Анализ результатов обследования

Так при выполнении первого задания, где требовалось
составить рассказ по серии сюжетных картин, после их предъявления дети с
удовольствием рассматривали картинки, отвечали на вопросы, показывали
изображенные на них предметы и действующих лиц, которым давали имена
Затем раскладывали картинки в нужной последовательности и пытались
составить рассказы. Анализ полученных результатов показал, что в рассказах многих детей предложения не согласуются друг с другом, из-за чего теряется общий смысл рассказа. А большинство предложений неправильно составлены, они неполные, во многих из них пропущены главные смысловые единицы.

При составлении рассказов по серии сюжетных картинок дети употребляют в основном имена существительные, глаголы и местоимения, а имена прилагательные были замечены в рассказах 10 % испытуемых Количество слов, используемых детьми, от 6 до 20. Многим детям понадобилась помощь в виде наводящих вопросов.

Во многих рассказах детьми была нарушена логическая последовательность повествования, хотя сюжетные картинки они раскладывали правильно, замечая развитие изображенных действий.

Было замечено, что 90 % испытуемых использовали простые нераспространенные предложения, 10 % детей -простые распространенные предложения. Рассказы детей отличались краткостью и сжатостью изложения, очень часто они состояли из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, а вместо активного развертывания сюжета в них наблюдалось обычное перечисление отдельных элементов ситуации.

Небольшие трудности у учащихся вызвало второе задание. Дети охотно разглядывали животных, называли их, показывали кто как кричит. 60% испытуемых хорошо справились с заданием 20% - удовлетворительно.

Четвёртое задание (пересказ текста) вызвало ряд затруднений у большинства детей. Только трое детей справились с данным заданием с помощью дополнительных вопросов педагога. Пересказ остальным детям давался с трудом. Двое смогли передать только первую часть текста (завязку), продолжить пересказ не смогли.

Рассказам остальных детей были свойственны длительные паузы и повторы. Дети затруднялись в передаче диалога, пересказывали тихо и невыразительно. Отвечая, дети волновались, были напряжены, забывали текст. После дополнительных вопросов педагога и подсказок отвечали односложными ответами, не могли продолжить пересказ.

Пересказы отличались краткостью, стереотипностью, примитивностью синтаксических конструкций; были неполными. В рассказах детей отмечается нарушение логической последовательности, часто отсутствует какая-либо часть текста (завязка, основная часть, развязка), таким образом, нарушается структура повествования.

Дети достаточно хорошо понимали содержание, т. к. правильно отвечали на поставленные вопросы, но не смогли определить главную мысль и дать название рассказу.

Наблюдались отвлечения от данного задания, «соскальзывание» на другую тему, связанную с заданной, ассоциативные побуждения, при рассказывании дети часто сбивались, «перескакивали» с одной части на другую; имели место повторы, длительные паузы. Рассказы детей отличались невыразительностью, бедностью синтаксических конструкций и семантики.

Так при анализе результатов обследования было выявлено, что в рассказах детей использовано 65 % простых нераспространённых предложений, 5% простых распространённых предложений, 10% односоставных, назывных предложений, остальные дети не смогли справиться с заданием. Наиболее распространены предложения из 3-4 слов. Количество предложений колеблется от 3 до 9.

Структурный анализ предложений позволил выделить наиболее распространённые синтаксические ошибки - инверсии; нарушение порядка слов; фрагментарность предложений с пропуском главных членов предложения (чаще всего опускается сказуемое); многократное повторение отдельных слов из частей предложения; незаконченность синтаксических конструкций; предложения часто не согласованы друг с другом, отчего нарушается логика повествования. Пересказы детей свидетельствуют о нарушении лексико-грамматического строя речи, также очевидна бедность словаря у обследуемых детей. Отмечается неточность употребления слов. Недоразвитие грамматического строя речи проявляется в наличии аграмматизмов,   неправильном употреблении падежных форм, в нарушении использования предложно-падежных конструкций, которые выражаются в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний. В рассказах многих детей предложения не согласовывались друг с другом, в результате чего терялся общий смысл рассказа. Дети, в основном, использовали имена существительные и глаголы; многим детям понадобилась помощь в виде наводящих вопросов.

При составлении рассказов наблюдался бедный словарь, многократное повторение одних и тех же слов.

Рассказы детей отличались краткостью и сжатостью изложения, нарушением логической последовательности.

Дети хорошо понимали содержание, но не могли определить главную мысль рассказа. Рассказы отличались бедностью синтаксических конструкций и семантики.

Недоразвитие грамматического строя выражалось в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний.

Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях материнской депривации у детей раннего возраста речевое развитие не соответствует норме. Поэтому результаты эксперимента доказывают необходимость поиска более эффективных форм коррекционной работы.

 

 

 

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: