Формы методической работы.
2. Работа методического совета.
3. Работа педагогического совета.
Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.
Возможна следующая структура звеньев методической работы: педагогический совет, работающий на базе методического кабинета, методическое объединения учителей, теоретические семинары и семинары-практикумы, педагогические чтения или научно-практические конференции, школы передового опыта.
Формы работы могут быть коллективные и индивидуальные.
Коллективные формы: семинары и практикумы, научно-практические конференции, методические объединения, школы передового опыта, творческие группы, методические кабинеты и т. д.
Индивидуальные формы: стажировка, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальные консультации, индивидуальное самообразование и т. д.
|
|
Одна из самых важных форм методической работы – это работа над единой методической темой (проблемой)образовательного учреждения (например: «Личностно ориентированное обучение и воспитание учащихся, направленное на возрождение национальной культуры, нравственности и духовности» определяет единую методическую тему: «Новая структура методической службы как средство повышения профессионального мастерства педколлектива в эффективной реализации личностно ориентированного обучения и воспитания учащихся»). Единая методическая тема организует, делает целостным весь комплекс форм, является своего рода системообразующим фактором. Целесообразно определять единую тему на перспективу (чаще на 5 лет) с разбивкой по годам. Она способствует сплоченности коллектива, что повышает качество работы, результативность.
Одна из самых распространенных форм коллективной методической работы – методические объединения учителей. Заседание МО, как правило, проводится два раза в полугодии. Однако деятельность МО не должна сводиться только к заседаниям, она должна носить повседневный характер работы. Заседание МО должно включать в себя как теоретическую часть (доклады, сообщения, обзор методической литературы), так и практическую (посещение уроков, воспитательных часов, их обсуждение, открытые внеклассные мероприятия и т. п.). Как итог работы методического объединения может быть методическая продукция для учителей предметников. В конце учебного года завершить работу МО может выставка, конференция, методический фестиваль.
|
|
В работе МО может использоваться выпуск методических журналов, бюллетеней, подготовка выступлений учителей с обменом опыта на заседаниях педагогического совета, оформление стенда «Из опыта работы».
На заседаниях МО обсуждают планы, уделяется внимание вопросам самообразования, развития уровня воспитанности учащихся.
Формы занятий:
1) теоретические семинары (доклады, сообщения);
2) семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, воспитательных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях);
3) диспуты, дискуссии;
4) «деловые игры», ролевые игры; уроки (мероприятия)-панорамы;
5) лектории ученых, психологов, социологов, врачей;
6) обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений педагогической науки;
7) обсуждение открытых мероприятий;
8) обсуждение и оценка авторских программ;
9) обсуждение результатов тестирования, анкетирования;
10) разнообразные выставки, отчеты по самообразованию;
11) обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению и внедрению;
12) конкурсы («Учитель года», «Лучший классный руководитель»);
13) педчтения, научно-практические конференции;
14) педагогические советы и др.
Управление методической деятельностью в образовательном учреждении осуществляется Методическим советом школы, в состав которого входят директор, заместитель руководителя образовательного учреждения, методист, руководители методических объединений, образовательных модулей, творческих, проблемных, рефлексивных групп.
На Методическом совете происходит рефлексия деятельности руководителей данных структур, выясняются проблемы и трудности в деятельности групп и за счет этого перепроектируется их деятельность, оформляются информационные материалы, при необходимости вносятся изменения в реализуемую модель методической деятельности школы. Кроме того, Методический совет осуществляет анализ состояния методической работы в образовательном учреждении, выявление соответствия содержания методической деятельности проблемам учебно-воспитательного процесса, программирование методической деятельности в образовательном учреждении, экспертную оценку нововведений, информационное и методическое обеспечение результатов работы
Содержание деятельности Методического совета:
- Анализ состояния методической работы в ОУ.
- Выявление соответствия содержания методической работы проблемам учебно-воспитательного процесса.
- Планирование методической работы в ОУ.
- Экспертная оценка нововведений.
- Коррекция плана методической работы в ОУ.
- Информационное и методическое обеспечение результатов работы.
Ключевой фигурой в организации методической деятельности в образовательном учреждении является заместитель руководителя образовательного учреждения (методист).
В его обязанности входит:
- подготовка команды для организации составления индивидуальных образовательных программ;
- организация мест для составления индивидуальных образовательных программ (организация рефлексивного процесса);
- организация выявления и оформления образовательного ресурса;
- координация работы структур;
- организация информационного пространства (табло или карты учета, информирование коллектива);
- подготовка и проведение Методического совета и рефлексивно-аналитических семинаров с руководителями методических объединений, структур по составлению индивидуальных образовательных программ, образовательных модулей, творческих и проблемных групп.
Педагогические советы являются высшим органом коллективного руководства школы, где вполне правомерно решаются вопросы повышения педагогического мастерства педагогов. В рамках педагогического совета возможно заслушивание теоретических сообщений, выступлений из опыта работы, творческих отчетов. Здесь не только идет обсуждение анализа причин тех или иных недостатков, но и оказание практической методической помощи. Действенность педагогического совета – это его нацеленность на повышение мастерства педагогического коллектива школы.
|
|
Педагогические советы по своим функциям делятся на управленческие, методические, воспитательные и социально-педагогические.
Методические функции включают в себя информационное, обобщающе-аналитическое, развивающее, обобщающее, активизирующее направления.
Информационное – сообщения о состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки, пропаганда передового опыта.
Обобщающе-аналитическое – анализ состояния учебно-воспитательного процесса, уровня воспитательной работы, уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ передового опыта.
Развивающее – развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приемами воспитания, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых технологий.
Обучающее – повышение квалификации педагогических работников путем различных форм передачи знаний, умений и навыков педагогического мастерства.
Активизирующее – активизация усилий педагогического коллектива во всех звеньях методической службы.
Требования к планированию педагогических советов:
- актуальность;
- значимость и всеобщность проблемы;
- перспективность;
- концептуальность;
- системность.