Назначение пневматической шины – поглощать и снижать толчки и удары, воспринимаемые колесом от дороги, обеспечивает с ней достаточное сцепление, снижать уровень шума, возникающего при движении автомобиля, и уменьшать разрушающие действие автомобиля на дорогу.
Классификация шин:
1. По принципу герметизации:
· камерные
· бескамерные
2. По назначению:
· для легковых
· для грузовых
3. По форме профиля:
· обычного профиля (Н/В = 0,89 – 1,00)
· широкопрофильные (Н/В = 0,6 – 0,89)
· низкопрофильные (Н/В = 0,79 – 0,88)
· сверх низкопрофильные (Н/В < 0,7)
· арочные (Н/В = 0,39 – 0,5)
· пневмокатки (Н/В = 0,25 – 0,39)
4. По габаритам:
· крупногабаритные (с шириной профиля В ≥ 350 мм, d ≥ 14 "
«1 дюйм = 25,4 мм»)
· среднегабаритные (В = 200 - 350 мм, d = 7 - 14 ")
· малогабаритные (В < 200 мм, d до 10 ")
5. По конструкции:
· диагональные – нити корда каркаса и брекера пересекаются в смежных слоях под углом 45° - 60°
· радиальные – нити брекера и каркаса пересекаются под углом не менее 65° и имеет металлокорунд в каркасе и брекере или только в брекере
|
|
6. По рисунку протектора:
· дорожный
· универсальный
· повышенной проходимости
· карьерный
· зимний
7. По климатическому исполнению:
· для тропического климата
· для умеренного климата (t не ниже 45°)
· морозостойкие (t < 45°)
По способу герметизации шины подразделяют на камерные и бескамерные.
Камерные шины имеют такие основные элементы: покрышка и камера (рис. 19.2, а). Шины грузового автомобиля имеют, кроме того, ободную ленту 1.
Верхняя наружная резиновая часть 8 покрышки с рельефным рисунком называется протектором, а его поверхность 9, соприкасающаяся с дорогой — беговой дорожкой протектора.
Основная часть покрышки, несущая силовую нагрузку, состоящая из нескольких слоев корда, называется каркасом 6. Корд представляет собой ткань из определенно расположенных нитей, изготовленных из капрона, перлона, нейлона или тонкой (диаметром 0,15 мм) стальной проволоки.
Между протектором 8 и каркасом 6 помещается несколько слоев корда и резины с высоким процентом содержания каучука, образующих подушечный слой, называемый брекером 7.
Верхние боковые части протектора — плечевая зона — переходят в боковую стенку протектора, покрытую покровной резиной, называемой боковиной 4. Боковые стенки протектора кончаются бортами 3, обеспечивающими крепление покрышки на ободе колеса. Для придания бортам большей жесткости в них заделываются сердечники, состоящие из стальной проволоки. Все части покрышки прочно соединяют методом вулканизации.
Бескамерные шины не имеют отдельной камеры для сжатого воздуха (рис. 19.2, г). Вместо нее имеется воздухонепроницаемый каучуковый слой 21 толщиной 2...3 мм, привулканизированный к внутренней поверхности покрышки. Этот слой находится в сжатом состоянии, обладает хорошей герметичностью и в случае прокола шины как бы заклеивает образовавшиеся отверстия или затягивается вокруг вонзившегося в камеру предмета, что затрудняет выход воздуха из шины, обеспечивая безопасность движения. Ободья колес, на которые монтируют бескамерные шины, должны быть герметичны и иметь непогнутые закраины.
|
|
По сравнению с камерными бескамерные шины обладают следующими преимуществами: в них не возникают неисправности, связанные с защемлением или перетиранием камеры; они не выходят из строя сразу же после прокола; герметичность их лучше, а нагревание меньше. К недостаткам бескамерных шин следует отнести большую сложность ремонта в пути.
Назначение покрышки и прежде всего протектора — создать хорошее сцепление шины с дорогой и защитить камеру от повреждений. Основным материалом для производства шин всех типов служит резина, получаемая из синтетического или натурального каучука.
Рис. 19.2. Основные элементы покрышки автомобильного колеса:
а —устройство покрышки; б —вентиль камеры; в — размеры покрышки; г —бескамерная шина; д —вентиль бескамерной шины; 1 —ободная лента; 2 —сердечник; 3 —борт шины; 4 —боковина; 5 —камеры; 6 —каркас; 7 —брекер; 8 —протектор; 9 —беговая дорожка протектора; 10 —вентиль; 11 — колпачок-ключ; 12 —золотник; 13 —втулка; 14 —клапан; 15 — стержень; 16 —пружина; 17 —корпус; 18 —гайка; 19 —шайбы; 20 —фланец; 21- воздухонепроница-емый, самозаклеивающийся слой; 22 —уплотнительное кольцо; 23 —гайка; 24 —шайбы
Маркировка шин.
1. Наименование или товарный знак завода изготовителя (ОШЗ – Омск,
Я - Ярославль).
2. Размер шины: В d
260 / 508 (260 / 20) ЗИЛ
240 / 508 (240 / 20) ГАЗ – 5312
220 / 508 (220 / 20) ГАЗ – 52
6,45 / 13,00 ВАЗ
205 / 70 R 14 Газ – 31029
3. Модель шины – условное обозначение разработчика шины и порядковый номер разработки.
4. Заводской номер покрышки, включающий дату изготовления покрышки, индекс завода изготовителя и порядковый номер шины.
5. Индекс скорости:
F – 80 км/ч P - 150 км/ч
G – 90 км/ч Q - 160 км/ч
I – 100 км/ч S - 180 км/ч
K – 110 км/ч T - 190 км/ч
L – 120 км/ч H - 210 км/ч
6. Норма слойности «НС», а для грузовых «PR».
7. Индекс грузоподъёмности (для легковых):
75 – 387 кг. 85 – 515 кг.
78 – 425 кг. 88 – 560 кг.
80 – 450 кг. 93 – 650 кг.
82 – 475 кг. 103 – 875 кг.
84 – 500 кг.
8. Балансировочная метка, обозначающая самое лёгкое место покрышки.
9. Номер «ГОСТ» стандарта или техническая норма «ТУ».
10. Штамп «ОТК».
Дополнительные обозначения:
1. Радиальные шины - «Radial».
2. Бескамерные - «Tubeless».
3. Для шин радиальных с текстильным брекером «Т».
4. Для шин с металлокорундовым брекером «Stell».
5. для морозостойких – «Север».
6. Для шин предназначенных для ошиповки «Ш».
7. Для шин с зимним протектором – «М + S».
Пример маркировки:
диагональная шина -
155÷13/(6,15÷13) U – 151 75 P ГОСТ 4754-80 172 ВЛ 007451
радиальная шина –
9.00 R 20 (260 R 508) U – Н 142 Б НС – 12 ГОСТ 5513-86 128 НК 085743
Нормы давления.
Таблица 19.1 – Основные параметры шин
Автомобили, автобусы | Размеры шин, мм (дюймы) | Давление воздуха в шинах, МПа | Гарантийный пробег, тыс. км | |
передних | задних | |||
ГАЗ-3102 «Волга» | 205/70R14 | 0,21 | 0,21 | 40 |
ВАЗ-2109 | 165/70R13 | 0,20 | 0,20 | 37 |
ГАЗ-3302 «ГАЗель» | 185/75R16C | 0,30 | 0,30 | 43 |
ГАЗ-3307 | 240R508 (8,25R20) | 0,38 | 0,65 | 60 |
ЗИЛ-431410 | 260R508 (9,00R20) | 0,40 | 0,63 | 60 |
КамАЗ-5320 | 260R508 (9,00R20) | 0,73 | 0,43 | 60 |
МАЗ-5335 | 320R508 (12,00R20) | 0,60 | 0,70 | 60 |
ЛиАЗ-677М | 280R508 (10,00R20) | 0,75 | 0,70 | 70 |
ЛАЗ-42021 | 280R508 (10,00R20) | 0,65 | 0,75 | 70 |
ЛиАЗ-5256 | 280/70R572 | 0,875 | 0,875 | 65 |
Гарантийный пробег – это пробег шин, на протяжении которого предприятие-изготовитель принимает претензии от потребителя на качество шин.
|
|
Тема № 20
Кузов и кабина