Защита прав потребителей в общем понимании – это совокупность мер со стороны государства, а также общественных организаций, направленных на регулирование отношений между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности.
Вышеуказанные меры разделяются на следующие группы:
1. Меры по предотвращению нарушения прав потребителей.
2. Защита прав потребителей в досудебном порядке.
3. Судебная защита прав потребителей.
К мерам, предотвращающим нарушение прав потребителей, следует относить принятие специальных нормативно-правовых актов, устанавливающих общеобязательные требования к производству и продаже товаров, а также меры, направленные на обеспечение исполнения таких нормативно-правовых актов. Кроме того, к мерам, предотвращающим нарушение прав потребителей, относится также установление сроков годности и срок службы товара, своевременное информирование потребителей и др.
Защита прав потребителей в досудебном порядке представляет собой реализацию прав последних, закрепленных в ст.18 Закона о защите прав потребителей» – замена товара, уменьшение покупной цены, отказ от исполнения договора купли-продажи и требование возврата уплаченный за него суммы и т.д. В данном случае потребитель уже столкнулся с товаром ненадлежащего качества, однако оснований для обращений в суд еще нет.
|
|
Предусматривается также защита прав потребителей непосредственно в судебном порядке. Данное право потребителя закреплено в ст.17 Закона о защите прав потребителей. Так, потребители вправе предъявить иск в суд по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Необходимо отметить, что самозащита прав граждан является важной частью всего механизма защиты. С повышением уровня правовой культуры в обществе, правовым просвещением граждан исчезнут многие спорные ситуации между продавцом и покупателем, приведенные в настоящей курсовой работе, потребители научатся самостоятельно предотвращать нарушения своих прав и отстаивать свои интересы.
Тем не менее, без содействия органов, осуществляющих защиту прав потребителей, последним порой не обойтись.
|
|
Основными органами, осуществляющими защиту прав потребителей являются нижеследующие.
1) Законодательные органы, осуществляющие разработку и принятие нормативно-правовых актов.
2) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Данный орган исполняет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере защиты прав потребителей. Роспотребнадзор представляет государственный доклад о проделанной работе в отчетный период. Доклад является официальным документом, подготавливаемым в целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей и населения в целом объективной систематизированной аналитической информацией о результатах надзорной деятельности, а также основой для определения приоритетных направлений деятельности по защите прав потребителей, разработки необходимых мероприятий по обеспечению защиты прав потребителей, совершенствования нормативно-правового регулирования в этой области.
3) Федеральная антимонопольная служба, одним из полномочий которой является контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), законодательства о государственном оборонном заказе, законодательства в сфере государственного регулирования цен на товары в пределах своей компетенции.
4)Прокуратура, осуществляющая надзор за исполнением законодательства, и иные правоохранительные органы, предотвращающие, пресекающие нарушение прав граждан и обеспечивающие их реабилитацию.
5) Суд, куда потребители вправе обратиться с иском в защиту своих прав.
Таким образом, каждый гражданин, который хоть раз в жизни что-то покупал, уже является потребителем. Законом о защите прав потребителей, представляющим собой наиболее значимый нормативно-правовой акт в рассматриваемой теме, установлен ряд прав и гарантий, дарованных потребителям. Права и гарантии в законе сформулированы просто и понятно, и для их реализации, как правило, не требуется обращаться за оказанием квалифицированной юридической помощи – граждане могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав. При этом потребители не ограничены в обращении для защиты своих прав в соответствующие правоохранительные органы. Механизм защиты прав потребителей составляют меры, не только направленные на восстановление нарушенных прав, но и на предотвращение таких нарушений. Среди органов, участвующих в защите прав потребителей, особую роль играет Роспотребнадзор и его территориальные органы, которые осуществляют функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в рассматриваемой сфере.
ГЛАВА 3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ