Гипоидная главная передана автомобиля ГАЗ-3307 показана на рис. 15.4. Крутящий момент от карданной передачи через закрепленный корончатой гайкой фланец 9 и внутренние шлицы передается шестерне 8, а от нее колесу 22. Ось шестерни 8 смещена относительно оси ведомого колеса вниз. Зубчатые колеса подбирают по пятну контакта в зацеплении, поэтому они работают бесшумно. Изношенные или поврежденные зубчатые колеса главной передачи заменяют только парами.
Передача размещена в картере 18, отлитом из ковкого чугуна и прикрепленном болтами к картеру 1 заднего моста. Для большей прочности этот неразъемный картер имеет ребра жесткости. Шестерня 8 изготовлена как одно целое с валом, который опирается на цилиндрический 14 и на конические 10 и 12 роликоподшипники, установленные для устранения зазора между кольцами и роликами с предварительным натягом и закрытые крышкой 7. Роликоподшипник 14 запрессован до упора в торец зубчатого венца и застопорен кольцом 15. Наружные кольца роликоподшипников 10 и 12 установлены в стакане 6, закрепленном болтами в картере главной передачи. Роликоподшипники 10 и 12 воспринимают возникающие при работе главной передачи осевые силы. Конструкция опор вала шестерни обеспечивает малые деформации, поэтому главная передача отличается высокой долговечностью.
Колесо 22 закреплено на картере дифференциала. Зацепление зубчатых колес регулируют прокладками 5. Регулировка не нарушается благодаря достаточной жесткости картера 18 и наличию предварительного натяга роликоподшипников 10 и 12. Радиальные и осевые силы, действующие на колесо главной передачи, воспринимаются роликоподшипниками 26 картера дифференциала. Гайки 19 и 27 служат для регулировки подшипников и зацепления зубчатых колес гипоидной передачи.
Регулировочный винт 4 упора ограничивает деформацию колеса при передаче больших крутящих моментов. Эта деформация определяется зазором между колесом и упором, который можно регулировать, ввертывая или вывертывая винт 4.
Залитое в картер до определенного уровня масло захватывается колесом и по маслоприемной трубке 28 и каналу 29 подается к подшипникам шестерни. От подшипников масло отводится по нижнему каналу в картер. Остальные детали главной передачи смазываются разбрызгивающимся маслом. Нормальное давление в полости картера поддерживается при помощи сапуна.
Рис. 15.4. Ведущий мост автомобиля ГАЗ-5312:
1 —картер заднего моста; 2 —полуось; 3 —маслоуловитель; 4 —регулировочный винт; 5 и 11 — регулировочные прокладки; 6 —стакан; 7 —крышка; 8—шестерня; 9 —фланец; 10, 12 и 26 —конические роликоподшипники; 13 —пробка заливного отверстия; 14 —цилиндрический роликоподшипник; 15 — стопорное кольцо; 16 и 24 —опорные шайбы; 17 —сателлит; 18 —картер главной передачи; 19 и 27 —регулировочные гайки; 20 —правая коробка сателлитов; 21 —крестовина; 22 —колесо; 23 —левая коробка сателлитов; 25 —полуосевое зубчатое колесо; 28 —маслоприемная трубка; 29 —канал
На последних моделях автомобилей ЗИЛ устанавливаются одинарные гипоидные передачи. На рис. 15.5 показана такая передача автомобиля ЗИЛ-433100, которая для повышения тяговых качеств автомобиля оборудована механизмом блокировки дифференциала. Механизм блокировки состоит из муфты 14 с торцовыми зубьями и корпуса муфты 13, скрепленных болтами с чашками дифференциала. В механизм блокировки входит: камера 8 механизма блокировки с мембраной 9, шток 6, вилка 10 и подвижная муфта 11 блокировки дифференциала с торцовыми зубьями. При нажатии клавиши на щитке приборов сжатый воздух из пневмосистемы поступает между мембраной и крышкой камеры механизма блокировки, мембрана, прогибаясь, перемещает шток 6, вилку 10 и муфту блокировки дифференциала 11, которая торцовыми зубьями соединяется с зубьями муфты 14, правая полуось блокируется с чашками дифференциала.
При выключении механизма блокировки воздух выходит из-за мембраны и пружины камеры механизма блокировки отводят шток, вилку и муфту 11 блокировки в исходное положение.
Рис. 15.5. Главная передача заднего моста автомобиля ЗИЛ-433100:
1 —шестерня; 2 —фланец; 3 —уплотнительная манжета; 4 —роликовые конические подшипники; 5 —цилиндрический роликоподшипник; 6 —шток муфтыблокировки дифференциала; 7 —включатель сигнальной лампы блокировки дифференциала; 8 — камера механизма блокировки; 9— мембрана; 10- вилка включения блокировки; 11 —муфта блокировки дифференциала; 12 —регулировочная гайка подшипника дифференциала; 13 —корпус муфты блокировки; 14 —муфта блокировки; 15 —зубчатое колесо полуоси; 16 —крестовина сателлитов; 17 —шестерня; 18 —картер главной передачи; 19 —опорный болт; 20 —регулировочные прокладки