежащих к группе риска по заболеваемости;

- руководителя образовательного учреждения: инфраструктура учреждения, организация учебного процесса, организация питания, организация спортивно-оздоровительной работы; соблюдение СанПиНов, использование специальных программ по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; контакты с органами социальной защиты, МВД, специализированными диспансерами; финансовая поддержка здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения).

2. Тестирование (тесты приведены в приложении №3):

- физического развития – по стандартным методикам силами медицинского работника школы;

- двигательной подготовленности – в рамках школьных уроков физической культуры по комплексу тестов.

3. Наблюдение:

- за поведением детей в процессе учебной деятельности.

4. Беседы:

- с педагогическими и медицинскими кадрами школы – разъяснение порядка заполнения анкет, целей и задач исследования, используемых методических приёмов, полученных результатов, мер по повышению эффективности здоровьесберегающей деятельности учреждения;

- с родителями – разъяснение порядка заполнения анкет, стратегии здоровьесбережения в образовательном учреждении, требований, предъявляемых к ученикам; рекомендации по организации учебных и внеучебных занятий, профилактических и оздоровительных мероприятий, планируемых и проводимых в семье;

- с учениками – объяснение порядка заполнения анкет и выполнения других действий, необходимых для корректного проведения исследований, индивидуальные беседы с детьми группы риска.

5. Экспертные методы:

- преобразование качественных показателей анкетирования в количественные показатели для осуществления статистического анализа;

- оценка эффективности технологий здоровьесбережения, действующих в образовательном учреждении.

6. Экспериментальное исследование:

- сравнительный анализ здоровьесберегающей школьной среды и состояния здоровья учащихся.

Здоровье обучающихся – один из основных показателей работы школы. Ежегодно проводится углублённый медицинский осмотр обучающихся. Состояние здоровья обучающихся оценивается по результатам изучения внутришкольной медицинской документации по различным направлениям.

Мониторинг здоровья учащихся по видам заболеваний

Основные виды заболеваний 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013
Нарушение опорно-двигательного аппарата 52 50 48 45
Нарушение сердечно сосудистой системы 2 0 0 0
Нарушение дыхательной системы 1 2 2 2
Нарушение желудочно-кишечного тракта 0 1 4 3
Нарушения зрения 9 6 14 10
Нарушения нервной и эндокринной системы 1 1 1 1

          

Анализ результатов медицинских осмотров детей показал, что по ряду заболеваний наметилась тенденция улучшения здоровья. По заболеваниям опорно-двигательной системы (т.е. н/о, плоскостопие, сколиоз), сердечно-сосудистые и зрение - положительная динамика. Динамика отсутствует по заболеваниям органов дыхания, почек.

                                 Группы здоровья

Группы здоровья

2008-2009 2009-2010 2010 - 2011 2011 - 2012 2012 - 2013
% % % % %
I 16 19 18 19 18
II 64 62 65 67 70
III 20 19 15 10 7

 

Из таблицы видно, что по мере реализации программы эксперимента количество учащихся с I группой здоровья стабильное, увеличивается количество детей со II группой здоровья и имеет тенденцию к снижению количество учащихся, имеющих III группу здоровья


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: