Сущность и содержание экологического образования дошкольников

Экологическое образование – это приобретение индивидом экологических знаний, умений и навыков.

Экологическое воспитание – это усвоение индивидом не только экологических знаний, но и особой экологической этики и перехода их в жизненную позицию, в связи с чем оно включает интеллектуальный и моральный аспекты.

Экологическая культура – это знание основных законов природы; осознание необходимости считаться с ними и руководствоваться ими в индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в личном и производственном природопользовании; выработка чувства ответственного отношения к природе, окружающей индивида среде, здоровью людей.

Данное понятие включает интеллектуальный, эстетический, этический, деятельностно-волевой аспект жизни индивида, а также его практическую бытовую и профессиональную деятельность. Экологическое сознание – это совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды. Экологическое мышление – это мыслительный акт для решения конкретной экологической задачи. Для экологического мышления необходимы экологические знания, которые применяются на практике для выхода из какой-либо проблемной экологической ситуации. 3 В результате экологического образования и воспитания у детей формируются экологическое мышление, экологическое сознание, закладываются основы экологической культуры.

Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений, обеспечивающих ответственное отношение ребенка к окружающей природной среде и здоровью. Непрерывность экологического образования дошкольников прослеживается в задачах их экологического образования, вытекающих из его главной цели, заключающейся в воспитании начальных формах экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработка первоначальных практических навыков гуманносозидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

С.Н. Николаева рассматривает экологическое образование как процесс ознакомления детей с природой, в основе которого лежит экологический подход, т.е. основные экологические идеи и понятия. Но при организации экологического образования дошкольников необходима адаптация экологических понятий для дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников осуществляется на основе содержания, которое включает ведущие идеи и понятия теоретической экологии. Экология как наука изучает взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Выделяются три раздела биоэкоогии, рассматривающих указанные взаимосвязи: - аутэкология – рассматривает взаимосвязи отдельно взятого организма со средой обитания; - демэкология – рассматривает взаимосвязи популяций разных видов животных и растений с ареалом обитания; 4 - синэкология – рассматривает взаимосвязи сообществ живых организмов со средой совместного их проживания. Данные разделы экологии могут быть основой экологического образования дошкольников с учетом их возрастных, психических и личностных особенностей развития. Главное, чтобы весь материал для осуществления экологического образования дошкольников был наглядным и его можно было включить в практическую деятельность детей. Наибольшие возможности для экологического образования имеет раздел аутэкологии, поскольку в рамках него дошкольники окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами, например, комнатными растениями и растениями на улице (на участке в детском саду, возле дома и т.д.), домашними и декоративными животными, насекомыми, птицами. Все они доступны ребенку для непосредственного восприятия и осознания их взаимодействия со средой обитания. В рамках данного раздела дошкольники знакомятся с взаимосвязями живого организма со средой обитания: любой живой организм имеет потребности, которые не могут быть удовлетворены через его внутренние ресурсы, а удовлетворяются посредством факторов внешней среды (потребности в питании, воде, кислороде). Еще одним важным понятием раздела аутэкологии для экологического образования дошкольников является морфофункциональная приспососбленность (адаптация) организма к среде обитания. Это понятие расшифровывает предыдущее, раскрывая механизмы взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Поскольку восприятию дошкольников доступны внешние морфологические (относящиеся к строению) особенности животных и растений, то они легко усваивают знания о приспособленности, показанное на конкретных примерах. Понятие взаимосвязи живого организма со средой обитания должно конкретизироваться для дошкольников понятием среды обитания. Например, педагог обсуждает с дошкольниками, что нужно для жизни животного или 5 растения (субстрат, воздух, вода, пища, определенная температура и т.д.), какие предметы, материалы с определенными свойствами их окружают. Через данные понятия дошкольники постигают главную экологическую идею о том, что любой живой организм своими потребностями и необходимостью их удовлетворения связан со средой обитания при помощи морфофункциональной приспособленности, т.е. адаптации к конкретным условиям жизни. Понятия из раздела демэкологии не используются при организации экологического образования дошкольников, поскольку невозможно наглядно проследить за жизнью какой-либо популяции, а получить словесные знания о ней дети могут только в том случае, если у них хорошо развито словеснологическое мышление. Поэтому экологическое образование дошкольников может не включать знания из раздела демэкологии. Раздел синэкологии в экологическом образовании дошкольников, который рассматривает жизнь животных и растений в сообществе, должен использоваться адаптировано до уровня познавательных возможностей дошкольного возраста. Главным понятием синэкологии считается экосистема – сообщество живых существ и его среда обитания, объединенных в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей между отдельными экологическими компонентами.

С.Н. Николаева приводит три уровня экосистем: микроэкосистема (трухлявый пень), мезоэкосистема (лес, луг, пруд), макроэкосистема (континент, океан). Экологическое образование дошкольников может осуществляться в рамках данного раздела, поскольку, например, при прогулке со взрослыми в лесу, на лугу, в парке дошкольники под их руководством могут усвоить главных обитателей этих экосистем и их взаимосвязи друг с другом и со средой обитания. Также в рамках данного раздела экологии дошкольникам доступно усвоение понятия цепей питания – пищевых взаимосвязей представителей экосистемы. В каждом природном сообществе осуществляется 6 биологический круговорот (энергии и веществ) через цепи питания. Дошкольникам доступно усвоение в общем виде звеньев цепи питания (на примере леса): комплекс факторов неживой природы (климат, почва и т.д.) определяет состав деревьев и других растений, служащих кормом различным травоядным животным (гусеницам, жукам, птицам, грызунам, копытным). Травоядные обитатели леса служат пищей для мелких и крупных хищников. Последнее звено цепи – организмы (бактерии, грибы), превращающие все органические остатки (опавшие листья, трупы животных) в неорганические вещества (минералы), поступающие в почву и усваивающиеся растениями. В экологическом образовании дошкольников С.Н. Николаева предлагает выделение специального экологического понятия взаимодействия человека с природой, посредством которого демонстрируются любые воздействия человека на природу, на экосистемы в целом и на их отдельные звенья. Например: уничтожение волков (сведение звена хищников в цепи питания лесной экосистемы до минимума) приводит к резкому увеличению числа растительноядных животных, вследствие чего уничтожается множество растений и, следовательно, нарушается вся экосистема. Глубинное познание экосистемы доступно лишь специалистам, а вниманию дошкольников в рамках их экологического образования представляются только видимые, легко обнаруживаемые явления. Педагог может показать дошкольникам связь 2 – 4 звеньев биогеоценоза. Наблюдения на прогулках, в лесу, в парке, на лугу с последующим наглядным моделированием и обсуждением дают возможность дошкольниками понять идею «общего дома», под которым автор понимает сообщество растений и животных, совместно проживающих на одной территории, в одних и тех же условиях, взаимосвязанных друг с другом. Система экологического образования дошкольников состоит из блоков (подсистем), охватывающих все стороны эколого-педагогического процесса в детском саду: - содержание экологического образования; 7 - способы реализации содержания экологического образования (методы и технологии); - организация экологического образования; - управление процессом экологического образования.

Экологическое образование дошкольников включает такие компоненты, как различные виды деятельности по экологии; экологизация различных видов деятельности детей; экологическое просвещение родителей; подготовка и переподготовка педагогических кадров; экологизация развивающей предметной среды; оценка окружающей среды; координация работы с другими учреждениями, прежде всего, со школой. При этом в экологическом образовании дошкольников должно быть определено его конкретное содержание для детей каждого возрастного этапа, выявлена необходимость его экологической направленности. Таким образом, экологическое образование дошкольников имеет целью привитие начальных форм экологической культуры, создание условий для понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработки у них первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Содержательную основу составляют понятия биоэкологи, адаптированные до уровня познавательных возможностей дошкольников. Дидактическая система знаний о природе, построенная на различных аспектах взаимосвязи растений, животных, а также человека с внешней средой и являющаяся экологической по своей сущности, составляет сущностную характеристику экологического воспитания дошкольников. Виды деятельности дошкольников в ходе непосредственно образовательной деятельности в системе экологического образования

Знания о неживой природе. На протяжении дошкольного возраста у детей формируют знания о смене дня и ночи, о типичных погодных явлениях, характерных для местного края: наличие теплых и холодных дней, пасмурной и солнечной погоды, типичных атмосферных явлений — дождь, снегопад, ветер, изморозь, иней, гроза и т. д. Дошкольники учатся распознавать состояние погоды и определять ее соответствующим термином-словом. Постепенно дети начинают соотносить состояние погоды с тем или иным временем года, устанавливать причины сезонных изменений.

У детей формируются представления об агрегатном состоянии воды и его зависимости от температуры воздуха: жидкая вода может быть твердой (лед, снег, иней); в морозную погоду снег рассыпается, скрипит под ногами — из него невозможно что-либо лепить; в теплую начинает подтаивать, становиться влажным, пластичным — из него можно лепить различные фигуры.

В детском саду воспитанников знакомят с такими объектами неживой природы, как песок, глина. С этими природными материалами дети любят играть. Однако для развития игровой деятельности важно иметь четкие представления об их свойствах. Сухой песок сыплется, через него свободно проходит вода, а если его увлажнить, он становится пластичным, и тогда из него можно строить, лепить. Глина не пропускает воду, сухая рассыпается, а влажная может приобретать любую форму.

Дети знакомятся с почвой, с ее обработкой, подготовкой к выращиванию растений. У ребят формируют представления и о некоторых космических телах: о Луне, звездах, Солнце. Дети узнают, что Солнце является источником света и тепла на Земле. Система знаний о неживой природе лежит в основе понимания взаимосвязей между живой и неживой природой.
Знания о растениях. В дошкольном возрасте необходимо учить детей различать и называть наиболее типичные, часто встречающиеся в данной местности деревья, кустарники, травянистые растения. Воспитатель отбирает наиболее яркоцветущие в разные времена года растения местного края и показывает их детям. На огороде он предлагает понаблюдать за ростом и развитием овощных культур, в цветнике — полюбоваться декоративными растениями, расцветающими в разные периоды — от весны до осени. Бывая с детьми в поле, педагог организовывает наблюдения за выращиванием хлебных культур. В лесу можно показать ребятам деревья и кустарники, ягоды и грибы. А на лугу — познакомить с цветущими травянистыми растениями. Воспитанников детского сада знакомят и с комнатными растениями, учат узнавать, различать и называть наиболее яркие, часто встречающиеся из них.

В дошкольном возрасте-детям доступны знания о потребностях растений: для жизни, роста и развития растения нуждаются в свете, тепле, влаге, почвенном питании. Ребята учатся различать части растений (лист, стебель, корень, цветок, бутон, семя, плод), узнают о функциях некоторых из них, например корень забирает из земли влагу и питательные вещества.
Детей знакомят с различными способами ухода за комнатными растениями, а также растениями огорода и цветника. Ребята узнают, что все растения необходимо поливать, очищать от пыли, подкармливать, пропалывать, кроме того, нужно рыхлить для них почву. У них формируются знания о месте роста растений (в огороде, цветнике, парке, на лугу, в лесу).

На протяжении дошкольного возраста у детей формируют представления об изменениях состояния растений в разные сезоны: пробуждение, быстрый рост и развитие весной и летом, созревание плодов и семян летом и осенью, состояние покоя зимой. Необходимо добиться того, чтобы дети понимали сущность состояния известных им деревьев, кустарников, трав в тот или иной сезон и могли объяснять причины этого состояния. Очень важно дать воспитанникам элементарные знания об охране растений.
Знания о животных. Детей дошкольного возраста знакомят с наиболее часто встречающимися представителями млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, рыб, земноводных и насекомых.

Им рассказывают о домашних животных и диких зверях родного края. Постепенно дети узнают и о жизни наиболее типичных животных других зон. Воспитатель знакомит их с птицами — зимующими и перелетными, живущими вблизи человека (хорошо, если за ними можно наблюдать круглый год) —и, если есть такая возможность, учит ребят ухаживать за домашними птицами или за теми, которые содержатся в уголке природы. У дошкольников формируются представления о пресмыкающихся и земноводных. Знания о рыбах и их повадках хорошо формируются в процессе наблюдений и ухода за аквариумными рыбками.
Наблюдая за животными, ухаживая за ними, дети получают знания об их внешнем виде, поведении, приспособлении к условиям окружающей среды, в том числе к сезонным изменениям в природе.

Знания о труде взрослых в природе. Воспитатель рассказывает детям о способах выращивания растений и ухода за животными, об охране природы и использовании ее человеком. Ребята узнают об условиях, необходимых для роста и развития растений, о способах обработки почвы, о том, как производятся посев, посадка, прополка, подкормка и т. д. хлебных, овощных и других культур.

В сельских детских садах у детей формируют знания об уходе за домашними животными. Посещая колхозные и совхозные фермы, дети наблюдают за кормлением животных, чисткой помещений, выпасом скота, заготовкой кормов.

Дошкольники узнают о некоторых способах охраны природы: подкормка животных в холодное время года, привлечение птиц устройством кормушек и гнездовий. Детям доступны знания о редких животных и растениях своего края, охраняемых государством.

В единстве с накоплением знаний о труде взрослых происходит формирование трудовых навыков и умений у детей. Дошкольники учатся ухаживать за растениями и животными в уголке природы, на участке.
Знания о сезонных изменениях в природе. В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон: зимой растения находятся в состоянии покоя, весной по мере увеличения продолжительности дня, температуры воздуха создаются благоприятные условия для роста и развития растений — начинается период активной вегетации. Самые благоприятные условия для жизни растений создаются летом: наступает длинный день, повышается температура воздуха, выпадают обильные дожди. Осенью продолжительность дня постепенно сокращается, температура воздуха падает, замирает жизнь растений: они готовятся к состоянию покоя.

Жизнь животных также в большой степени зависит от изменений в природе. Многие животные приспосабливаются к зимним холодам: идет осенняя линька птиц и зверей; некоторые из них заготавливают корм, меняют убежище. Изменения в жизни растений приводят к изменениям в жизни животных: исчезают насекомые, затем улетают перелетные птицы. Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон). Ребята должны знать последовательность времен года.

Все эти знания постепенно усваиваются детьми к концу дошкольного возраста.

Формирование бережного и заботливого отношения к природе. Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний, как мы уже отмечали, о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.

Задачи и содержание знаний о. природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое.

Систематически знакомить детей с природой начинают впервой и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, т. е. конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах, о строении растений (стебель, лист, цветок) и Их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие) и их способах передвижения, питании. Детей знакомят с детенышами некоторых животных: с котенком, щенком, крольчатами, цыплятами. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов.

Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер — качаются деревья, светит солнце — становится теплее. Воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы. При этом детям предлагаются задача наблюдения и план, которого следует придерживаться. По ходу наблюдения, воспитатель учит детей обследовательским действиям. Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения. Задача воспитателя — формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка).

В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются (например, вода — прозрачная жидкость, которая течет; одни предметы плавают в воде, другие — тонут; снег и вода меняют свои свойства в зависимости от температуры воздуха).

У детей формируются представления о том, что растения нуждаются в тепле и влаге, а животные не могут жить без разнообразной пищи, воды, теплого жилища.

Дети усваивают и обобщенные понятия, такие, как: деревья, кустарники, травянистые растения, растения огорода, цветника, овощи, фрукты, домашние и дикие животные.

Воспитанники средней группы продолжают учиться наблюдать за объектами природы. Эта деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется. Детей учат принимать задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы.

Как и в младшем дошкольном возрасте, в средней группе у детей продолжают воспитывать любовь к животным и растениям, -но теперь они должны проявлять ее на деле — ухаживая за своими питомцами в уголке природы.
В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями.

Дети узнают о стадиях, роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений. В старшем дошкольном возрасте знания детей систематизируются: устанавливаются связи между потребностями растений, животных и трудом человека, направленным на удовлетворение этих потребностей; между органами животных, их функциями и средой обитания (у рыбы — плавники, она плавает в воде; у птицы — крылья и ноги, в воздухе она летает, по земле ходит, прыгает).

Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.
В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.

 У детей формируются четкие представления о том, что каждое животное и растение приспособлено к определенной среде обитания. Дошкольники усваивают знания о сезонных изменениях в жизни растений и животных, устанавливая связи между их потребностями и степенью их удовлетворения в разное время года.

Продолжаются обобщение и систематизация знаний о росте и развитии растений и животных, об их основных группах (по характеру приспособления их к условиям среды обитания и занимаемой территории — лес, луг, водоем, поле и т. д.). Обобщаются знания о сезонных изменениях в природе на основе более/глубокого понимания временных и причинных зависимостей. Систематизируются знания о труде взрослых в природе на основе понимания необходимости его для удовлетворения потребностей растений и животных.

Усложнение знаний требует совершенствования умственной деятельности детей. Их учат ставить задачу наблюдения, элементарно планировать его, пользоваться разными способами наблюдения. Формируются первые навыки поисковой деятельности: умения анализировать ситуацию, принимать или ставить несложную задачу, высказывать предположение, сопоставлять накопленные факты, делать выводы.

В процессе труда у детей формируются умения видеть необходимость той или иной работы, планировать ее последовательность, взаимодействовать со сверстниками. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывают желание охранять ее.

Таким образом, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: