Рис. 2.2.5 Станция Ватерлоо в Лондоне

Арх. Н. Гримшоу, 1993 г.

(https://www.wired.com/2008/06/waterloo-intern/

дата обращения: 10.06.2016)

 

Стоит заметить, что рассмотренные выше архетипы - атриумы и линейные пассажи, имеют несомненное сходство по многим позициям и могут дополнять друг друга при решении композиционно-планировочной и конструктивной структуры современных сложных и многофункциональных зданий. Линейное здание, оставаясь "устойчивым" во времени и по сути внестилевым архетипом, наряду с ретроспективными формами предстает сегодня в новой, остросюжетной интерпретации многих известных архитекторов. В частности, клубное здание "Фуджина кантри клаб" в Японии (арх. Араты Исодзаки, 1975 г.) с активно изогнутой в плане, но по сути линейной композицией демонстрирует совершенно новую трактовку темы.

Амфитеатры, чьи архаические и развитые формы открытых пространств родились в античных зрелищных сооружениях, активно используются в современной архитектуре и градостроительстве, не менее выразительная пространственная система, чем атриумы и пассажи. Амфитеатры Древней Греции первоначально использовали естественные склоны холмов и были напрямую связаны с ландшафтом: рельефом, природным окружением и открывающимся видом, что и было собственно природной декорацией действа. Полуциркульный театр в Эпидавре, театр Диониса в Афинах, амфитеатр в Помпеях сохранились до наших дней. Уже в древнеримской эпохе сооружения были дополнены функциональными элементами и затем трансформировались в наземные постройки с искусственно устроенным, не зависящим от рельефа местности, амфитеатром и элементами постоянных декораций: арки, статуи, ограждения вокруг сцены, а затем и системой входов и выходов и дополнительных помещений. Дальнейшее развитие этого архетипа (появление глубинного сценического пространства, увеличение сценической коробки, технические устройства и проч.) это собственно эволюция зрелищных зданий до уровня построек современных театров и концертных залов, спортивных комплексов, аудиторных помещений, закрытых общественных пространств. Это основное направление устойчивого развития этого архетипа, как использование формальной пространственной модели, здесь чаще всего в роли композиционного ядра целостной объемно-планировочной структуры.

Вторым формальным направлением, которое развивалось не менее активно, можно считать создание ландшафтных композиций с явными признаками амфитеатра. Именно так устраивались ярусные обзорные террасы в парках и садах эпохи барокко (сады Боболи во Флоренции); градостроительные объекты с веерообразной в плане структурой с использованием рельефа места − главная площадь г. Сиена в Италии; барочная лестница с видовыми площадками на площади Испании в Риме, пандус, ведущий на площадь Капитолия в Риме. Смысловые черты зрелищного сооружения и внешние признаки амфитеатра можно отметить в организации широкой лестницы перед "Большой аркой" в деловом центре Дефанс в Париже (арх. Й.О. фон Спрекельсен),собственно весь ансамбль был задуман и создан как продолжение исторической планировочной оси с видом на Елисейские поля и Триумфальную арку Наполеона.

Интересную и своеобразную трактовку на тему амфитеатра предложил в своем сооружении известный архитектор Р. Пиано в начале 2000-х годов: концертный комплекс "Аудитория Парк музыки" в Риме, в котором полукруг открытого амфитеатра образует площадь, объединяющая три зрительных зала разной вместимости, в состав общей композиции включен также археологический памятник. Выразительная композиция комплекса стала важной частью культурного ландшафта Рима (рис. 2.2.6).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: