Однако, в «Геологах» подчёркнуто ничего не происходит. Вижны только какие-то пустынные, необжитые места, усталые и изможденные люди. Каждый персонаж существует сам по себе: их связывает только общее ощущение покинутости, неизвестности.
Никонов сильно изменил свой художественный язык (по сравнению с картиной «Наши будни»). В «Геологах» человеческие фигуры — это пластические формулы внутренних тревожных и
зыбких состояний, пейзаж тоже условен и лишь намекает на реальный ландшафт. Картина метафорична, её следует прочесть, понять, прочувствовать. Она выходит за рамки и сопреализма, и реализма, и близка скорее к символизму начала века. Человек перестаёт быть частью коллектива и становится одиноким. Иначе личность
рискует быть окончательно уничтоженной. Одиночество и свобода необходимы как гарантия существования человека. «Геологи» Никонова похожи на тот противовес, который позволяет личности
выжить, сохраниться.
Используя различные мотивы искусства давнего и близкого
прошлого, Никонов вступил в области совершенно новые. Пространство картины не равносильно окну в мир, это свободное
обобщение натурных впечатлений, сложное сплетение видимого и мыслимого. Особая трактовка предметов, не прикованная к натуре, позволяет преодолевать многие традиционные ограничения живописи — соединять различные времена и ситуации, достигать широкоохватности и сложной философской содержательности образов.
В дальнейшем советская и российская живопись будет двигаться именно по этому пути.
Вопросы и задания
1. Чем характеризуются картины «сурового стиля»? К каким образцам из прошлого обращались художники, чтобы обрести новое видение и понимание действительности, отличающееся от соцреализма?
2. Расскажи о картинах братьев Смолиных «Полярники» и «Стачка». Сделай композиционный и колористический анализ этих работ.
3. Расскажи о картинах Г. Коржева. Что их отличает отработ других мастеров?
4. Сравни картины П. Никонова «Геологи» и «Наши будни». Как за несколько лет изменился взгляд и стиль художника?