Метод бухгалтерского учета представляет собой систему способов отражения и обобщения в денежной оценке объектов бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета состоит из следующих элементов:
- документации,
- оценки, счетов,
- двойной записи,
- оборотных ведомостей,
- калькуляции, инвентаризации,
- баланса,
- отчетности.
Документация – способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета, с помощью которого фиксируют все хозяйственные операции.
Оценка – способ обобщенного денежного измерения хозяйственных средств и источников их образования.
Счета бухгалтерского учета – это способ систематического обобщения и группировки всех данных, собранных в документах. Счет – это способ отражения и наблюдения за отдельными видами хозяйственных средств и источников их образования, за отдельными хозяйственными процессами и их результатами.
Двойная запись – способ двойственного отражения каждого хозяйственного факта в едином измерителе на счетах бухгалтерского учета.
|
|
Оборотные ведомости – это такой элемент метода бухгалтерского учета, с помощью которого обобщают сведения по группам однородных счетов и в целом по всем счетам. При этом отражаются следующие данные: названия счетов, остатки хозяйственных средств и их источников на начало и конец отчетного периода, их увеличение и уменьшение в течение отчетного периода.
Калькуляция – это научно обоснованный расчет себестоимости единицы продукции.
Инвентаризация представляет собой сопоставление фактического наличия средств с показателями учета.
Баланс – это сопоставление хозяйственных средств и источников их образования на определенный момент времени.
Бухгалтерская отчетность – это способ получения итоговых сведений о различных сторонах хозяйственной деятельности предприятия. Ее использует как внутренний аппарат управления, так и внешние лица, имеющие финансовые интересы в данной организации или потенциальные инвесторы. Поэтому отчетность составляют по определенным правилам и стандартам.
Тема 2. Бухгалтерский баланс
Понятие бухгалтерского баланса. Виды балансов
2. Изменениия баланса под влиянием хозяйственных операций
Понятие бухгалтерского баланса. Виды балансов
Термин «баланс» происходит от латинских слов bis - дважды и lanx - чаша весов. Отсюда bilanx - равенство (двучашие).
Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки и обобщенного отражения в денежной оценке хозяйственных средств и источников их образования на определенную дату.
Графически баланс представлен в виде таблицы, разделенной на две части: в одной из них отражены хозяйственные средства, сгруппированные по составу и размещению, называется она активом (активус - activus - латинское - деятельный; agio- греческое - действовать) и в другой отражены источники образования тех же хозяйственных средств и называется пассивом (passivus — бездеятельный, страдающий).
|
|
Бухгалтерский баланс состоит из пяти разделов:
Внеоборотные активы
Оборотные активы
Капиталы и резервы
Долгосрочные пассивы
Краткосрочные пассивы
Баланс является средством уравновешивания хозяйственных средств, сгруппированных по составу и размещению и по источникам образования. Балансирующими показателями являются финансовые результаты предприятия, то есть прибыль или убыток.
Группировка статей по активу и пассиву баланса позволяет
- сопоставлять состав и размещение хозяйственных средств с источниками их покрытия и назначения
- определять целесообразность использования собственных оборотных средств, средств целевого финансирования
- подводить результаты финансовой деятельности предприятий.
Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций
В процессе хозяйственной деятельности совершаемые операции приводят к изменениям в составе средств и их источников,а, следовательно, в активе и пассиве баланса.
Баланс
№ п.п | Актив | Сумма, руб. | № п.п | Пассив | Сумма, руб. |
1 2 3 4 5 | Основные средства Материалы Касса Расчетный счет Прочие дебиторы | 100000 120000 3000 10000 4000 | 1 2 3 4 | Уставный капитал Краткосрочные кредиты банков Расчеты с поставщиками и подрядчиками Расчеты с персоналом по оплате труда | 170000 12000 5000 50000 |
Итого: | 237000 | Итого: | 237000 |
В течение месяца совершены следующие операции:
1. Из кассы предприятия выдано под отчет на командировочные расходы 2500 руб.
2. В банке оформлена краткосрочная ссуда, и без зачисления на расчетный счет направлена на погашение задолженности поставщикам в сумме 5000 руб.
3. На основании акцептованных (принятых к оплате) платежных документов поставщиков и приходных ордеров оприходованы материалы на сумму 18000 руб.
4. Согласно платежному поручению и выписке банка, перечислена сумма 6000 руб. поставщикам в погашение задолженности перед ними.
Баланс
№ п.п | Актив | Сумма, руб. | Измене ния | № п.п | Пассив | Сумма, руб. | Измене ния |
1. 2. 3. 4. 5. | Основные средства Материалы Касса Расчетный счет Прочие дебиторы | 100000 120000 3000 10000 4000 | 3)+18000 1) -2500 4)-6000 1) +2500 | 1. 2. 3. 4. | Уставный капитал Краткосрочные кредиты банков Расчеты с поставщ. и подрядч. Расчеты с персоналом по оплате труда | 170000 12000 5000 50000 | 2) +5000 2)- 5000 3)+18000 4)-6000 |
Итого: | 237000 | Итого: | 237000 |
Баланс
(с учетом изменений под влиянием хозяйственных операций)
№ п.п | Актив | Сумма, руб. | № п.п | Пассив | Сумма, руб. |
1 2 3 4 5 | Основные средства Материалы Касса Расчетный счет Прочие дебиторы | 100000 138000 500 4000 6500 | 1 2 3 4 | Уставный капитал Краткосрочные кредиты банков Расчеты с поставщиками и подрядчиками Расчеты с персоналом по оплате труда | 170000 17000 12000 50000 |
Итого: | 249000 | Итого: | 249000 |
Общая схема четырех типов изменений применительно к бухгалтерскому балансу следующая:
Хозяйственные средства | Источники образования хозяйственных средств | ||
Актив | Пассив | ||
Увеличение | Уменьшение | Уменьшение | Увеличение |
I тип | IV тип | II тип III тип |
|
|