Карбюратор К-126Г. Устанавливаемый на автомобиле ГАЗ-24 «Волга» карбюратор К-126Г (рис. 7.9, а) —двухкамерный с падающим потоком, сбалансированной поплавковой камерой. Дроссельные заслонки открываются последовательно. При нажатии на педаль управления дроссельными заслонками сначала открывается дроссельная заслонка основной смесительной камеры. И только после того как она откроется не менее чем на 2/3 своего хода, начинает открываться вместе с ней дроссельная заслонка дополнительной камеры.
Привод дроссельных заслонок карбюратора К-126Г работает следующим образом. При повороте рычага 13 (рис. 7.9 ,б) поворачивается ось 22 дроссельной заслонки основной смесительной камеры и палец 20 рычага, установленного на оси рычага 13. Пока палец перемещается по радиусному пазу 23 кулисы и не соприкасается с ею торцом, открывается дроссельная заслонка только основной смесительной камеры. При дальнейшем по вороте рычага 13 палец 20 прижимается на торец радиусного паза 23 и начинает поворачиваться кулиса 18, соединенная продолговатой прорезью 19 с пальцем 17 рычага 16, установленного на оси дроссельной заслонки дополнительной камеры. Кулиса нажимает на палец 17, который перемещается в продолговатой прорези 19 и поворачивается по радиусу вместе с рычагом 16 и осью 15, и дроссельная заслонка дополнительной смесительной камеры начинает открываться одновременно с дроссельной заслонкой основной камеры. Возвратная пружина 24 в этом случае закручивается, а после прекращения воздействия на рычаг 13 раскручивается, перемещая кулису в исходное положение, и плотно закрывает дроссельную заслонку дополнительной камеры.
Рис. 7.9.Карбюратор К-126Г:
а — общий вид; б — схема привода дроссельной заслонки дополнительной смесительной камеры; 1 и 8 — отверстия; 2 — корпус; 3 — воздушная заслонка; 4 — ось воздушной заслонки: 5 — жиклер системы холостого хода; 6 — пробка фильтра; 7 -рычаг привода воздушной заслонки; 9 — регулировочный винт; 10 — тяга; 11 — корпус смесительных камер; 12 — рычаг малой частоты вращения; 13 — рычаг привода дроссельной заслонки основной смесительной камеры; 14 — регулировочный винт частоты вращения холостого хода; 15 — ось дроссельной заслонки дополнительной камеры; 16 — рычаг, жестко соединенный с осью; 17 — палец рычага оси дроссельной заслонки дополнительной камеры; 18 — кулиса; 19 — прорезь кулисы; 20 — палец рычага оси дроссельной заслонки основной камеры; 21 — винт, ограничивающий закрытие дроссельной заслонки; 22 — ось дроссельной заслонки основной смесительной камеры; 23 — радиусный паз кулисы; 24 — возвратная пружина
Рассмотрим работу карбюратора К-126Г при различных режимах работы двигателя.
Пуск холодного двигателя. В работу вступают главная дозирующая система и система холостого хода основной смесительной камеры. Топливо поступает через главный жиклер 24 (рис. 7.10) в колодец и эмульсионную трубку 25. Из колодца оно по каналу подается в горловину малого диффузора 9. От главного жиклера 24 по отдельному каналу топливо поступает к жиклеру 33 системы холостого хода, а воздух подается от жиклера 16. Затем по каналу 34 и далее через отверстие 31 системы холостого хода топливо в виде эмульсии поступает в пространство за дроссельной заслонкой 29. При этом горючая горючая смесь значительно обогащается. Как только двигатель начинает работать, автоматически открываются предохранительные клапаны 13, предотвращающие переобо гашение смеси.
Малая частота вращения холостого хода. Большое разрежение, возникающее за дроссельной заслонкой 29, через нижнее отверстие 31 по каналу 34 передается к топливному жиклеру 33. К топливу, идущему по каналам системы холостого хода, добавляется воздух, поступающий через жиклер 16, и топливо в виде эмульсии проходит через отверстие 31 в пространство за дроссельной заслонкой. Выходящая из отверстия 31 эмульсия смешивается с основным потоком воздуха, проходящим через зазоры между стенками смесительной камеры и дроссельной заслонкой, и в виде горючей смеси поступает в цилиндры двигателя. Через верхнее отверстие 30 к эмульсии добавляется воздух.
Средние нагрузки двигателя. При открытии дроссельной заслонки 29 увеличивается количество воздуха, проходящего через карбюратор, и возрастает разрежение в малом диффузоре 9. Разрежение создается и в эмульсионном колодце, в котором уровень топлива понижается, и открываются воздушные отверстия в эмульсионной трубке 25. Через жиклер 8 в эмульсионную трубку и колодец поступает воздух. Он смешивается с топливом, образуя эмульсию, и тормозит истечение топлива из главного жиклера 24. Эмульсия проходит в малый диффузор, в котором перемешивается с воздухом, распыливается, испаряется и поступает в большой диффузор 37. Полная нагрузка двигателя. На этом режиме рычагом привода экономайзера и ускорительного насоса шток 5 перемещается вниз. Опускающийся шток открывает клапан 3 экономайзера, сжимая его пружину. Дополнительное топливо из поплавковой камеры карбюратора через жиклер 2 полной мощности по каналу подается в распылитель 11 к в дополнительную смесительную камеру. При полной нагрузке двигателя работают главные дозирующие системы обеих смесительных камер и система экономайзера; очень незначительное количество топлива подается через систему холостого хода.
Резкое открытие дроссельных заслонок. При работе двигателя с большой частотой вращения коленчатого вала и полном открытии дроссельных заслонок возможен подсос топлива из каналов ускорительного насоса, так как у распылителя 14 при движении воздуха создается разрежение. Для устранения этого отрицательного явления в канале ускорительного насоса установлен нагнетательный клапан 15, а к распылителю подводится воздух из поплавковой камеры.
13 15 16 9 8 |
Рис. 7.10. Схемы карбюратора К-126Г и дополнительной смесительной камеры:
а - схема карбюратора; б — схема дополнительной смесительном камеры с эконостатом и переходной системой; 1 — шариковый клапан ускорительного насоса; 2 — жиклер полной мощности; 3 — клапан экономайзера; 4 — корпус; 5 — шток привода экономайзера; 6 — крышка поплавковой камеры; 7 - поршень ускорительного насоса; 8 - воздушный жиклер главной дозирующей системы; 9 - малыйдиффузор; 10- балансировочный канал; 11 – распылитель экономайзера; 12 — воздушная заслонка; 13 — предохранительный клапан; 14 — распылитель ускорительного насоса; 15 — нагнетательный клапан; 16 – воздушный жиклер системы холостого хода; 17 — игольчатый клапан; 18 — фильтр; 19 — поплавок; 20 - отверстие для трубки подачи топлива в карбюратор; 21 — смотровое окно; 22 и 23 — пробки; 24 -главный топливный жиклер; 25 - эмульсионная трубка; 26 — рычаг; 27 — отверстие для трубки вакуумного регулятора опережения зажигания; 28 – корпус смесительных камер; 29 - дроссельная заслонка основной смесительной камеры; 30 и 31 — отверстия системы холостою хода; 32 - регулировочный винт; 33 — топливный жиклер системы холостого хода; 34, 38 и 39 - каналы; 35 — прокладка; 36 — дроссельная заслонка дополнительной смесительной камеры; 37 — большой диффузор; 40 — рычаг привода экономайзера и ускорительного насоса; 41 -топливный жиклер переходной системы, 42 — жиклер эконостата; 43 — распылитель эконостата; 44 - канал к распылителю эконостата; 45— отверстие переходной системы; 46- воздушный жиклер переходной системы
Карбюратор К-126Б. В двигателях автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-53-12 установлен двухкамерный карбюратор К-126Б с падающим потоком и сбалансированной поплавковой камерой. Камеры работают параллельно, но независимо — каждая подает горючую смесь к четырем цилиндрам. Воздушная заслонка, поплавковая камера, системы ускорительного насоса и экономайзера — общие для карбюратора. Каждая смесительная камера имеет главную дозирующую систему и систему холостого хода.
Карбюратор К-126Б (рис. 7.11) состоит из четырех основных частей: крышки 5 поплавковой камеры с воздушным патрубком, корпуса .42 поплавковой камеры, корпуса 34 смесительных камер и пневмоинерционного ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя. Применение ограничителя привело к установке в карбюраторе кулачковой муфты 37. Такими муфтами оснащены не только карбюраторы типа К-126Б, но и К-88. В карбюраторе К-126Б ось 25 дроссельных заслонок не имеет жесткой связи с рычагом 38 привода заслонок. Он закреплен на резьбовом конце оси. Противоположный конец оси 25 (см. рис. 7.11) соединен с исполнительным механизмом пневмоинерционного ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала. Конструкции карбюpa- торов К-126Б и К-126Г почти аналогичны, полому остановимся только на работе карбюратора К-126Б.
Пуск холодного двигателя. При вращении коленчатого вала в смесительных камерах карбюратора создается сильное разрежение, и топливо подается из поплавковой камеры через главные топливные жиклеры 30 в колодцы. Через воздушные жиклеры б к топливу подмешивается воздух, и в распылители 14 малых диффузоров 7 поступает богатая эмульсия. Она проходит между кромками дроссельных заслонок во впускной трубопровод двигателя. Под дроссельные заслонки из двух нижних отверстий системы холостого хода также подается эмульсия.
Малая частота вращения холостого хода. Сильное разрежение, создаваемое под дроссельными заслонками 32, передается через нижние отверстия, в которые ввернуты регулировочные винты 33, и каналы системы холостого хода к топливным жиклерам 35. Топливо из поплавковой камеры, пройдя главные жиклеры 30, поступает к топливным жиклерам 35 системы холостого хода и поднимается по трубкам 8. Далее топливо подается в каналы системы холостого хода, где к нему подмешивается воздух, проходящий через жиклеры 13; в виде эмульсии топливо и воздух выходят через нижние отверстия. Работу двигателя при малой частоте вращения холостого хода регулируют тремя винтами: двумя винтами 33 изменяют качество горючей смеси, а третьим (на рис. 7.11 не виден) — положение дроссельных заслонок, соответствующее их минимальному открытию.
Средние нагрузки двигателя. Топливо из поплавковой камеры проходит через главные жиклеры 30 в колодцы. Эмульсионные трубки 31, установленные в колодцах, имеют глухие нижние концы и несколько выше средней части четыре отверстия, через которые к топливу добавляется воздух, проходящий через воздушные жиклеры 6. Эмульсия, выходящая из распылителей 14, поступаем и малые диффузоры. Здесь она перемешивается с воздухом, входящим и карбюратор. Затем эмульсия вторично перемешивается, распыливается, испаряется и больших диффузорах и в виде горючей смеси подастся по впускному трубопроводу к цилиндрам.
Полная нагрузка двигател я. Экономайзер и ускорительный насос имеют общий механический привод, соединенный с рычагом 38 привода дроссельных заслонок. Опускающийся шток 3 привода экономайзера нажимаем на клапан 1, и топливо по каналу 39 поступает к блоку 10 распылителей экономайзера и ускорительного насоса. При максимальной частоте вращения коленчатого вала срабатывает пневмоинерционный ограничитель, и дроссельные заслонки прикрываются (благодаря наличию кулачковой муфты 37), что предохраняет двигатель от выхода из строя.
Резкое открытие дроссельных заслонок. В этом случае в действие вступает ускорительный насос. В результате этого шариковый клапан 40 закрывается, и топливо по каналу 41 подается к нагнетательному клапану 12 и блоку 10 распылителей. Топливо, вытекающее тонкими струйками из верхних отверстий блока распылителей, поддерживает работу двигателя на этом переходном режиме. Если дроссельные заслонки не прикрывают, то в работу вступает экономайзер.
Рис. 7.11. Схема карбюратора K-126Б:
1 — клапан экономайзера; 2 — поршень ускорительного насоса; 3 - шток привода экономайзера; 4 - шток привода ускорительного насоса; 5 — крышка поплавковой камеры; 6— воздушный жиклер главного дозирующего ycтройства; 7 - малый диффузор; 8 - трубка топливного жиклера холостого хода; 9- воздушная заслонка; 10 — блок распылителей экономайзера и ускорительного насоса; 11 — полый винт; 12 - нагнетательный клапан;
13- воздушный жиклер системы холостого хода; 14- распылитель малого диффузора; 15 — игольчатый клапан; 16 — фильтр; 17- поплавок; 18 — клапан датчика; 19 — пружина; 20 — корпус ротора; 21 — регулировочный винт; 22 - смотровое окно; 23 - мембрана; 24 — пружина ограничителя;
25 — ось дроссельных заслонок; 26 — вакуумный жиклер; 27 — прокладка; 28 — воздушный жиклер; 29-— манжета; 30 — главный топливный жиклер;
31 —эмульсионная трубка; 32 — дроссельная заслонка; 33 — регулировочные винты; 34 - корпус смесительных камер; 35 - топливный жиклер системы холостого хода; 36 - подшипник; 37 — кулачковая муфта; 38 — рычаг привода дроссельных заслонок; З9 и 41 - каналы; 40 — шариковый клапан ускорительного насоса; 42 — корпус поплавковой камеры
Карбюратор К-88АМ (двигатель автомобиля ЗИЛ-130), Этот карбюратор двухкамерный, с падающим потоком и сбалансированной поплавковой камерой. Обе камеры работают параллельно на всех режимах. Каждая камера с двумя диффузорами подает горючую смесь к четырем цилиндрам двигателя. Поплавковая камера, ускорительный насос, экономайзер и воздушная заслонка общие для обеих камер карбюратора, а главные дозирующие системы и сиен.' мы холостого хода — отдельные.
Карбюратор (рис 7.12) состоит из четырех частей: корпуса 1 воздушной горловины и крышки поплавковой камеры, корпуса 23 поплавковой камеры, корпуса 46 смесительных камер и пневмо-инерционного ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала. Корпуса воздушной горловины 11 поплавковой камеры отлиты из цинкового сплава. Отдельные части карбюратора соединены между собой с использованием уплотнительных прокладок 38 и 50, причем паронитовая прокладка 38 является также и теплоизоляционной.
Пуск холодного двигателя. Во время вращения коленчатого вала в смесительных камерах карбюратора возникает большое разрежение. Топливо подается из поплавковой камеры через главные жиклеры 47, жиклеры 8 полной мощности в кольцевые щели 11 малых диффузоров. Кроме того, богатая эмульсия поступает из отверстий 42 и 43 системы холостого хода.
Малая частота вращения холостого хода. Большое разрежение, возникающее за дроссельными заслонками 45, передается через отверстия 43 в каналы 44 системы холостого хода. Топливо, находящееся в поплавковой камере, пройдя главные жиклеры 47, поступает к корпусу 6 жиклеров системы холостого хода. Здесь топливо смешивается с воздухом, образуя эмульсию, которая по каналам 44 поступает в смесительные камеры через нижние отверстия 43. Через верхние отверстия 42 к эмульсии подмешивается воздух.
Средние нагрузки двигателя. По мере открытия дроссельных заслонок снижается разрежение у отверстий 43 и 42 системы холостого хода и меньше топлива поступает в смесительные камеры карбюратора. Возрастает скорость движения воздуха и увеличивается разрежение в малых и больших диффузорах; в действие вступают главные дозирующие системы. Топливо в главные дозирующие системы поступает из поплавковой камеры карбюратора через главные жиклеры 47 и жиклеры 8 полной мощности. Далее топливо подается по каналам в кольцевые щели 11 малых диффузоров. К топливу подмешивается воздух, проходящий через жиклеры 9. В результате этого из кольцевых распылителей в горловины малых диффузоров подается эмульсия. Сначала в малых диффузорах, а затем и в больших эмульсия перемешивается с воздухом, распыливается и в виде горючей смеси поступает по впускному трубопроводу к цилиндрам двигателя.
Полная нагрузка двигателя. Экономайзер и ускорительный насос имеют общий привод. При открытии дроссельных заслонок 45 рычаг 37 через тягу 32 перемещает шток 21 с поводком 20 вниз. Опускающийся вместе с поводком основной толкатель 17 нажимает на промежуточный толкатель 28, который открывает шариковый клапан 31, сжимая пружину 34. Топливо проходит из поплавковой камеры карбюратора через отверстие 27, по каналам 35, через жиклеры 8 и поступает в кольцевые щели малых диффузоров. К топливу подмешивается воздух, проходящий через жиклеры 9, и в горловины диффузоров 10 подается обогащенная эмульсия.
Резкое открытие дроссельных заслонок. Оно сопровождается перемещением вниз штока 21 и поводка 20, в отверстие которого свободно проходит шток 19 поршня ускорительного насоса. Пружина 18 сжимается, и под давлением поршня на топливо закрывается клапан 29. Топливо по каналу 39 поступает под нагнетательный клапан 40, открывая его. Затем топливо проходит в воздушное пространство полого винта 14 и тонкими струйками вытекает в смесительную камеру карбюратора через отверстия распылителя 12.
Рис. 7.12. Схема карбюратора K-88AM:
1 -корпус воздушной горловины; 2 - иголъчатый клапан; 3 – сетчатый фильтр; 4 - пробка фильтра; 5 — балансировочный канал; 6 — корпус жиклеров системы холостого хода; 7 — вырез в корпусе горловины; 8 — жиклер полной мощности; 9 - воздушный жиклер; 10 - малый диффузор;
11 - кольцевая щель; 12 – распылитель ускорительного насоса; 13 - воздушная полость; 14 - полый винт; 15 – воздушная заслонка; 16 — предохранительный клапан; 17 — основной толкатель; 18 и 34 — пружины; 19 и 21 - штоки; 20 — планка (поводок); 22 — кольцевая канавка; 13 — корпус поплавковой камеры: 24 - манжет; 25 — пружина манжеты; 26 — втулка штока; 27 - отверстие: 28 — промежуточный толкатель; 29 и 31 — шариковые клапаны; 30 – седло; 32 -тяга; 33 - кланан экономайзера; 35, 39
и 44 —каналы: 36 - пробка: 37 – рычаг; 38 и 50 - прокладки; 40 - нагнетательный клапан; 41- пинты регулировки системы холостого хода:
42- прямоугольное отверстие; 43 — круглое отверстие системы холостого хода; 45 — дроссельная заслонка; 46 — корпус смесительных камер; 47 — главный топливный жиклер; 48 — поплавок; 44 - пружина поплавка
Карбюратор К-9О. Этот карбюратор является модернизации карбюратора
К -88 AT. Устанавливается на двигателе автомобили ЗИЛ-431410, выполнен по тем же принципиальным и конструктивным схемам, что и карбюратор К-126Б. Основным отличием карбюратора К-90 от карбюратора К-88АТ, устанавливавшегося на двигателе ЗИЛ-130, является применение экономайзера принудительного холостого хода с электронным автоматическим управлением. Схема этого карбюратора приведена на рис. 7.13. Карбюратор К-90 с падающим потоком воздуха - двухкамерный с компенсацией состава смеси (обеднением ее состава при работе двигателя на средних нагрузках) и пневматическим торможением топлива. управления, установленного в кабине, датчика частоты вращения коленчатого вала, датчика температуры охлаждающей жидкости, датчика углового положения дроссельных заслонок и двух электромагнитных клапанов 50, встроенных в каналы системы холостого хода карбюратора.
Датчик углового положения дроссельных заслонок представляет собой электрический выключатель, установленный на карбюраторе. При срабатывании выключателя электрический сигнал поступает в блок управления при закрытом положении дроссельных заслонок, когда контакты замкнуты.
В качестве датчика частоты вращения коленчатого вала используют распределитель зажигания. Электронный блок управления соединяется проводом с выводом добавочного резистора. Электрические импульсы поступают в блок управления с частотой, кратной частоте вращения коленчатого вала.
Система работает следующим образом. В блок управления постоянно поступают сигналы от датчика температуры охлаждающей жидкости и датчика частоты вращения коленчатого вала. Блок управления срабатывает при работе двигателя в режиме принудительного холостого хода (торможение двигателем), когда педаль управления дроссельными заслонками отпущена и дроссельные заслонки карбюратора полностью закрыты, температура охлаждающей жидкости более 333 К, а частота вращения коленчатого вала более 1000 мин-1. При этих условиях блок управления включает электромагнитные клапаны, которые закрывают каналы системы холостого хода карбюратора.
При уменьшении частоты вращения коленчатого вала (менее 1000 мин-1) или при нажатии на педаль управления дроссельными заслонками блок управления выключает электромагнитные клапаны и двигатель переводится в обычные режимы работы.
Рис. 7.13. Схема карбюратора К-90:
1 — корпус воздушной горловины; 2— игольчатый клапан; 3 -сетчатый фильтр; 4 — пробка фильтра; 5— канал балансировки поплавковой камеры; 6 — жиклер системы холостого хода; 7 и 13— воздушные полости; 8 —жиклер полной мощности; 9— воздушный жиклер; 10 — малый диффузор; 11 и 22 —кольцевые канавки; 12- форсунка; 14— полый винт; 15 — воздушная заслонка; 16 — автоматический клапан; 17 —толкатель; 18 и 34 пружины; 19 и 21 — штоки; 20 —планка; 23 -корпус; 21 —манжета; 25— пружина манжеты, 26 —втулка штока; 27—отверстие, 28 —промежуточный толкатель; 29 и 31 —шариковые клапаны; 30 —седло; 32 —тяга; 33— клапан экономайзера; 35, 39 и 44 —каналы; 36- -пробка; 37- рычаг; 38 —прокладка. 40 - нагнетательный игольчатый клапан; 41 — винты регулировки системы холостого дола; 42 —прямоугольное отверстие; 43— круглое отверстие системы холостого хода; 45— дроссельная заслонка; 46 —корпус смесительных камер; 47- главный жиклер; 48 -поплавок; 49 -пружина поплавка; 50 -электромагнитный клапан (экономайзер); 51 -ось дроссельных заслонок; 5? и 53—контакты датчика углового положении заслонок; 54 —рычаг