- Единичный / множественный выбор
Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены!)
Внимание раздался с чердака звонкий, торжествующий голос Жени. Подаю по форме номер один позывной сигнал общий.
1) «П», – а.
2) «П! – а.– П».
3) «П,– а,– п».
Разбор задания: Читаем предложение. Находим в нём, кто говорит и что говорит. Мы видим грамматическую основу голос раздался. Это слова автора. Этот голос говорит внимание и подаю позывной. Следовательно, слова автора расположены в середине прямой речи. Слово внимание передаёт призыв, следовательно после него надо поставить восклицательный знак. Ответ: 2.
- Выделение цветом.
Выделите зелёным цветом слова автора в предложениях. (Знаки препинания не расставлены!)
1. Ольга в страхе спросила Женя, ты откуда? Как ты сюда попала?
2. Ты вся в грязи, лицо чёрное! Как ты сюда попала? опять спросила Ольга.
Разбор задания: В первом предложении Ольга спрашивает Женю, следовательно слова автора в начале предложения. Собственно прямая речь начинается с обращения.
|
|
Во втором предложении Ольга продолжает спрашивать Женю. Вначале идёт прямая речь, а потом слова автора.
Ответ:
1. Ольга в страхе спросила Женя, ты откуда? Как ты сюда попала?
2. Ты вся в грязи, лицо чёрное! Как ты сюда попала? опять спросила Ольга.
Задание #1
Вопрос:
Отметьте ложные и правдивые утверждения.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ двоеточие в бессоюзных предложениях ставится при отношениях перечисления
__ некоторые бессоюзные предложения с двоеточием можно переделать в сложноподчиненные предложения
__ в некоторых предложениях двоеточие можно заменить на "однако"
__ двоеточие ставится, если во второй части выражается резкая смена событий.
Задание #2
Вопрос:
При каких смысловых отношениях между частями бессоюзного предложения ставится двоеточие?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) противопоставления
2) причины
3) пояснения
4) дополнения
5) следствия
Задание #3
Вопрос:
Сопоставьте смысловые отношения и слова, которыми можно заменить двоеточие в бессоюзных предложениях.
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) и увидел что, и услышал что
2) а именно, то есть
3) потому что
__ причина
__ пояснения
__ дополнения
Задание #4
Вопрос:
Выберите СПП, которое можно преобразовать в бессоюзное предложение с двоеточием.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Она не пошла полоть лебеду, так как не хотела поранить свои нежные ручки.
2) По карнизу нагло шествовал крупный сизый голубь, который обычно обитал на чердаке.
|
|
3) Если ты не будешь слушать меня, ты наверняка сделаешь массу ошибок.
4) Арсений постарался не оглядываться, хотя ему и было жаль оставлять друзей.
Задание #5
Вопрос:
Выберите бессоюзное предложение, в котором между частями необходимо поставить запятую.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Молвит слово соловей разливается.
2) Дочитаешь книжку отдай ее мне, пожалуйста.
3) Жизнь перестала быть сладкой в чулане кончилось варенье.
4) Сказочник рассказывал медленно дети слушали, ни на что не отвлекаясь.
Задание #6
Вопрос:
Выберите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска необходимо поставить двоеточие.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Вокруг тихо _ ни взрыва, ни выстрела, все спят.
2) Русский вслушивается в народную песню и улыбается _ сквозь слёзы узнает он сам себя.
3) Разведчик при возвращении из разведки должен быть осторожен вдвойне _ он рискует и жизнью, и добытыми сведениями.
4) А улыбнется _ сразу легче станет.
Задание #7
Вопрос:
Выберите предложения, в которых знаки препинания расставлены верно.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Успокойтесь: рана не опасна.
2) Он был в большом волнении: мигал глазами, неровно дышал, руки его дрожали, как в лихорадке.
3) Лучше вспашешь: больше хлеба возьмешь.
4) Вдруг я вздрогнула от испуга: надо мной раздался знакомый голос.
Задание #8
Вопрос:
Выберите предложения, в которых на месте пропуска требуется поставить двоеточие.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Недавно с ним случилось самое обычное чудо _ посреди узкой, заполненной людьми улицы он вдруг осознал всю полноту жизни.
2) У этих озер есть странное свойство_ чем меньше озеро, тем оно глубже.
3) Дети переглянулись и выглянули во двор _ над домом кружилась целая стая ярких, невиданных птиц.
4) Резкий воздух омыл лицо холодной водой _ сон сразу прошел.
Задание #9
Вопрос:
Выберите бессоюзное предложение, в котором знаки препинания расставлены неверно.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Раз солгал: навек лгуном стал.
2) Сомнения быть не могло: перед музыкантом эта ночь стояла такой же мучительной и неразрешимой загадкой, как передо мной.
3) Солнце было еще высоко над горизонтом: осталось час или полтора до заката.
4) Давно известно: прелесть жизни не только в ожидании будущего и в настоящем, но отчасти в воспоминаниях.
Задание #10
Вопрос:
Выберите предложения, которые можно преобразовать в БСП с двоеточием.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Макар вдохнул полной грудью и ощутил, что в воздухе уже вовсю благоухала весна.
2) Мы выберем это решение задачи, ведь оно гораздо изящнее всех остальных.
3) Скажи ему, что мы очень и очень хотим его видеть.
4) Поскольку ты отказываешься отвечать, мне придется это сделать за тебя.