Использование негосударственных пенсионных фондов в «серых» схемах

"Серая" схема - это комбинация абсолютно законных финансовых транзакций. Однако, использование таких комбинаций преследует далеко не безобидные цели: сокрытие доходов от налогообложения, хищение государственных средств или средств акционеров незаконное отчуждение активов предприятий. Серые схемы, как правило, готовятся опытными финансистами и юристами. Практики редко используют дважды одни и те же схемы, постоянно модифицируя различные операции. Опытные юристы, владеющие не только российским правом, но и правом многочисленных оффшорных юрисдикций, внимательно отслеживают малейшие изменения соответствующих фискальных режимов.

1. Зарубежный поставщик товара.

2. Торгово-холдинговая оффшорная компания, учрежденная всеми владельцами бизнеса. Функции как холдинговой компании состоят в получении дохода от страховой и лизинговой компаний в виде необлагаемых налогами дивидендов. Функции как торговой компании состоят в аккумулировании 30-100% прибыли от оптовой торговли.

3. Посредник / первополучатель, от своего имени выставляет платежные документы иностранному поставщику.

4. Импортер, как правило, малое предприятие (МП), страхует импортную и транспортную операции в страховой оффшорной компании.

5. Страховая оффшорная компания, учрежденная торговой оффшорной компанией.

6. Российская лизинговая компания (СП), учрежденная торговой оффшорной компанией, импортером и розничными продавцами. На балансе находится оргтехника импортера и розничных продавцов, внесенных в качестве вкладов в уставной капитал. Эта оргтехника сдается в аренду импортеру и розничным продавцам.

7. Российская страховая компания, может быть неаффилированным лицом, осуществляющая страхование ТМЦ розничных продавцов и импортера, а также страхование рисков лизинговой компании. Российская страховая компания перестраховывает свои риски на 99% страховых платежей в страховой оффшорной компании.

8. Розничные продавцы товара (МП), осуществляющие совместную деятельность с импортером и распределяющие прибыль в его пользу.

9. Представительство иностранной компании (торговой оффшорной компании), реально осуществляющее руководство всем торгово-финансовым процессом контролируемых компаний.

10. Негосударственный пенсионный Фонд (НПФ), получающий от компаний 4% от налогооблагаемой прибыли, что дает возможность уменьшить налогооблагаемую базу компаний по налогу на прибыль. НПФ конвертирует полученные средства и передает 95% на основании договора "Об управлении активами НПФ" управляющей компании, которая учреждена торговой офшорной компанией, а 5% оставляет в своем резервном фонде.

11. Управляющая компания, учрежденная торговой оффшорной компанией, обеспечивающая доходность и распределение полученных средств по счетам сотрудников компании.

12. Строительная компания, может быть учреждена торговой оффшорной компанией, осуществляющая строительство жилья. В случае подконтрольности, дополнительным эффектом является перечисление лизинговых и страховых платежей.

13. Сотрудники всех подконтрольных компаний, получающие дополнительные пенсионные накопления и жилье в рассрочку, после постановки жилья на баланс. После увольнения сотрудники имеют право забрать со своих счетов дополнительные пенсионные накопления.

Реинвестирование осуществляется через приобретение товара из торговой офшорной компании, через учреждение новых компаний (например, в строительстве) или увеличение уставных капиталов уже существующих.

Для закупок очередной партии товара через офшорную торговую компанию неизбежно накапливание некоторой суммы денежных средств на счете этой компании в офшорном банке. Покупатель, зная о продолжительности периода между поставками и платежами, может перевести средства в ту или иную более стабильную валюту. С этой целью можно открыть специальный счет с привязкой к определенным валютам. Сумма денежных средств на счете будет изменяться в зависимости от колебаний курса этих валют. Эти операции ценового страхования (хеджирования) давно стандартизованы и широко используются внешнеторговыми компаниями, в том числе, государственными.

На одной из недавних финансовых конференций среди многочисленной красочной печатной рекламы оказался весьма любопытный проспект - компания предлагает услуги по созданию и покупке негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Продажа НПФ поставлена на конвейер, причем собственный фонд - удовольствие совсем недорогое.

В рекламном проспекте, который предлагает услуги по продаже готовых НПФ, лаконично описываются преимущества собственного пенсионного фонда. Среди них - "длинные" ресурсы, отсутствие налогообложения, возможность применения зарплатных схем. В общем, НПФ в этом изложении выглядит неким офшором.

Продажами НПФ занимается информационно-аналитический центр Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР). Цена готового НПФ - всего $10 тыс.

Открывать фонд лучше не напрямую, используя имя заинтересованной компании, а через "пустышку" - фирму, которая выступит номинальным учредителем НПФ.

Составить грамотные с налоговой точки зрения правила непросто, - от этого будут зависеть возможности будущей структуры как "налоговой гавани". Услуги по прохождению всех этих этапов и предлагает НАУФОР.

После получения лицензии НПФ вправе заключать договоры с вкладчиками - как с физическими лицами, так и с компаниями. Договоры с НПФ могут быть и индивидуальными, и солидарными. Солидарные дешевле в обслуживании, позволяют экономить на налогах, а также реализовать ряд схем, о которых речь пойдет ниже.

Деятельность НПФ имеет два аспекта. Первый - это использование НПФ как инструмента кадровой политики с целью дополнительного пенсионного обеспечения сотрудников предприятия. НПФ привлекает взносы, которые после размещения растут, и выплачивает накопленное в виде пенсии. При этом, согласно законодательству, привлеченные средства становятся собственностью НПФ.

Второй аспект деятельности НПФ закрыт для посторонних. Фонды могут быть полезны не только для гарантий безбедной старости (по статистике, средняя пенсия, выплачиваемая НПФ, составляет всего 400 рублей). Они вполне пригодны и для повышения эффективности основного бизнеса. Этим и объясняется тот факт, что все крупные компании в нашей стране давно обзавелись собственными НПФ. Достаточно сказать, что в топовую десятку игроков пенсионного рынка входят, в частности, фонды "Газпрома", РАО "ЕЭС России", ЛУКОЙЛа, "Сургутнефтегаза", Внешэкономбанка.

Как правило, в первые месяцы работы нового НПФ учредители "закачивают" в него огромные суммы. Обязательства НПФ долгосрочные, а это значит, что до первых выплат пенсий привлеченные резервы можно использовать в интересах учредителя фонда. Делается это по-разному. До начала 2003 года НПФ активно занимались реализацией зарплатных схем на основе налоговых льгот.

Сейчас спланировать эти схемы гораздо сложнее, но возможно. Для выплаты сумм в виде пенсии есть много разных оснований. При этом сроки накоплений в НПФ могут быть любыми, даже совсем короткими.

Взносы в НПФ освобождены от единого социального налога и имеют существенные льготы по подоходному налогу. Кроме того, с дохода от инвестирования пенсионных резервов, не превышающего 21% (ставка рефинансирования ЦБ), не уплачивается налог на прибыль. Надо заметить, что средняя доходность на рынке за прошлый год составила 18-20%. Между тем, не исключено, что уже со следующего года фондам предоставят дополнительные налоговые льготы.

В идеале система налогообложения НПФ должна строиться по схеме ЕЕТ. Согласно ей, налогами облагаются только выплаты пенсий, а взносы и инвестдоход от налогов полностью освобождены. Такая схема налогообложения пенсионных фондов действует в европейских странах.

Предлагаемый НПФ и поддержанный Минтруда вариант взимания налога на доходы физических лиц "на выходе", то есть с пенсионных выплат, имеет негативный социальный аспект.

Удержание налога при выплате пенсии приведет к уменьшению получаемой человеком суммы, что очень болезненно для пенсионера. Кроме того, у вкладчиков - физических лиц из зарплаты уже вычтен подоходный налог, и, если облагать пенсионные взносы на выходе, мы получим несправедливое двойное налогообложение.

Регуляторы рынка официально утверждают, что НПФ - прозрачные организации и никаких "серых" схем не практикуют.

Однако, по неофициальной информации, налоговые преимущества могут использоваться учредителем для игры на рынке. Играть можно, например, так: компания-учредитель делает взносы в НПФ, освобождая их от налога. Фонд инвестирует часть этих средств в акции того же учредителя либо тех компаний, в которых учредитель заинтересован. В первом случае компания остается фактическим владельцем своих акций, одновременно играя на повышение их ликвидности. Во втором "в кадре" сделки оказывается НПФ, а головная компания не фигурирует (если учредителем НПФ является фирма-"пустышка"). Наличие постоянных "длинных" денег (10-15 лет) - еще одно преимущество НПФ. Пока копишь на пенсии, фонд может выступить в роли инструмента реинвестирования. Это дает возможность поиграть с 'длинными' деньгами. Но тут нужно соблюдать меру.

Эту "меру" прописывает законодательство, которое разрешает вкладывать в один вид актива лишь определенную часть резервов - чтобы диверсифицировать возможные риски инвестирования. К примеру, в акции и облигации предприятий можно вложить не более 50% пенсионных резервов; в один объект инвестирования - не более 20%; не более 30% - в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками НПФ. Однако фонды с легкостью обходят эти требования с помощью разрешений Инспекции НПФ на особый порядок инвестирования. Так, целый ряд фондов вкладывает в акции предприятий (как правило, собственных) до 90% пенсионных резервов. Главное - не переборщить с аффилированностью.

Осторожность при инвестировании резервов в аффилированные компании можно соблюсти, в частности, проведя пенсионные средства через собственную управляющую компанию и спецдепозитарий. В упомянутом информационно-аналитическом центре НАУФОР предлагают приобрести "полный пакет": НПФ, инвестиционную компанию и спецдепозитарий. При покупке трех объектов действуют скидки, поэтому цена "пакета" - всего $15 тыс.

Эти три структуры вполне могут дополнять друг друга. Действительно, запретов на их аффилированность пока нет, поэтому большинство фондов размещают средства через управляющие компании собственного учредителя, а отчитываются - перед "своим" спецдепозитарием.

Приобретая НПФ сейчас - до начала пенсионной реформы,- формируется клиентская базу на годы вперед. Действительно, всего за $10 тыс. можно войти в рынок НПФ для того, чтобы впоследствии получить доступ к серьезным деньгам. Со следующего года НПФ будут участвовать в государственном пенсионном страховании (сейчас готовятся соответствующие законы). Потенциальными клиентами рынка НПФ станут все работающие граждане России.

Объемы федеральных пенсионных резервов оцениваются более чем в 150 млрд. рублей в год. И часть этих денег вполне может перейти из государственной пенсионной системы в частные фонды, которых сейчас всего 260. Поэтому покупка НПФ именно сейчас действительно может оказаться своевременной.

Вариант, предлагаемый НАУФОР, не единственный - можно подыскать себе НПФ среди уже существующих на рынке. "Полумертвых" фондов, в том числе с нулевым балансом, там достаточно. Однако в этом случае заодно с НПФ можно приобрести его невыполненные обязательства, по которым придется расплачиваться.

К тому же, если НПФ создается для участия в пенсионной реформе, ему необходима положительная финансовая история. Большинство мелких фондов, которые могут быть проданы, особыми успехами похвастаться не могут. Что лучше - купить новый НПФ, приобрести старый или создать свой - зависит, очевидно, от возможностей и от тех целей, в которых этот фонд будет использоваться.

3.5. Пути совершенствования налогообложения и перспективы развития негосударственных пенсионных фондов.

Развитию НПФ мешает ряд проблем, основная из которых налогообложение. Необходимо четко определить налогооблагаемую базу НПФ. Средства граждан, направляемые в НПФ, не должны облагаться единым социальным налогом.

При появлении накопительной части пенсии, гражданин должен иметь возможность выбора между государственным и негосударственным пенсионными фондами.

Существует проблема государственных гарантий и их распространения на НПФ. Реализация пенсионной реформы задает очень непростые ориентиры для негосударственных пенсионных фондов России, но вместе с тем, реформа дает движению НПФ шанс стать всенародным движением.

Налоговые льготы стали мощным стимулом роста негосударственного пенсионного обеспечения в США. Предприятия вычитают из налогооблагаемой прибыли наравне с зарплатой взносы в лицензированные НПФ. Их инвестиционный доход не облагается налогом на прибыль в течение накопительного периода. Участники фондов освобождены от подоходного налога на пенсионные взносы также на весь накопительный период - до начала выплат пенсий.

Чтобы не открыть привилегированному клубу миллионеров лазейку для ухода от уплаты налогов, налоговые льготы ограничены по величине и в индивидуальных накопительных схемах, и в профессиональных пенсиях (корпоративных пенсионных фондах по месту труда). Индивидуальные схемы освобождены от налога лишь на взнос до 2 тыс. долларов в год и при условии, что вкладчик не является участником корпоративного пенсионного фонда. Участники таких фондов вкладывают по 2 тыс. долларов в год, а могли бы и больше при повышенной налоговой льготе. Корпоративным фондам разрешено принимать взносы, которые «выльются» в пенсию, не превышающую 200 тыс. долларов в год. На практике лишь немногие фонды приближаются к этому довольно высокому ограничению.

Для стимулирования создания и финансирования пенсионного обеспечения за счет предприятий корпоративным фондам предоставляются более щедрые льготы, чем индивидуальным накопительным схемам. Чтобы получить налоговые льготы, корпоративные фонды нельзя организовывать преимущественно для высокооплачиваемых работников или выделять каких-то сотрудников среди всех имеющих одинаковый стаж.

Предприятия (работодатели) не могут получить налоговые льготы без соблюдения всех правил дополнительного пенсионного обеспечения. Их соблюдение контролируют Госналогслужба и Министерство труда и жестко наказывают за нарушения. Провинившиеся предприятия и участники лишаются налоговых льгот за весь срок нарушения, т. е. налоги взимаются задним числом. Допустим, предприятие платит работнику зарплату 40 тыс. долларов в год и вкладывает 5 тыс. долларов в НПФ. Этот взнос предприятие вычитает из налогооблагаемой прибыли, а зачисления на счет работника подоходным налогом не облагаются. При нарушении фондом правил пенсионного обеспечения эти 5 тыс. долларов взноса включаются и в налогооблагаемый доход работника, и в прибыль предприятия.

Для сохранения перспектив роста отрасли необходимо расширение инвестиционной декларации негосударственных пенсионных фондов в пользу консервативных финансовых инструментов. Предложения ФСФР и НАПФ, направленные в Министерство финансов Российской Федерации, должны помочь минимизировать риски фондов.

Расширение инвестиционной декларации путем повышения максимально возможных долей консервативных инструментов (в первую очередь – депозитов) и инфраструктурных облигаций, должно помочь отрасли минимизировать риски в период изменчивости на рынке ценных бумаг, а также помочь формированию рынка долгосрочных финансовых ресурсов.


Заключение.

Подводя итоги, следует отметить то, что с 1992 года по настоящее время в России осуществляется реформирование пенсионной системы. Основная задача реформы – повышение уровня пенсионного обеспечения российских граждан, развитие страховых и накопительных принципов начисления пенсий. Составляющей частью пенсионной системы России является негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение, как механизм взаимодействия негосударственных пенсионных фондов, работодателей и работников по формированию дополнительных пенсий. Для российского бизнеса необходимость НПФ становится все более явной, так как корпоративное пенсионное обеспечение – это цивилизованный способ проведения социальной политики, управления персоналом и конкуренции между предприятиями за качественных наемных работников.

До 2004 года НПФ осуществляли свою деятельность на основании договоров о добровольных пенсионных взносах граждан или организаций за своих работников. C 2004 года НПФ получили право участвовать в системе обязательного пенсионного страхования — привлекать накопительную часть трудовой пенсии граждан и работать с ней. После выхода граждан на пенсию, НПФ будет выплачивать пенсии как по договорам добровольного пенсионного обеспечения, так и по договорам об обязательном пенсионном страховании.

     С помощью развития негосударственных пенсионных фондов решаются задачи реформирования пенсионной системы России, имеются ряд моментов, привлекательные для предприятий, работодателей и работников. Это, прежде всего частичное, а иногда и полное, финансирование дополнительной пенсии работодателем. В связи с этим, негосударственная пенсия обходится человеку заметно дешевле, чем при полном финансировании пенсии собственными взносами. Иначе говоря, участие в пенсионном фонде равнозначно получению отложенной части заработанной платы с соответствующими накоплениями инвестиционного дохода. Поэтому условия наличия негосударственного пенсионного обеспечения становится важным моментом при выборе места работы.

     Наконец, существует еще один, может быть, самый привлекательный сегодня для работодателя момент - возможность собственного инвестиционного кредитования из резерва средств, накопленного в негосударственном пенсионном фонде через различные схемы реинвестирования.

     Условия, на которых предполагается осуществлять дополнительное пенсионное страхование, действительно очень привлекательны для граждан. Однако задача, которую оно призвано решить, не ограничивается только лишь повышением уровня жизни будущих пенсионеров. Не меньшее значение имеет приобщение граждан к использованию добровольных форм пенсионного страхования и обеспечения, воспитание в обществе страховой культуры.

Негосударственные пенсионные фонд, как и любая другая организация, в своей деятельности подвержен различным рискам. Однако риски негосударственных пенсионных фондов некатастрофичны и поддаются управлению.

Негосударственные пенсионные фонды в России, несмотря на все трудности и проблемы, будут жить и развиваться, - поскольку они объективно нужны всем. Для населения России обращение к услугам НПФ – вопрос времени и доверия.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: