Тема № 1
Введение. Цель и содержание предмета.
Классификация автомобиля.
Классификация автомобиля:
По назначению:
- пассажирские (легковые (до 8 мест); автобусы (свыше 8 мест));
- грузовые (специальные (краны); специализированные (самосвалы, цистерны, рефрежераторы, лесовозы)).
Классификация легковых автомобилей:
1. По рабочему объёму двигателя:
- 1,2 л. (особо малый) «1»
- от 1,2 л. до 1,8 л. (малый) «2»
- от 1,8 л. до 3,5 л. (средний) «3»
- свыше 3,5 л. (большой) «4»
Пример: ВАЗ – 2101 рабочий объём двигателя
ВАЗ – 21043 вид автомобиля
ВАЗ – 21045 номер модели
ВАЗ – 21099 номер модификации базовой модели
ГАЗ – 31029 «6» - номер экспортного варианта
АЗЛК – 2141
ЗАЗ – 1101
ЗИЛ – 4104
2. По типу кузова:
- закрытые
- открытые
- открывающиеся
3. По числу мест:
- два
- четыре
- пять
- семь
- восемь
Классификация грузовых автомобилей:
1-я цифра после завода изготовителя обозначает полную массу автомобиля в тоннах.
|
|
- до 1,2 т. «1»
- от 1,3 т. до 2,0 т. «2»
- от 2,1т. до 8,0 т. «3»
- от 9,0 т. до 14 т. «4»
- от 15 т. до 20 т. «5»
- от 21 т. до 40 т. «6»
- свыше 40 т. «7»
Пример: ГАЗ – 3307
ЗИЛ – 431410
КамАЗ – 5320
КамАЗ – 5511
2–я цифра – вид автомобиля
- бортовой «3»
- седельный тягач «4»
- самосвал «5»
- цистерна «6»
- фургон «7»
- спец. автомобиль «9»
Классификация автобусов:
1-я цифра после завода изготовителя обозначает длину автобуса в метрах.
- до 5 м. «2»
- от 6 м. до 7,5 м. «3»
- от 8 м. до 9,5 м. «4»
- от 10,5 м до 12 м. «5»
- свыше 16,5 м. «6»
Пример: ПАЗ – 3205
ЛАЗ – 4204
ЛиАЗ – 5256
ЛиАЗ – 525625
ЛиАЗ – 525640
ЛиАЗ – 5293
НефАЗ – 5299
НефАЗ – 52993032
3-я и 4-я цифра – номер модели
5-я цифра – номер базовой модели
6-я цифра – номер экспортного варианта
Назначение, классификация, общее устройство и основные параметры двигателя.
Двигатель как источник энергии обеспечивает движение автомобиля.
Классификация двигателей:
1. По роду применяемого топлива:
- жидкостно – лёгкое (бензин, керосин, спирт)
- жидкостно – тяжёлое (дизельное, мазут)
- газообразное
- смешанное
2. По способу смесеобразования:
- внешнее (карбюраторные)
- внутреннее (дизельные, инжектора)
3. По способу воспламенения:
- искровое (карбюраторные, инжекторные)
- воспламенение от сжатия (дизельные)
4. По способу осуществления рабочего цикла:
- 2-х тактные
- 4-х тактные
5. По способу наполнения цилиндров:
- без наддува
- с наддува
6. По количеству цилиндров:
От 2 до 8
7. По расположению цилиндров:
|
|
- рядные вертикальные
- рядные горизонтальные
- V-образные с углом между осями цилиндров 60, 75 и 90˚
- с наклоном на 20 … 40˚
- оппозитные
8. По способу охлаждения:
- жидкостное
- воздушное
Общее устройство автомобиля.
Автомобиль состоит из кузова, двигателя и шасси.
Шасси состоит из трансмиссии (сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал, полуоси); ходовой части (рама, подвеска, колёса); механизмы управления (рулевое управление и тормоза).
Поршневой двигатель внутреннего сгорания состоит из двух основных механизмов – кривошипно-шатунного и газораспределительного и четырёх систем – охлаждения, смазочной, питания, зажигания и пуска.
Основные параметры двигателя:
Верхняя мертвая точка (ВМТ) — крайнее верхнее положение поршня.
Нижняя мертвая точка (НМТ) — крайнее нижнее положение поршня.
Радиус R кривошипа — расстояние от оси коленчатого вала до оси его шатунной шейки.
Ход поршня S — путь, который проходит поршень от ВМТ до НМТ. Ход поршня равен удвоенному радиусу кривошипа.
При перемещении поршня от ВМТ к НМТ объем цилиндра меняется от минимального до максимального.
Объем камеры сгорания Vc - объем над поршнем, при его нахождении в ВМТ;
Полный объем цилиндра Va - объем над поршнем, при его нахождении в НМТ.
Рабочий объём Vh - объём освобождаемый поршнем при переходе от ВМТ до НМТ.
Полный объем цилиндра
где Vh — рабочий объем цилиндра, объем, заключенный между мертвыми точками, Vh = 0,25nD2S (D —диаметр цилиндра);
Рабочий объем двигателя (литраж двигателя) VЛ (в литрах) равен сумме рабочих объемов всех цилиндров:
где i — число цилиндров.
Степень сжатия ε – отношение полного объёма цилиндра к объёму камеры сжатия.
Степень сжатия показывает, во сколько раз сжимается заряд в цилиндре двигателя при перемещении поршня из НМТ в ВМТ, т. е. показывает во сколько раз уменьшается полный объём, для карбюраторных двигателей ε=6,5 – 11,0, для дизелей ε=14,5 – 23,0.
Рис. 1.1. Основные элементы и параметры двигателя:
1 —остов двигателя; 2 —коленчатый вал; 3 —шатун; 4 —поршень; 5 —цилиндр; 6 —крышка (головка) цилиндра; 7 —впускной клапан; 8 —выпускной клапан; I —объем камеры сгорания; II -рабочий объем цилиндра; III —полный объем цилиндра; S —ход поршня; О —диаметр цилиндра; R —радиус кривошипа
Тема № 2
Рабочие циклы.
Рабочим циклом двигателя внутреннего сгорания называют совокупность процессов, повторяющихся в цилиндре в такой последовательности: впуск свежего заряда, сжатие, расширение или рабочий ход, выпуск. Часть рабочего цикла, приходящегося на один ход поршня, называется тактом при повороте коленчатого вала на 180 °.
Цикл может быть осуществлен либо за четыре, либо за два такта. В первом случае цикл называется четырехтактным, во втором — двухтактным.
Рабочий цикл поршневого двигателя проходит по одной из двух схем, представленных на рис. 2.1. На схеме, изображенной на рис. 2.1, а, представлен рабочий цикл с внешним смесеобразованием (карбюраторные двигатели), а на рис. 2.1, б — рабочий цикл с внутренним смесеобразованием (дизели и двигатели с впрыскиванием легкого топлива в цилиндр).