Игры и упражнения по развитию слухового восприятия у детей с ТМНР.
Если ребенок, у которого имеются признаки умственной отсталости, не будет вступать в контакт с ровесниками и взрослыми, то это отразится на его адаптации в общении.
При правильном воспитании и развитии таких детей значительно улучшается уровень их развития и речи.
Умственно-отсталые дети очень плохо понимают, что им говорят. Поэтому зачастую при общении с ними родители используют крик. Это сильно усуглубляет имеющуюся патологии, а также способствует появлению обиды и страха.
Случаются и варианты гиперопеки. В таком случае родители выполняют за ребенка все, включая и то,с чем ребенок может успешно справится самостоятельно.
Иногда встречаются и семьи, в которых совсем не занимаются ребенком.
Чем раньше начать заниматься с такими детьми, тем более успешной будет его социализация в будущем.
Ребенок должен научиться слышать звуки окружающей среды, в том числе голоса животных, звучание музыкальных инструментов и т.п. Происходит накопление новых слуховых образов неречевых звуков, что позволяет впоследствии быстрее дифференцировать звуки на две важнейшие категории: «речь» и «не речь».
|
|
Рекомендуемые игры и упражнения способствуют развитию слухового восприятия, слуховой памяти. Способность узнавать звуки окружающей среды позволит ребенку в дальнейшем быстрее овладеть речью.
Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой – восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух).
Неречевой (физический) слух – это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка и другие). Различение их по громкости, длительности, высоте, количеству, определение источника и направления звука.
Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
Представленные игры и упражнения способствуют развитию неречевого слуха у ТМНР.
Цель – развитие способности ребенка узнавать окружающие звуки.
Задачи:
- научить ребенка находить соответствие между слуховыми образами неречевых звуков и предметами, их издающими;
- научить различать неречевые звуки между собой по акустическим признакам;
- накопить в памяти ребенка новые слуховые образы различных звучаний.
Организуя работу с детьми с ТМНР необходимо учитывать следующее:
|
|
- игры и упражнения должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам), а не на объяснении;
- необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;
- в совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;
- следует многократно повторять материал, чтобы закрепить умения, знания, навыки;
- содержание материала должно соответствовать опыту детей;
- уровень сложности материала должен быть адекватен возрасту, задания следует усложнять постепенно;
- длительность занятия должна составлять от 5 до 15 минут;
- необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.
Упражнение 1. Что звучит?
Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков природы, голосов животных и птиц.
Игра проводится на прогулке. Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание ребенка на звуки природы (шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, раскаты грома во время грозы и др.), голоса животных и птиц. Когда дети научатся хорошо различать это звуки с опорой на зрение (слышат звук и одновременно видят источник звука), предложите им определить их источник с закрытыми глазами. Например, когда на улице идет дождь или шумит ветер, скажите: «Закрой глаза и послушай, какая погода на улице». Подобным образом можно определять звуки и дома – тиканье часов, скрип двери, шум воды в трубах и другие.