В барабанном тормозном механизме стояночной тормозной системы автомобили ГАЗ-5312 к задней стенке картера коробки передач прикреплен тормозной щит 19 (рис. 22.4, а). На нем установлены корпус 4 регулировочного механизма и корпус 7 разжимного механизма. С регулировочным механизмом соединен сухарь 3, на который опираются нижние опоры 2 тормозных колодок 17 и 20. Верхние толкатели 5 колодок опираются на два шарика, помещенных и канале разжимного стержня 8. Тормозной барабан прикреплен к фланцу ведомого вала коробки передач.
На некоторых модификациях автомобиля ЗИЛ-431410 сохранился стояночный тормозной механизм автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 22.4, б). В колодочном тормозном механизме барабанного типа крышка подшипника ведомого вала коробки передач одновременно является корпусом привода спидометра и кронштейном, на опорной оси 25 которого свободно посажены две симметричные колодки 17 и 20 с фрикционными накладками 22 и сухарями 31. Колодки оттягиваются от тормозного барабана 14 пружинами 24 и 30. От боковых смещений колодки удерживаются шайбами 29, установленными на втулках, зажатых болтами 28. С регулировочным рычагом 33, который соединен с разжимным кулаком 32, связана тяга 34 привода при помощи пальца 36. На этой тяге закреплена вилка 15, шарнирно соединенная с рычагом 9 стояночного тормозного механизма.
|
|
В расторможенном положении колодки оттяжными пружинами 24 и 30 прижимаются к оси 25 и разжимному кулаку 32. При торможении водитель рычагом 9, установленным на пластине 37 с зубчатым сектором 10, через тягу 34 поворачивает рычаг 33. Вследствие этого paсжимной кулак 32 прижимает колодки к тормозному барабану 14. Зазор между колодками и барабаном регулируют тягой 34 и регулировочным рычагом 33. Взаимное положение барабана 14 и фланца 27 ведомого вала коробки передач, к которому прикреплен барабан, фиксируется двумя винтами 26. От попадания масла тормозной механизм защищает манжета 23 и маслоотражатель на фланце 27, сбрасывающий попадающее на него масло через отверстие в кронштейне наружу. От грязи тормозной механизм закрыт щитом 19.
Следует отметить, что в последнее время наметилась тенденция отказа от трансмиссионных стояночных тормозных механизмов, так как на больших уклонах они недостаточно надежны, а в случае поломки карданной передачи вообще не осуществляют торможения.
Рис. 22.4. Стояночные тормозные системы автомобилей:
а —ГАЗ-5312; б —ЗИЛ-431410; 1 —вал регулировочного механизма; 2 —опора колодок; 3 —сухарь; 4 —корпус регулировочного механизма; 5 —толкатель; 6 —шарики; 7 —корпус разжимного механизма; 8 —разжимной стержень; 9 —рычаг управления; 10 — зубчатый сектор; 11 —защелка; 12 —тяга; 13 —контргайка; 14 —барабан; 15 —вилка; 16 —рычаг; 17 и 20 — тормозные колодки; 18 и 21 — стяжные пружины; 19 — тормозной щит; 22 —фрикционная накладка; 23 — манжета кронштейна; 24 и 30 —соответственно малая и большая оттяжные пружины колодок; 17 и 20 —колодки; 25 —ось колодок; 26 —винт; 27 —фланец ведомого вала коробки передач; 28 —регулировочный болт; 29 —ограничительная шайба; 31 —сухарь колодки; 32 —разжимной кулак; 33 —регулировочный рычаг; 34 —тяга привода; 35 —ушко тяги тормозного крана; 36 —палец тяги; 37 —пластина рычага; 38 —тяга стопорной защелки; 39 —рукоятка тяги стопорной защелки
|
|
Механический привод стояночной тормозной системы автомобиля ВАЗ-2105 включает в себя следующие детали привода: ручной рычаг 2 (рис 22.5, а) с кнопкой 1 защелки и зубчатым сектором 4, рычаг 5 переднего троса 6 с оттяжной пружиной 9, ролик 7, направляющую скобу 8 и задний трос 10, а в тормозные механизмы задних колес дополнительно встроены разжимной рычаг 13, укрепленный на задней колодке 14, и распорная планка 12, концы которой упираются в обе тормозные колодки 14.
При перемещении вверх рычага 2 привода стояночной системы усилие через рычаг 5 и передний трос 6 посредством направляющего ролика 7 передается на направляющую скобу 8 с накинутым на нее задним тросом 10, концы которого закреплены на разжимных рычагах 13 задних колодок правого и левого тормозных механизмов. Поворачиваясь на своей оси, рычаг 13 перемещает распорную планку 12, которая, раздвигая колодки 14, прижимает их к тормозному барабану 15, обеспечивая торможение колес.
При растормаживании перемещают рычаг 2 привода «на себя», нажимая на кнопку 1, при этом защелка 3, фиксирующая положение рычага, выводится из зацепления с зубчатым сектором 4. Рычаг 2 переводят в исходное положение (вниз до отказа), при этом стояночная система полностью растормаживается под действием пружин — стяжных 11 и оттяжной 9.
Рис. 22.5. Механические приводы стояночной тормозной системы автомобилей:
а — ВАЗ-2105; б — ВАЗ-2108 и -2109; 1 — кнопка защелки; 2 — рычаг; 3 — защелка; 4 — зубчатый сектор; 5 — рычаг переднего троса; 6 — трос передний; 7 — ролик; 8 — направляющая скоба; 9 — пружина оттяжная; 10— трос задний; 11 — стяжные пружины; 12— распорная планка; 13 — разжимной рычаг; 14 — задняя колодка; 15 — тормозной барабан; 16 — пружина заднего троса; 17 — защитный чехол; 18 — кронштейн; 19 — регулировочная тяга; 20 — уравнитель; 21 — гайка; 22 — контргайка