Нерезьбовые изделия и соединения

 

К конструктивным элементам нерезьбовых разъемных соеди­нений относятся шпонки, шлицы, штифты, шплинты.

1. Шпонки — это конструктивный элемент, служащий для со­единения с валом деталей, передающих вращательное или коле­бательное движение.

По конструкции шпонки делятся на призматические, сегмент­ные, клиновые (рис. 4).

 Рис. 4. Шпонки: а — призматическая; б — сегментная; в — клиновая

 

2. Шлиц — конструктивный элемент, представляющий собой выступ определенной формы на валу.

 

Шлицы бывают прямоугольной, треугольной и эвольвентной формы. На рисунке 5 изображен вал со шлицами прямоуголь­ной формы.

 Рис. 5. Шлицевой вал

3. Штифты — конструктивный элемент, представляющий собой гладкий стержень, служащий для точного фиксирования взаим­ного положения деталей и узлов, а также в качестве крепежных деталей.

По конструкции штифты бывают цилиндрические и кониче­ские (рис. 6).

Рис. 6. Штифты: а — цилиидрический; б — конический

 

4. Шплинты — конструктивный элемент, представляет собой кусок проволоки (с лыской по всей ее длине), согнутый вдвое плоской частью внутрь таким образом, что в месте сгиба образу­ется петля, а концы проволоки плотно прижаты друг к другу. При этом один конец проволоки незначительно длиннее другого (рис.7).

 

 Рис. 7. Шплинт

Шплинты служат для предотвращения самопроизвольного от­винчивания гаек (как правило, корончатых и прорезных).

 

Болтовое соединение (табл. 1) представляет собой соедине­ние деталей, осуществляемое с помощью болта, навинчиваемой на него гайки и шайбы.

Винтовое соединение (табл. 1) представляет собой соедине­ние деталей с помощью винта. Винт в соединении, как правило, ввинчивается резьбовым концом в отверстие либо может упот­ребляться с гайкой.

Шпилечное соединение (табл. 1) представляет собой соедине­ние деталей, в одну из которых вворачивается посадочный конец шпильки, а другая одевается на второй конец шпильки и затяги­вается гайкой.

Шпоночное соединение (табл. 1) осуществляется посредством шпонки, которая устанавливается в шпоночном пазу на валу и входит в шпоночную канавку соответствующей формы ступицы.

Шлицевое соединение (табл. 1) представляет собой соедине­ние, которое образуется между выступами (шлицами) вала и со­ответствующими по форме впадинами ступицы, насаженной на вал.

Штифтовое соединение (табл. 1) осуществляется посредст­вом плотной посадки штифта в соединяемые детали.

 

 

                                     Таблица 14

  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: