Приёмы тушения некоторых видов пожаров

Приводить огнетушитель в действие следует ближе к очагу пожара.

Для тушения горящих материалов или столярных изделий применяют воду. При этом вначале сбивают пламя с наружных поверхностей, а затем переносят струю внутрь очага возгорания. Периодически следует увлажнять штабеля и строения из горючих материалов, расположенных вблизи. Струю от огнетушителя следует направлять сверху вниз и тем самым закрывать пеной всю горящую поверхность.

При тушении верхних частей стен, потолка или высоких предметов огнетушителем нужно держать под углом к полу не менее 15 градусов, так как при другом положении выход пены быстро прекращается.

Тушение загоревшейся на человеке одежды

При возгорании одежды надо действовать с учётом конкретных обстоятельств. При появлении пламени, например, на рукаве, можно сорвать одежду и погасить её на полу, вдали от воспламеняющихся предметов.

Если пламя охватило большую часть одежды, человека нужно плотно закутать в половик, одеяло или какую-нибудь верхнюю одежду. Можно пользоваться пенным огнетушителем, предложив пострадавшему на время закрыть глаза, чтобы в них не попала пена, или водой, давая её непрерывной струёй или большими (не менее 3-5 л.) разовыми порциями. Ни в коем случае нельзя допускать резких движений, если горит одежда!

Что делать в случае ожога? Ничего!

Не нужно забывать, что огонь оказывает очищающее и асептическое действие. Избегайте всякого прикосновения к поражённому участку, не накладывайте ни мази, ни повязки. Никогда не прокалывайте пузыри! Ткани одежды, приклеившиеся к коже, образуют асептическую повязку. Не дотрагивайтесь до неё. Обязательно вызовите квалифицированную помощь.

Тушение легковоспламеняющихся жидкостей

Разлитую ЛВЖ тушат, начиная с одного из краёв, с самого дальнего из очага пожара, причём струю огнетушителя направляют вверх под углом 30…45 градусов, чтобы избежать разбрызгивания жидкости. Затем струю перемещают постепенно к другому краю очага пожара. Близлежащие участки будут перекрыты недолетевшей пеной.

Тушение пожара на электроустановках

При возникновении пожара сначала обязательно обесточивают установку, а затем гасят огонь пеной, водой или порошковыми составами. Тушить пожары на электроустановках, находящихся под

напряжением, при помощи воды или пенного огнетушителя недопустимо, для этого можно пользоваться углекислотным или порошковым огнетушителем.

Тушение пожара на лабораторном столе

Со стола убрать источник возгорания (горелку, спиртовку, отключить плитку), отставить от очага пожара сосуды с ЛВЖ, и только после этого накрыть пламя накидкой, засыпать песком или применить огнетушитель.

Порядок выполнения работы

– Изучить основные требования пожарной безопасности и профилактики в школе и инструкцию к действиям преподавателя при возникновении пожара.

– Изучить свойства огнегасительных средств и веществ, области их применения, заполнить таблицы №5а и 5б.

 

Огнегасительные свойства и области применения огнегасящих веществ

Таблица №5а

Огнегасительные вещества (средства) Химическая формула или состав

Огнегасительные свойства

    Охлажда-ющие Изолирую-щие Разбавляю-щие Ингиби-рующие
Вода          
Песок          
Покрывало из войлока, брезента, асбеста и т.д.          
Воздушно-механическая пена (огнетушитель ОВП–10)          
Углекислота (огнетушитель ОУ–2)          
Галоидированные углеводороды          
Негорючие газы (азот, углекислый газ и др.)          
Порошки (огнетушители ОП)          

 

 

Таблица №5б

Огнегасительные вещества (средства) Где предпочтительно использовать Ограничения в использовании
Вода    
Песок    
Покрывало из войлока, брезента, асбеста и т.д.      
Воздушно-механическая пена (огнетушитель ОВП–10)      
Углекислота (огнетушитель ОУ–2)    
Галоидированные углеводороды    
Негорючие газы (азот, углекислый газ и др.)    
Порошки (огнетушители ОП)      

 

– Изучить устройство и принцип действия нескольких видов огнетушителей (по указанию преподавателя).

– Имитировать приведение в действие огнетушителей представленных преподавателем.

-- Для заданного преподавателем объекта (школы) определить соответствие количества огнетушителей и других средств пожаротушения требованиям ППБ 01–03 (приложение 2), заполнить таблицу №6.

 

Нормы первичных средств пожаротушения для __________школы

                                                                 (объект изучения)

Таблица №6

Средства пожаротушения

Количество

    Должно быть Имеется в наличии
1 Огнетушители:    
  а) пенные    
  б) углекислотные    
  в) порошковые    
2 Ящики с песком (объём не менее 0,5 кубометра)    
3 Бочки с водой    
4 Войлок, кошма или асбест (полотно размером 2*2 м)    
5 Пожарный щит, оборудованный:    
  а) лопатой    
  б) багром    
  в) топором    
  г) вёдрами    

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Нормы первичных средств пожаротушения (извлечение из

ППБ – 101 – 83)

Назначение помещения

1 единица на

Огнетушители

Брезентовое или

асбес-товое полотно

Прим.

Пенные емк. 10 л. или, порош-ковые, 5 кг. Углекислотные, ёмк. 2л.
1 2 3 5 6 7
Классы, кабинеты, аудитории, лекционные и административные помещения, спальные помещения, групповые детских дошкольных учреждений, общежития профтех училищ. 30 погонных м. длины коридора; фойе, холла, рекреации 1     Не менее 2-х на этаж или его часть, выделен-ную глухими стенами
Лаборатории химии, физики, биологии, лаборантские при них, помещения для трудового обучения (кроме мастерских), кружковые технического моделирования, живописи, юных натуралистов, кинофотолаборатории, библиотеки, комнаты для хранения и чистки оружия, студии. 100 м2 1     Не менее одного на помеще-ние
Кабинеты информатики и вычислительной технике, радиотехнические центры, электромашинные помещения и помещения вентиляционных систем. 100 м2 1 1   Не менее одного пенного, углекис-лотного на помеще-ние
Закрытые учебно-спортивные залы, обеденные, актовые, лекционные и читальные залы, мастерские по обработке металла. 100 м2 1     Не менее двух на помеще-ние
Гаражи, открытые стоянки автомашин, тракторов и др. техники (без учёта первичных средств пожаротушения, которыми оборудованы транспортные средства). 100 м2 или 5 единиц техники на открытом простран-стве 1 1 1 Не менее двух на помеще-ние или стоянку. Допол-нительно обору-дуется ящиком с песком и лопатой
Котельные на твёрдом и газообразном топливе. На 2 котла 1      
Котельные на жидком топливе На 1 котёл 1   1  
Кинопроекционная, кинопередвижка. На 1 аппарат 1   1  

 

 

Содержание отчёта

Отчёт о проделанной работе должен содержать: название и цель работы; порядок действий преподавателя при возникновении пожара; схемы и технические характеристики огнетушителей (по указанию преподавателя); таблицы «Области применения огнегасящих веществ» и «Нормы первичных средств пожаротушения для заданного объекта (школы)».

 

7. Контрольные вопросы

1. Назовите основные мероприятия пожарной профилактики в школе.

2. Назовите по порядку действия работников школы при возникновении пожара.

3. Что называется пожаром, возгоранием, горением?

4. Каковы способы подавления горения?

5. Назовите основные огнетушащие вещества с указанием способа подавления ими огня.

6. Охарактеризуйте огнегасительные действия воды.

7. Назовите огнегасительные действия галоидоуглеводородов

7. Какие горючие вещества и материалы нельзя тушить водой?

8. Охарактеризуйте огнегасительные свойства пены.

9. Какие огнетушащие вещества используются для тушения пожаров на электроустановках?

10. Для тушения, каких пожаров используется порошок?

11. Что относится к первичным средствам тушения пожара?

12. Какой пожарный инвентарь должен быть на пожарном щите?

13. Какие требования предъявляются к размещению огнетушителей?

14. По каким признакам и как классифицируются огнетушители?

15. Какие огнетушители наиболее эффективны для тушения ЛВЖ, электроустановок?

16. Какие огнетушители рекомендуется использовать для тушения пожаров в библиотеках, музеях?

17. Как привести в действие огнетушители ОВП - 10, ОУ–2, ОП–1?

18. Как тушить загоревшуюся на человеке одежду?

19. Каковы особенности тушения ЛВЖ?

20. Каковы особенности тушения пожаров на электроустановках?

21. Назовите три условия возникновения горения

22. Назовите условия развития и прекращение горения

23. Что входит в пассивную противопожарную защиту

24. Что входит в активную противопожарную защиту

25. Назовите первичные опасные факторы пожара

26. Назовите вторичные опасные факторы пожара

27. Что такое самовозгорание?

28. Что такое воспламенение?

29. Назовите механизм прекращения горения при воздействии галоидоуглеводородами

30. Назовите причины возникновения пожара

 

Список литературы

1. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Э.А. Арустамов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35268.— ЭБС «IPRbooks».

2. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Авт. сост. В.Д. Ерёменко, В.С. Остапенко. – М.: РГУП, 2016. - 368с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49600.— ЭБС «IPRbooks».

3. Петров С.В Обеспечение безопасности образовательного учреждения. учебник, изд. НЦ ЭНАС, Москва, 296 с. (глава 4.Пожарная безопасность).

4. Мастрюков В.С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебник для вузов / Б.С. Мастрюков. – М.: Академия, 2009. -320с: илл.

5. Собурь С.В. Пожарная безопасность общественных и жилых зданий [Электронный ресурс]: справочник/ Собурь С.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ПожКнига, 2012.— 160 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13356.— ЭБС «IPRbooks».

6. Соколов А.Т. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]/ Соколов А.Т.— Электрон. текстовые данные.— М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016.— 61 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/56345.— ЭБС «IPRbooks».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: