Практическое занятие №4

Механическая картина мира: особенности механистического мировоззрения. Г. Галилей, П. Гассенди, И. Ньютон и др.

Полноценной наукой физика стала в XVII в., когда появилась общественная необходимость в более глубоком изучении природы. До этого понимание природы основывалось на обыденных знаниях и натурфилософии. Дальнейшее развитие общественного производства было невозможным без более глубокого понимания явлений природы.

При переходе от обыденного к научному пониманию природы большую роль сыграли материалистические идеи. В трудах П. Гассенди и Г. Галилея был восстановлен атомизм древнегреческих философов. При этом на первое место выдвигалось понятие движения. Р. Декарт считал, что оно обусловливает все явления природы. Подлинно революционной была гипотеза Галилея о возможности движения без двигателя (закон инерции). Наконец, И. Ньютон завершил построение новой, революционной для того времени картины природы, сформулировав основные идеи, понятия и принципы, составившие механическую картину мира.

И. Ньютон начинает свой основной трактат («Математические начала натуральной философии») с изложения основных понятий картины мира. Исходя из атомистических представлений о материи, он вводит понятие массы как количества материи, наделяет тела «внутренним врожденным свойством двигаться равномерно и прямолинейно», а отклонение от этого состояния движения связывает с действием на тело «внешней силы». При этом И. Ньютон выдвигает «гипотезу о тяготении» как универсальном свойстве всех тел «тяготеть друг к другу». Поставив перед собой задачу объяснить все явления по наблюдаемым движениям, И. Ньютон дополняет картину мира своим пониманием времени, пространства и движения, которые существуют абсолютно, т. е. независимо от материи.

Как видно, формулируя общие исходные начала своего труда, И. Ньютон изложил определенные физические представления о материи и движении, пространстве и времени, взаимодействии и закономерности в соответствии с философскими идеями Г. Галилея и П. Гассенди (атомистические представления о материи), Р. Декарта, придававшего первостепенное значение движению, и Т. Гоббса, доказывавшего объективность протяженности. При этом одной из ведущих философских идей, которой руководствовался И. Ньютон в своих исследованиях, была идея единства и универсальной взаимосвязи явлений.

На основе механической картины мира Ньютон сформулировал законы движения, которые он считал фундаментальными законами мироздания. Создание механики способствовало ускоренному развитию теоретических методов исследования природы. Как отмечают историки физики, с 1690 по 1750 г. особенно быстрыми темпами развивается математическая физика.

Успехи механической теории в объяснении явлений природы, а также их большое значение для развития техники, для конструирования различных машин и двигателей привели к абсолютизации механической картины мира. Она стала рассматриваться в качестве универсальной научной картины мироздания. Весь мир (включая и человека) понимался как совокупность огромного числа неделимых частиц, перемещающихся в абсолютном пространстве и времени, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенно передающимися от тела к телу через пустоту (ньютоновский принцип дальнодействия). Согласно этому принципу, любые события жестко предопределены законами механики, так что если бы существовал, по выражению П. Лапласа, «всеобъемлющий ум», то он мог бы их однозначно предсказывать и предвычислять.

В то же время в конце XVIII – начале XIX в. в физике накапливались эмпирические данные, противоречащие механической картине мира. Можно выделить три существенных недостатка механистической картины мира:

1. Причина движения выносилась из природы и передавалась Богу. С ним же связывалось происхождение небесных тел и всех иных природных вещей.

2. Редукционизм как попытка объяснения высших форм движения материи движением ее низших форм. Проще говоря, такой подход предполагал низведение сложного к простому. Отсюда возникало упрощенное и искаженное представление о жизни, сознании, разуме и вообще о законах движения материи. Лишь спустя столетие физики начали понемногу понимать, что законами механики можно описать весьма ограниченный класс явлений природы.

3. Метафизичность – понимание природных явлений, процессов и материальных тел вне их изменения, развития и влияния друг на друга. Например, история развития небесных тел (планет и звезд) тогда совершенно не рассматривалась. Считалось, что с момента их божественного творения ни они сами, ни законы их движения не изменились.

Механическая картина мира явилась одним из этапов развития физической картины мира, с развитием науки ее основные положения сохранились, развитие науки лишь показало, что механическая картина мира носит относительный характер. Дальнейшее развитие физики показало, что несостоятельным является не вся механическая картина мира, а лишь ее начальная философская идея, механицизм. В XIX веке произошел скачок в развитии физической науки, на основе механической картины мира стали возникать элементы новой – электромагнитной картины мира.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. М.Х. Хаджаров и М.Н. Лященко. Ньютон и механистическая картина мира классической науки / Вестник ОГУ №1 (107), 2010 г.

Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nyuton-i-mehanisticheskaya-kartina-mira-klassicheskoy-nauki/viewer

2. Механическая картина мира / Викичтение.

Режим доступа: https://fil.wikireading.ru/13840

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: