Государственный строй

Центральное государственное управление. Главой государства считался император, принявший титул тэнно (правитель угодный Небу), в своем правлении он опирался на могущественный клан Фудзивара, который поставлял не только регентов (соправителей императора), но и жен императорам, таким образом, воздействуя на усиление своей власти путем заключения династических браков. Император обладал верховными правами в области административного управления, назначения чиновников, ведения внешних сношений и управления войском. Императору непосредственно подчинялись три высших государственных учреждения: Палата большого государственного совета (Дайдзёокан), Палата небесных и земных божеств (Дзингикан) и Ведомство инспекций цензоров (Дандзёотай).

Верховное управление в стране выполнял Государственный совет (Дайдзёокан), который определял общее направление государственной политики, рассылал императорские указы и распоряжения по стране. Возглавлял совет «главный министр», который был наставником императора в делах управления и обеспечивал в стране «мир, покой и гармонию». Эта должность порой могла быть и вакантной, если не находилось подходящего кандидата который обладал определенной харизмой и безупречной репутацией. Опираясь на китайскую традицию, функцию управления осуществляли два высших министра левый (старший) и правый (младший) им подчинялись «старшие советники» и «младшие советники» дающие рекомендации соответственно по «большим и малым делам». Они отвечали за текущие дела управления в государстве и несли непосредственную ответственность за это перед Государственным советом.

Внутри Дайдзёокан состоял Высший политический совет (Гисэйкан), который формировался из представителей старых аристократических родов и его состав менялся в зависимости от расстановки политических сил. На его заседаниях обсуждались важные государственные и военные вопросы, об этом докладывалось императору, и после этого начиналась выработка соответствующих указов и распоряжений.

Государственный совет имел под своим началом восемь министерств (сё): центральных (общих) дел (Тюомусё), церемониального или чинов (Сикибусё), управления (Дзибусё), народных дел (Мимбусё), военных дел (Хёобусё), уголовных дел или наказаний (Гёобусё), финансового или сокровищ (Оокурасё), Императорского двора (Кунайсё). Министерствам подчинялись управления (сики), отделы (рё или цукаса) и бюро (си или цукаса) имеющие довольно широкий штат чиновников. Например, Министерство центральных (общих) дел состояло из десяти управлений: дворца императрицы, главного архивного, астрологического, живописи, придворного этикета, главного управления дворцовых кладовых и др. Несмотря на множество министерств и управлений четких разграничений полномочий между ними не было.

Помимо государственного совета большое значение в государственном управлении играл – Дзингикан, основными функциями которого было проведение храмовых служб, религиозных празднеств и церемоний общегосударственного масштаба.

Дандзёотай – осуществляло контроль за исполнением законодательных норм в столице и на местах, проводило инспекционные проверки провинциальных и уездных управ, расследовало нарушения закона.

Местное управление. Вся страна делилась на три части: область императорского дворца (кэйси), группа провинций вокруг кэйси – «домашние провинции» (кинай) и внешние провинции (чихоо). Домашние и внешние провинции подразделялись на куни (провинции) во главе с губернатором провинции (кокуси), уезды (гун) во главе с начальником уезда (гунзи) и села (ри или сато) возглавляемые старостой (ричоо), который назначался из местных жителей. К его обязанностям относилось: поощрение развития земледелия и шелководства, побуждение к уплате налогов и выполнению повинностей, предотвращение нарушений законов и наблюдение за жителями села. Старосте села подчинялись 50 дворов (ко) с главами дворов (косиу). Пять дворов (хо) возглавлялись хочоо. Члены пятидворки были связаны круговой порукой, исполняли обязанности перед государством, должны были наблюдать друг за другом, чтобы другие не нарушали законов. Для усиления контроля в уезды направлялись специальные государственные контролеры.

Создание новой жесткой системы местного управления было направлено на ликвидацию клановых традиций и влияния и введению новой системы налогообложения.

Армия. Военную силу этого периода составляла в столице гвардия (эфу), в провинциях армия (гундан), на наиболее важных стратегических пунктах западного направления стояла пограничная стража (сэкимори). Согласно законодательству, каждый крестьянский двор должен был поставить рекрута от трех взрослых мужчин. Служба на наиболее опасных и важных направлениях была срочной. В пограничных, гвардейских и сторожевых частях была три года. Армия строилась по десятичной системе, во главе с полусотниками, сотниками и двухсотниками.

 

Общественный строй.

 

В VII в. население Японии составляло примерно 6 млн. человек и подразделялось на две главные категории: рёомин («добрые люди)» и сэммин («подлые люди»). К рёомин относились: столичное (найкан) и провинциальное (гайкан) чиновничество; свободные общинники (бякутёо); ремесленники (синабэ и дзакко).

Чиновничество, как указывалось раньше, подразделялось по рангам, обладало сложной и иерархичной структурой. Различия между высшими и низшими рангами был очень велик. Чиновники получали за свою службу экономические и правовые льготы, и привилегии в соответствии с занимаемыми рангами и классами. К экономическим льготам относилось право на получение земли (ранговые поля), дворов в кормление, рангового и сезонного жалования. Правовые привилегии включали: право на соискание должности в административном аппарате, право на смягчение наказания за совершенные преступления, право детям и внукам чиновников с первого по пятый ранг занимать представляемые им ранги без аттестации («теневой» ранг). 

Земледельцы (крестьяне) были самым многочисленным сословием (около 90% от общего числа). Кодекс «Тайхо рё» определял их экономический и правовой статус. Впрочем, законодательство по отношению к земледельцам, не всегда исполнялись в надлежащей мере. Так с шести лет должна была производиться выдача земельного надела сроком на шесть лет, однако, как правило, это не соблюдалось, и в лучшем случае земельный участок представлялся в девятилетнем, а порой даже пятнадцатилетнем возрасте. Налоги с общинников были трех видов: земельный налог который платили рисом (со), налог который платили изделиями домашнего ремесла, тканями, морепродуктами, металлами (тёо) и выполняемая трудовая повинность (буяку). Отработочная трудовая повинность была основной формой эксплуатации государством крестьянства, продолжительность ее составляла до 70 дней в году, на это время работникам выдавались продукты питания. Их в основном использовали на строительстве ирригационных систем, дорог, буддийских храмов и пр.

Ремесленники составляли незначительную долю населения (около 1% от общего числа). Деление на синабэ и дзакко происходило по профессиональному признаку. К синабэ относились гончары, виноделы, красильщики и пр., а к дзакко те, кто непосредственно относились к производству военного снаряжения. Ремесленники не были окончательно оторваны от земли, в соответствии с надельной системой они получали землю, которая порой являлась единственным источником их существования. Как государственные служащие (мелкие) они освобождались от уплаты налогов и трудовой повинности, а государственную повинность несли виде производства ремесленных изделий. По своему социальному положению они находились ниже, чем крестьяне и занимали промежуточное положение между рёомин и сэммин.

К сэммин («подлые люди»), они составляли 4 -10 % населения Японии, относились: преступники и их семьи, рабы (государственные и частные). Положение рабов было различным, они делились на пять групп. Браки между ними должны были заключаться только внутри этих групп, межгрупповые браки должны были расторгаться, а заключившие брак возвращались в прежние группы.

Вне сословного деления находились неприкасаемые (эта). Они селились обособленно, имели мизерный клочок земли, занимались преимущественно ремеслом, убоем скота, обработкой кожи, т.е. тем занятием, которое запрещалось буддизмом.

Сильное централизованное государство реформами VII – VIII в.в. создать все же не удалось. Взятая за основу китайская модель государственной власти оказалась не достаточно прочной. Император с конца VIII в. все более царствовал, чем правил. С середины IX в. наступает эпоха регентства Фудзивара, которые назначали себя регентами (сэссё) и канцлерами (кампаку) и по существу до середины XI в. страной правила олигархия этого рода. Позднее создается система «монастырского правления» (инсэй) по которой император как бы отрекался от власти, принимал монашеский сан, но оказывал влияние на дела государства из своей удаленной резиденции. В стране устанавливался некий стандарт двойственной, а порой даже тройственной власти. Один политический центр находился в старой столице Нара, другой в новой столице Хэйане (Киото), третий политический центр группировался вокруг инсэй. Первая постоянная столица была построена в 710 г. в Нара, новая столица, отстроенная в 794 г. в Киото получила название Хэйанкё, или «Столица мира и покоя» однако спокойствия стране не принесла. Этот период получил название «эпоха Хэйан» и характеризовался не только постоянной междоусобной войны аристократических кланов (кугё) друг с другом или с воинственными монахами, но и дальнейшим ослаблением императорской власти.

Ослабление императорской власти было не случайным явлением, реформы VII – VIII в.в. так и не смогли ликвидировать клановую разобщенность общества, многие кланы сохранили влияние и реальную возможность участвовать в борьбе за распределение власти. Они не создали сословия государственных чиновников-администраторов (бюрократии), которые были бы опорой императорской власти. Система формирования придворной бюрократии по китайскому образцу с системой регулярного воспроизводства путем сдачи конкурсных экзаменов в Японии так и не прижилась. Не сформировалась и сильная императорская армия. Да и сама централизация проведена была довольно ограничено, путем введения земельного учета, единой системы налогообложения и контроля над наместниками провинций и уездов. Основой всей организации должна была стать государственно-надельная система землепользования, которая с самого начала оказалась мало эффективной, и как показало будущее недолговечной.

Возникший вакуум власти был довольно быстро заполнен на центральном уровне влиятельным кланом Фудзивара, а на местах посты губернаторов и уездных начальников вскоре становятся почти наследственным правом местных знатных домов. Именно в это время начинает, складывается новая феодальная система. Феодализация Японии шла довольно быстрыми темпами, в противовес государственной собственности на землю уже в VIII в. начинают возникать поместья (сёзн) – частные владения аристократии и храмов. К середине X в. государственно-надельная система фактически перестала существовать, ее заменяет феодальная система землевладения, господствующей формой которой являлось поместье. Изменилась и сословная структура японского общества. Формируется замкнутое сословие воинов-самураев (буси). С XI в. складываются военно-аристократические группировки феодалов начинающие активно вмешиваться в процесс политической борьбы за власть.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: