Социально-экономические последствия

Наиболее ярким последствием будет экономический кризис. Как следствие этого, голод и дефицит продовольствия, эпидемии, такжесоциально-экономические проблемы могут привести к активному проявлению в ряде регионов экстремизма и сепаратизма. Ярким тому подтверждением является социальная катастрофа, которая разразилась в Чечне и приобрела общероссийские масштабы. Таким образом, риск возникновения на территории страны чрезвычайных ситуаций военного характера остается значительным даже после прекращения войны.

В ходе возможной вооруженной борьбы сегодня следует ожидать, что в целях поражения объектов ядерных сил, дезорганизации государственного и военного управления, срыва стратегического развертывания вооруженных сил, подрыва жизнеспособности государства будут наноситься, главным образом, массированные и глубокие ракетные и авиационные удары с использованием различных типов высокоточного оружия.

 

 

2. Особенности организации медицинского обеспечения населения в военное время (управления здравоохранением, лечебно-эвакуационным обеспечением, организации снабжения медицинским имуществом, санитарно-противоэпидемическим обеспечением, особенности организации обеспечения устойчивости работы объектов здравоохранения в военное время, защиты больных (пораженных) и медицинского персонала) Особенности организации лечебно-эвакуационным обеспечением?

· Управления здравоохранением в военное время: Медицинская служба гражданской обороны гражданской обороны (МС ГО) является специальной организацией в системе здравоохранения, предназначенной для медицинского обеспечения пораженного населения, мероприятий и действий сил ГО при ЧС военного времени. По своему предназначению и значимости решаемых задач МС ГО отнесена к ведущим службам ГО и является общегосударственной службой в системе ГО. МС ГО на федеральном уровне создается министерством здравоохранения РФ, в субъектах РФ - соответствующими территориальными отделами, управлениями (департаментами) здравоохранения. На объектах экономики МС ГО формируются на базе медико - санитарных частей, здравпунктов и поликлиник. Начальником МС ГО соответствующего уровня является руководитель органа (объекта) здравоохранения, формирующий МС ГО этого уровня. Начальник МС ГО подчиняется соответствующему начальнику гражданской обороны, а по специальным вопросам – выше стоящему начальнику МС ГО. Служба организуется по территориальному принципу, с учетом особенностей административных территорий.

Медицинская служба гражданской обороны в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о федеральной медицинской службе гражданской обороны, настоящим Положением

Лечебно-эвакуационные мероприятия являются важнейшей составной частью медицинского обеспечения населения в ЧС. Лечебно - эвакуационные мероприятия включают в себя: o своевременный розыск пораженных (больных) и оказание им первой медицинской помощи; o вынос (вывоз) пораженных из очага поражения и оказание им медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации в сочетании с эвакуацией в лечебные учреждения для окончательного лечения. Основная цель этих мероприятий заключается в сохранении жизни пораженным (больным), предупреждении осложнений и быстрейшем восстановлении их здоровья.

 

· лечебно-эвакуационные мероприятия осуществляются на основе системы этапного лечения с эвакуацией по назначению. Сущность этапного лечения состоит в своевременном, последовательном и преемственном оказании медицинской помощи в очаге поражения и на этапах медицинской эвакуации в сочетании с эвакуацией пораженных (больных) в лечебные учреждения, где может быть оказана исчерпывающая медицинская помощь в соответствии с имеющимся поражением (заболеванием) и осуществлено полноценное лечение.

Успешная реализация лечебно-эвакуационных мероприятий в условиях такого «расчленения» возможна только при строгом соблюдении преемственности, последовательности и своевременности в оказании медицинской помощи и лечении пораженных на этапах медицинской эвакуации. Преемственность и последовательность достигаются: o единым пониманием сути патологического процесса; o едиными, целесообразными для ЧС методами лечения с последовательным наращиванием лечебных мероприятий; o единой четкой документацией.

 

Обязанности руководителя ЛПУ при поступлении распоряжения на эвакуацию:

• оповестить об эвакуации подчиненный личный состав;

• направить оперативную группу в район эвакуации;

• организовать выписку больных, подлежащих амбулаторному лечению;

• разместить нетранспортабельных больных в убежище стационара, оставив для их обслуживания часть медицинского персонала;

• организовать эвакуацию медицинских формирований, созданных на базе данного учреждения, в заранее намеченные районы;

• последовательно эвакуировать транспортабельных больных, персонал, членов семей, необходимое медицинское и санитарно-хозяйственное имущество, запасы питания и воды. При проведении эвакуации инфекционной больницы соблюдается необходимый санитарно-эпидемиологический режим (больные эвакуируются на специальном транспорте согласно графику использования дорог, выделенных для их движения). Эвакуация психиатрических больниц и диспансеров (вместе с больными) также имеет свои характерные особенности, что отражается в планах данных лечебных учреждений, Заключительным этапом эвакуационных мероприятий является консервация здания и сдача его под охрану.

 

· Противоэпидемические мероприятия проводятся с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди населения и ликвидации эпидемических очагов в случаях их возникновения. В случае появления инфекционных заболеваний противоэпидемические мероприятия включают: o раннее выявление источников и путей передачи инфекции, контактных лиц и наблюдение за ними; o изоляцию инфекционных больных; o профилактическую иммунизацию населения (прививки), а в случаях не терпящих отлагательства, применяются средства экстренной неспецифической профилактики (антибиотики, сульфамидные препараты и др.); карантинные, обсервационные, дезинфекционные мероприятия и др. В том случае, когда появились инфекционные заболевания, а принятые меры по недопущению их оказались безуспешными и наблюдается рост инфекционной заболеваемости, распоряжением должностных лиц РСЧС объявляется обсервация или карантин. Под карантином понимают систему изоляционно-ограничительных и режимных мероприятий, направленных на полную изоляцию очага эпидемии с находящимися на его территории людьми и животными от окружающего населения и ликвидацию инфекционных заболеваний в самом очаге. Карантин вводится при бесспорном установлении факта заболевания населения особо опасной инфекцией (чума, холера, натуральная оспа, сибирская язва, желтая лихорадка). Карантинный режим предусматривает полную изоляцию очага и имеет целью не допустить распространение инфекционных заболеваний. Население в зоне карантина разобщается на мелкие группы, контакт между ними исключается. Категорически запрещается выезд из зоны карантина, въезд в него допускается в исключительных случаях. По периметру очага служба охраны общественного порядка организует охрану (оцепление). Снабжение населения, находящегося в зоне карантина, осуществляется воздушным путем или через перегрузочные пункты. Продолжительность карантина равна одному инкубационному периоду данного заболевания и исчисляется с момента завершения дезинфекционных мероприятий после последнего случая заболевания. В том случае, когда установлен вид возбудителя и он не относится к группе особо опасных инфекций, вводится, вместо карантина, обсервация. Она предусматривает проведение изоляционно-ограничительных мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционных заболеваний. К основным противоэпидемическим мероприятиям в зоне обсервации относятся: o раннее выявление больных, их изоляция и лечение; o экстренная профилактика (антибиотики и др.); o предохранительные прививки; o обеззараживание территории, сооружений, помещений, транспорта и т.п.; o санитарная обработка населения; o санитарно-просветительная и разъяснительная работа среди населения.

 

· Медицинское снабжение  является одним из основных факторов, определяющих функционирование службы медицинских катастроф. К медицинскому имуществу относятся: o лекарственные средства; o кровь и ее препараты; o медицинские приборы и аппараты; o аптечное оборудование; o зубоврачебное и зуботехническое имущество; o предметы ухода; o дезинфекционная аппаратура и техника; o лабораторные предметы и техника; o бланки учета и отчетности и др.; В зависимости от групп имущества, которым обеспечиваются учреждения и формирования, предназначенные для работы в ЧС, имеются различные источники снабжения: o материально-техническое обеспечение учреждений и формирований службы медицины катастроф осуществляется органами Управления службы соответствующего структурно-функционального уровня за счет учреждений-формирователей, аптек, аптечных складов и баз спецмедснабжения; o создание запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества для учреждений медицинской службы ГО, выполняющих мобилизационное задание, осуществляется за счет средств федерального бюджета; o потребность формирований службы в медицинском имуществе обеспечивается неснижаемым запасом их в учреждениях — формирователях с учетом текущего обеспечения учреждения; o комплектование имущества формирований и учреждений медицинской службы производится учреждением — формирователем за счет текущего довольствия и специальных ассигнований на службу главным врачом (директором) учреждения-формирователя, несущего ответственность за эту работу; o задачей органов управления службы является полное и бесперебойное снабжение всем необходимым имуществом для оказания медицинской помощи в ЧС; o оперативно — тактический резерв медицинского имущества службы, предназначен для оперативной деятельности службы, составляет не менее 10 % всего резерва службы и хранится: в Центре медицины катастроф для бригад постоянной готовности из расчета на 50 пораженных (в укладках); в базовых лечебно-профилактических учреждениях, в укладках для бригад постоянной готовности, врачебно-сестринских бригад, для стационарной помощи пострадавшим из расчета на дополнительное развертывание коек. Порядок наполнения, хранения, освежения и использования медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества мобилизационного резерва для учреждений и формирований медицинской службы ГО определяется «Положением о мобилизационном резерве», утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.05.97 г. № 570 — 27, и «Положением о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально — технических, продовольственных, медицинских и иных средств», утвержденным постановлением Правительства РФ от 27. 04. 2000 г. № 379

· МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛПУ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

1. Общие требования: - специфичные для учреждений здравоохранения, - реализуемые во всех проектах.

2. Специальные требования, зависящие: - от природных факторов, - от региона застройки, - от типа учреждения.

3. Технические требования:

- аварийное освещение (с помощью подвижных электростанций, устанавливаемых вне зданий или в защитных сооружениях и обеспечивающих подключение к сетям внутри здания);

- аварийное теплоснабжение (обеспечивается созданием запасов газа в баллонах и других видов топлива (для котельных или печей) на период восстановления основного источника теплоснабжения, а также возможностью подачи газа от внешних сетей с помощью гибких муфт и специальных устройств);

- специальные отстойники в системе очистных сооружений; - водоснабжение в ЧС обеспечивается путем создания запасов питьевой воды из расчета 2 л/сут на больного (пострадавшего) и технической воды — по 10 л/сут на койку. Аварийные емкости устанавливаются в верхней части здания или в отдельной водонапорной башне (бассейне). Предусматривается возможность подачи воды с помощью трубопроводов (гибких шлангов) от внешних сетей или подвижных средств с применением специальных присоединительных конструкций;

- специальная система вентиляции;

- внутрибольничная безопасность от поражающих факторов — создается максимально возможная герметичность внутренних помещений при закрытых окнах;

 система вентиляции должна при необходимости создавать подпор воздуха в палатах, операционных и процедурных и иметь систему фильтров в местах забора воздуха; достигается рациональным распределением потоков больных и обслуживающего персонала, а также рациональным размещением и оборудованием соответствующих помещений больницы, созданием системы вентиляции и шлюзов, препятствующих распространению вредных факторов за пределы рабочих помещений;

- защитные сооружения (строительство защитных сооружений - убежищ или противорадиационных укрытий осуществляется согласно СНиП П-11-77);

- система экстренной эвакуации (индивидуальные спасательные устройства, которые могут использоваться при невозможности эвакуации обычным порядком: через окна на первом этаже, а начиная со второго этажа и выше — с использованием трапов, запасных лестниц, специальных сетей или других устройств, позволяющих опустить человека на безопасную площадку).

 Создание резервов медицинского имущества.

 Канализационная система в лечебных учреждениях, которые по плану предназначены для приема пораженных с территорий, находящихся на следе радиоактивного облака, должна обеспечивать проведение дезактивации с учетом безопасности для персонала и окружающей среды (специальные отстойники в системе очистных сооружений).

Основные принципы защиты персонала, больных и имущества больниц:

• универсальность проводимых мероприятий (используются технологии, эффективные как в мирное, так и военное время);

• дифференцированное (с учетом особенностей региона) проведение мероприятий в ЧС;

• заблаговременное проведение организационных и инженернотехнических мероприятий. Мероприятия по защите персонала, больных, имущества:

• размещение в укрытиях,

• рассредоточение (вывоз за пределы зоны ЧС на короткий промежуток времени),

• эвакуация (вывоз за пределы зоны ЧС на длительное время) из зон возможных катаклизмов.

Расчет укрытия персонала, больных и имущества отрабатывается в двух вариантах: в рабочее и не рабочее время. Исходя из возможной обстановки в ЧС рассчитывается время, за которое персонал и больные могут быть укрыты в защитных сооружениях. В первую очередь используются защитные сооружения с высокой степенью защиты, затем - приспособленные простейшие укрытия. В ночное время возможность размещения людей в защитных сооружениях больше за счет уменьшения числа работающих в больнице. При отработке расчетов по обеспечению средствами индивидуальной защиты следует учитывать, что на весь персонал больниц, расположенных в городе, имеется запас противогазов и ИПП-8, о чем необходимо получить письменное подтверждение из штаба территориального уровня ГО. Запас средств защиты для нетранспортабельных больных создается в ЛПУ из расчета 10% от штатных коек, обеспечение другими средствами защиты проводится в соответствии с табелями оснащения. Проводятся мероприятия по организации медицинской защиты персонала, больных.

 

3. Предназначение медицинской службы гражданской обороны (МСГО).Организационные принципы и задачи. Формирования МСГО и их предназначение. Учреждения МСГО и их предназначение. МСГО. Токсико-терапевтический подвижный госпиталь МСГО (предназначение и возможности, задачи, организационно-штатная структура, основные функциональные подразделения отряда, особенности развертывания и снабжения медицинским имуществом)

Медицинская служба гражданской обороны (МСГО) – это система органов управления, учреждений и формирований, предназначенных для организации и проведения всего комплекса мероприятий медицинского обеспечения, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременного оказания медицинской помощи поражённым и больным.

Медицинское обеспечение включает в себя комплекс лечебно–эвакуационных, санитарно–противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья пострадавшего населения, а также мероприятий по медицинскому снабжению формирований и учреждений МСГО и медицинской защите населения от поражающих факторов.

На МСГО возлагаются следующие основные задачи:

  1. Прогнозирование и оценка возможных медико–санитарных последствий применения противником современных средств поражёния;
  2. Планирование, организация и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению населения в военное время;
  3. Подготовка органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени;
  4. Создание и подготовка сил и средств службы к выполнению задач при проведении мероприятий гражданской обороны;
  5. Организация снабжения учреждений и формирований медицинской службы гражданской обороны медицинским, санитарно–хозяйственным и специальным имуществом;
  6. Подготовка специалистов по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время;
  7. Участие в подготовке населения и личного состава гражданских организаций гражданской обороны (санитарных дружин) по вопросам оказания первой медицинской помощи поражённым;
  8. Медицинское обеспечение населения при проведении эвакуационных мероприятий;
  9. Организация и проведение санитарно–противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и обеспечение санитарно–эпидемиологического благополучия населения;
  10. Организация и проведение медицинских мероприятий по первоочерёдному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  11. Медицинский контроль за захоронением трупов в очагах массовых потерь населения в военное время.

В случае возникновения войны условия деятельности МСГО будут иметь ряд особенностей, влияющих определяющим образом на организацию и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению населения.

Основными из них являются:

  1. Массовость, одномоментность возникновения потерь среди населения, разнообразный характер и тяжесть поражёний, появление новой патологии;
  2. Нарушение работы медицинских учреждений и потери среди личного состава МСГО;
  3. Разрушение зданий и сооружений в городах и населённых пунктах, осложняющее развёртывание и работу медицинских формирований и учреждений;
  4. Возможное заражёние обширных территорий, продовольствия и воды радиоактивными, отравляющими веществами, бактериальными средствами или сильно действующими ядовитыми веществами;
  5. Возможное повышение эпидемической напряженности в связи с эвакуационными мероприятиями ГО и сложность санитарно–эпидемической обстановки в очагах массового поражёния;
  6. Сложность управления силами и средствами службы при ликвидации последствий нападения противника.

Указанные возможные условия деятельности МСГО в современной войне находят свое отражение в принципах её организации и основах лечебного обеспечения поражённого населения.

Основными принципами организации МСГО являются:

1) МСГО организуется на базе существующих органов и учреждений здравоохранения;

2) В МСГО создаются формирования, способные работать в любом очаге поражёния, что дает возможность осуществлять широкий маневр для работы в очагах без существенной перестройки (принцип универсализма подготовки);

3) Каждое формирование и учреждение предназначаются для выполнения определённого, свойственного им перечня мероприятий или функций в системе МСГО, оказания медицинской помощи, лечения поражённых, проведения противоэпидемических мероприятий и т. п. (принцип функционального предназначения);

4) Для оказания первой медицинской помощи поражённым и больным привлекается само население путем создания санитарных постов и санитарных дружин и обучения всего населения приёмам и способам оказания само– и взаимопомощи.

 

Одновременно с планированием мероприятий ГО, на объектах здравоохранения в соответствии с Федеральным законом "О Гражданской обороне", принятого Государственной Думой 26.12.1997 г., по заданию вышестоящего органа управления здравоохранения создаются формирования МС ГО:

в больницах — бригады специализированной медицинской помощи (БСМП) различного профиля и врачебно-сестринские бригады (в зависимости от имеющихся кадровых возможностей);

в поликлиниках — отряды первой медицинской помощи (ОПМ), если это предусмотрено заданием и врачебно-сестринские бригады;

в институтах (академиях, университетах), имеющих клиническую базу, — бригады специализированной медицинской помощи (БСМП);

в центрах Госсанэпиднадзора и др. учреждениях госсанэпидслужбы — соответствующие формирования санитарно-противоэпидемического профиля;

в аптеках — аптечные летучки для медицинского снабжения ОПМ при их работе в очагах поражения.

Учитывая, что ОПМ является по своей организационно-штатной структуре и по предназначению универсальным формированием, оказывающим медицинскую помощь в различных очагах поражения, недопустимо его создание на базе родильных домов, узкопрофилированных лечебных учреждений (психиатрические больницы, диспансеры и др.).

Нештатные аварийно-спасательные формирования общего назначения (объектовые) создаются в соответствии с приказом МЧС России от 23.12.2005 г., № 999. На объектах здравоохранения формирования создаются приказом руководителя ГО объекта, исходя из реально имеющихся возможностей. Предназначение этих формирований - проведение мероприятий ГО на объекте.

К числу таких формирований, создаваемых на объектах здравоохранения, относятся:

пост радиационного и химического наблюдения (пост РХН) в составе начальника (специалист-радиолог, врач-рентгенолог), разведчика-дозиметриста (средний медработник), разведчика-химика (средний медработник). Оснащение поста: средства индивидуальной защиты (противогаз ГП-7 — 3 шт.; изо-лирующий противогаз ИП-46 — 1 шт.; респиратор — 3 шт., защитная фильтрующая одежда (ЗФО) — 3 шт.; радиометр ДП-5 (ДП-5В) — 1 шт.; прибор химической разведки (ВПХР) — 1 шт.; легкий защитный костюм (Л-1) — 3 шт.; метеокомплект № 3 — 1 шт.; АИ-2 —3 шт.; ИПП-10 — 3 шт.; ППИ — 3 шт.; укладка для отбора проб из внешней среды — 1 шт. (при необходимости). Задачи поста РХН: наблюдение и обнаружение факта радиационного, химического, бактериологического (биологического) загрязнения территории объекта;

звено по обслуживанию убежищ и укрытий — в составе командира, сантехника, электрика, слесаря по вентиляции. Оснащение: средства индивидуальной защиты (ГП-5 — 4 шт.; респиратор — 4 шт., защитная фильтрующая одежда — 4шт.; АИ-2 — 4 шт.; ИПП-10 — 4шт.; ППИ — 4 шт.); инструмент — поспециальности. Задачи звена: обеспечение жизнедеятельности защитного сооружения. Численность звеньев устанавливается исходя из потребности, но на каждое защитное сооружение не менее 1 звена;

звено связи и оповещения в составе командира, радиста-телефониста, посыльных — 3. Оснащение: средства индивидуальной защиты (ГП-5, ГП-7) — 5 шт.; респиратор — 5 шт., защитная фильтрующая одежда — 5 шт.; АИ-2 — 5 шт.; ИПП-10 — 5 шт.; ППИ — 5 шт.; электромегафон — 1 шт.; средства радио и проводной связи объекта. Задачи: обеспечение связи на объекте;

противопожарное звено в составе командира, пожарных — 3-5 чел. Оснащение: одеждой и средствами тушения пожара по инструкции противопожарной безопасности;

группа охраны общественного порядка в составе: командира, охранника — 3-5 чел. Оснащение: средства индивидуальной защиты (ГП-5, ГП-7) — 4 шт.; респираторы — 4 шт.; форменная одежда — 4 шт.; АИ-2 — 4 шт.; ИПП-10 — 4 шт.; ППИ — 4 шт.; портативные радиостанции - 2 шт.; (вооружение по согласованию с органами МВД);

аварийно-спасательная группа (в ЛПУ на 600 коек и более) в составе: командира; электромонтера; слесаря-сантехника; слесаря-газовщика, спасателя — 6 чел. Оснащение: средства индивидуальной защиты (ГП-5, ГП-7) — 10 шт.; изолирующий противогаз — 2 шт.; респираторы — 10 шт.; защитный костюм Л-1 — 2 шт.; АИ-2 — 10 шт.; ИПП-10 — 10 шт.; ППИ — 10 шт.; специальное оборудование - в соответствии со специальностью личного состава. Задачи: локализация аварий на объекте, спасение пораженных в завалах (вынос, оказание помощи).

Количество и профиль формирований, создающихся на объектах здравоохранения, определяет руководитель ГО объекта по согласованию с органом управления ГО ЧС района, города.

 

К учреждениям, входящим в состав медицинской службы гражданской обороны, относятся: - учреждения здравоохранения, имеющие мобилизационные задания на развертывание в военное время дополнительных больничных коек и(или) создание медицинских формирований (гражданских организаций гражданской обороны); - больничные учреждения, вновь создаваемые по планам военного времени на военное время (профилированные больницы и другие); - организации государственной санитарно – эпидемиологической службы, включенные в сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) гражданской обороны Российской Федерации; - аптечные учреждения, в том числе склады медицинских центров «Резерв»; - учреждения здравоохранения (станции и отделения скорой и неотложной медицинской помощи, судебно-медицинские лаборатории, станции переливания крови и другие медицинские учреждения, предназначенные для медицинского обеспечения населения, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий.

Токсико-терапевтический подвижной госпиталь (ТТПГ) создается на базе токсикологических центров или многопрофильных больниц, имеющих в своем составе терапевтические отделения.

Он предназначен для оказания специализированной медицинской помощи и лечения пораженных ОВ и АОХВ. ТТПГ развертывается вблизи очага химического поражения на незараженной территории по решению начальника МС ГО области и находится в его подчинении.

Личный состав ТТПГ составляет 171 человек, в том числе: врачей- 18, из них терапевтов-токсикологов - 11, анестезиологовреаниматологов — 2, среднего медперсонала — 47. В своем составе ТТПГ имеет управление, медицинскую часть, отделение МТО и развертывает следующие отделения и подразделения: приемно-эвакуационное, два терапевтических отделения, психоневрологическое отделение, а также вспомогательные подразделения: рентгеновский кабинет, лабораторию, аптеку, стоматологическое и физиотерапевтическое отделения, морг, хозяйственное отделение и электростанцию. ТТПГ располагает автотранспортной техникой в количестве 19 единиц, в том числе: 2 легковых автомобиля, 11 грузовых, 1 санитарный автобус. Госпиталь развертывает 300 штатных коек в палатках.

Готовность к приему пораженных через 2 часа после прибытия к месту развертывания, срок полной готовности - 3 часа. 20 Укомплектование ТТПГ медицинским составом, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом производится за счет учреждения-формирователя. Прочий персонал, транспорт, вещевое имущество, продовольствие приписываются решением административных органов соответствующей территории

4. Особенности организации и оказания специализированной медицинской помощи населению в военное время. Состав больничной базы. Многопрофильная больница (предназначение и возможности, задачи, организационно-штатная структура, основные функциональные подразделения отряда, особенности развертывания и снабжения медицинским имуществом.

 

Специализированная медицинская помощь- комплекс диагностических, лечебных и восстановительных мероприятий, проводимых с применением сложных методик, использованием специального оборудования и оснащения в соответствии с характером, профилем и тяжестью ранения (заболевания). Специализированная медицинская помощь может оказываться в передовых (стационарных или полевых) учреждениях, усиленных для этой цели группами специалистов и оснащенных необходимым имуществом и оборудованием.

Это высший вид медицинской помощи, который носит исчерпывающий характер. Оптимальные сроки оказания специализированной медицинской помощи – 24 часа после поражения.

Специализированная медицинская помощь пораженному населению оказывается в лечебных учреждениях больничной базы МС ГО загородной зоны, где осуществляется лечение пораженных до окончательных исходов и проведение реабилитационных мероприятий.

Больничная база (ББ) – это совокупность лечебных учреждений, развертываемых ГОЗ области (края, республики) в загородной зоне в период угрозы нападения противника в интересах крупного города (областного центра) для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечения пораженных до окончательного исхода.

Больничная база состоит из управления больничной базы (УББ) и лечебных учреждений: головных (ГБ), многопрофильных (МПБ), профилированных (ПБ) (травматологических, ожоговых, терапевтических, психоневрологических, инфекционных и др.) больниц, а также детских больниц и отделений. При необходимости и наличии возможностей допускается развертывание больниц для легкопораженных.

На территории ЛЭН развертываются медицинский распределительный пункт (МРП), вспомогательные распределительные посты (ВРП) и эвакуационные приемники (ЭП).

Численность и профиль дополнительно развертываемых больничных коек гражданской обороны здравоохранения определяются масштабами и интенсивностью военных действий, видом примененных противником средств поражения, структурой потерь среди населения в очагах поражения, а также возможностями и специализацией имеющихся лечебно-профилактических учреждений здравоохранения.

Во всех случаях развертывания больниц ГОЗ предусматривается возможность увеличения коечной емкости в несколько раз по сравнению с той, которую они имели как больницы здравоохранения. Коечная емкость ББ может колебаться от нескольких тысяч до десятков тысяч коек.

 

Многопрофильные больницы (МПБ) развертываются в загородной зоне силами ЦРБ, а также республиканских, краевых, областных и городских больниц, эвакуируемых согласно плановых заданий в соответствующие сельские районы. Основным назначением МПБ является оказание в полном объеме квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным, раненым и больным, с учетом профиля и характера травмы (хирургическая, терапевтическая, психическая и т.д.). При необходимости МПБ развертывает сортировочную площадку для распределения пораженных по функциональным подразделениям (рис.).

Основными отделениями МПБ являются:

  • приемно-диагностическое отделение, которое развертывает приемную, диагностическую, перевязочную с палатой при ней и рентгеновский кабинет;
  • отделение неотложной помощи с раздельными чистыми и гнойными операционными для пораженных и раненых с травмами головы, груди, живота и таза, реанимационно-анестезиологическими и противошоковыми палатами, а также чистыми и гнойными перевязочными; это отделение в первое время будет оказывать квалифицированную медицинскую помощь только по жизненным показаниям, а позже - выполнять отсроченные операции и специализированную медицинскую помощь;
  • госпитальное отделение, развертывающее палату для интенсивной терапии, процедурную, операционную, перевязочные и койки: нейрохирургического, офтальмологического, отоларингологического, челюстно-лицевого, торакоабдоминального, урологического, ожогового и травмо-тологического профилей;
  • анаэробное отделение со своими перевязочными, процедурными и палатами - изолированное;
  • родильное отделение с родильной и послеродовыми палатами; палаты для пораженных с комбинированными радиационными поражениями; палаты для детей. В МПБ целесообразно иметь терапевтическое отделение.

Общими задачами многопрофильной больницы (МПБ) являются:

  • обеспечение приема массового потока пораженных и больных, осуществление в кратчайшие сроки внутрипунктовой медицинской сортировки;
  • проведение дозиметрического контроля, санитарной обработки пораженных, а также дезинфекции, дегазации и дезактивации их одежды и обуви в случае необходимости;
  • выявление и временная изоляция инфекционных больных, представляющих опасность для окружающих, а также пораженных с психическими расстройствами, реактивными состояниями, последующее направление их в больницы загородной зоны соответствующего профиля;
  • выделение пораженных с конверсивными состояниями;
  • оказание пораженным и больным квалифицированной и специализированной медицинской помощи и последующее их лечение до окончательного исхода;
  • осуществление мероприятий по защите медицинского и обслуживающего персонала, пораженных и больных от вторичных поражающих факторов, а также от возможного применения противником современных средств уничтожения в районе размещения лечебного учреждения.

Снабжение медицинским имуществом формирований и учреждений МСГО и СМК организуют органы медицинского снабжения. К ним относятся: для МСГО – медицинские склады центров «Резерв», межреспубликанские, краевые (областные) аптечные склады и базы ПО «Фармация» и «Росмедтехника», аптеки ОПМ, полевых подвижных госпиталей и больниц из состава больничных баз МСГО для СМК - отделы медицинского снабжения центров медицины катастроф, аптеки и склады медицинской техники полевых многопрофильных госпиталей. На них возлагается выполнение следующих основных функций: 1. Определение потребности в медицинском имуществе, его заготовка, учет, хранение; 2. Приготовление лекарственных средств; 3. Отпуск (доставка) медицинского имущества для повседневной лечебнопрофилактической деятельности и накопления запасов на случай ЧС; 4. Содержание запасов и резервов медицинского имущества в готовности к применению по предназначению; 5. Техническое обслуживание и ремонт медицинской техники; 6. Организация метрологического контроля медицинских средств измерений; 7. Контроль качественного состояния химико-фармацевтических и биологических препаратов (материалов), технического состояния медицинской техники и порядка использования (эксплуатации) медицинского имущества; 8. Выполнение научных исследований но анализу и обобщению опыта медицинского снабжения в ЧС, совершенствованию организационно-штатной структуры и деятельности органов медицинского снабжения, а также использованию медицинского оснащения МСГО и СМК.

 

 

Источники информации:

1. http://www.psu.ru/files/docs/podrazdeleniya/otdel-po-grazhdanskoj-oborone-i-chrezvychajnym-situatsiyam/tema_1.pdf

2.https://kbsu.ru/wp-content/uploads/2019/12/lekcija.-organizacija-medicinskoj-zashhity-v-chs.pdf

3.http://www.ksma.ru/userfiles/file/MPZ/Metodichki/3%20kyrs/Osnovy%20organizacii%20mediciny%20katastrof.pdf

4. https://studfile.net/preview/6439474/page:8/

5. http://oa.lib.nsmu.ru/files/docs/201403121419.pdf

6. https://studfile.net/preview/3591646/page:100/

7. https://studfile.net/preview/3590518/page:107/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: