Демократическая сатира II пол. XVII века

Сама русская действительность «бунташного» XVII века явилась той почвой, на которой возникла сатира. Как считают многие исследователи, авторами сатирических произведений в большинстве случаев были подьячие (писцы в многочисленных «приказах», т.е. государственных учреждениях). Эти подьячие были представителями демократических слоев общества, поэтому в своих произведениях отражали точку зрения народа. Они прекрасно знали фольклор и, создавая свои произведения, широко использовали его богатства, особенно народные сатирические сказки.

С другой стороны, в своей работе в «приказах» они постоянно имели дело с различными документами, с деловой письменностью. В результате в демократической сатире преимущественно разрабатываются две жанровые формы: повести с фольклорным сюжетом иразличного рода пародии.

 Пародируются различные формы деловой письменности («судное дело», протокол судебного заседания, челобитная), церковной литературы (церковная служба, житие), формы различных «лечебников», «азбуковников», популярных в то время.

Основными средствами сатирического обличения являлись пародия, гротеск, преувеличение, иносказание.

Так, например, пародии на Лечебники были очень популярны, так как являлись особой формой выражения ненависти к иноземцам. Такие Лечебники предлагали невероятные лечебные меры, граничащие с небылицами и могли только уморить людей.

На гротескном нагромождении невероятных обстоятельств построена "Повесть о Шемякином суде": чтобы разоблачить пристрастность судьи, автор сначала заставляет своего героя невольно совершить цепь случайных преступлений, а затем комически отражает их в столь же невероятном судебном приговоре.

В сатире XVII века есть два вида "героя": первый герой - страдалец от гнета притеснителей; другие герои - непосредственные объекты сатирического обличения, это "богатые мужики", "ябедники", целовальник, "кабак", являющийся воплощением зла, судьи-взяточники, пьянствующие монахи, поп Сава и т.д.

Сатира всегда показывает своих героев в будничной обстановке их повседневного быта, с его мелкими заботами и тревогами.

В сатирических произведениях XVII века впервые в русской литературе с такой выразительностью показывается, во всем его не прикрашенном убожестве, быт " голеньких " - обездоленных феодально-крепостническим строем людей. У "голенького" "балахонишко в полденьги", "лаптишки", "платье худое и то чужое ". Что свяжет древнерусскую литературу XVII в. С литературой XVIII века.

Объекты сатиры. Сатирическому обличению подвергались самые существенные стороны жизни феодально-крепостнического общества: 1) несправедливый и продажный суд, судьи-взяточники («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»); 2) социальное неравенство («Азбука о голом и небогатом человеке», «Повесть о Ерше Ершовиче»); 3) безнравственная жизнь монашества и духовенства, их лицемерие, ханжество и корыстолюбие («Калязинская челобитная», «Повесть о Куре и Лисице», «Сказание о попе Саве»); 4) «государственная система» спаивания народа через «царев кабак» («Служба кабаку», «Повесть о бражнике»).

«Повесть о Шемякином суде».

В основе повести лежит сюжет о судебной тяжбе двух братьев-крестьян, богатого и бедного. Повесть изобличает неправедный суд на Руси в XVII веке, рассказывая о поведении судьи-взяточника по прозвищу Шемяка.

Жили два брата — богатый и бедный. Однажды бедный брат пришел к богатому с просьбой дать ему лошадь, чтобы привезти из лесу дрова. Богатый лошадь дал, но не дал хомута, пожадничал. Пришлось бедному брату привязывать дровни к хвосту лошади. Стал бедняк проезжать через ворота, дровни зацепились за воротину, которую он забыл выставить, и хвост у лошади оторвался. Богатый брат идет в город к судье Шемяке жаловаться, а бедный идет следом за ним. По дороге на ночь они останавливаются в доме попа. Поп богатого брата усадил за стол ужинать, а бедный забрался на полати и тянется хотя бы посмотреть, что они едят. Двигался, двигался, упал с полатей прямо на люльку с младенцем попа и задавил его до смерти. Теперь уже двое идут жаловаться на бедняка судье Шемяке. Бедный брат, не ожидая для себя ничего хорошего от предстоящего суда, решает покончить жизнь самоубийством. Они проходят по мосту, и он бросается с моста прямо в ров. А в это время под мостом какой-то горожанин вез своего больного отца в баню. Бедняк упал на старика и задавил. Теперь уже трое ведут его к судье Шемяке. Бедный брат задумался, поднял с дороги камень, завернул его в платок, положил в шапку и решил, что, если судья его осудит, то он его этим камнем прибьет.

Начинается суд. Истцы по очереди излагают свои жалобы, бедняк каждый раз показывает судье узелок с камнем, а взяточник Шемяка думает о том, что узелок большой, значит там много золота, хорошая взятка. И выносит приговоры: оставить у бедного брата лошадь до тех пор, пока у нее не вырастет хвост, отдать ему попадью, пока он с ней не приживет ребенка, и того ребенка вместе с попадьей вернуть попу, а сыну убитого старика самому прыгнуть с моста на бедняка, когда тот будет стоять под мостом, и задавить его, если удастся.

Решение суда ставит в смешное положение и богатого крестьянина, наказанного за свою жадность, и попа, оказывающегося в положении обманутого мужа.

Конечно, такой приговор не удовлетворяет ни одного из жалобщиков, и, выйдя из суда, они торопятся откупиться от бедного брата, чтобы он не требовал исполнения приговоров. Шемяка посылает слугу за обещанной взяткой, а, узнав, что в платке было не золото, а камень, начинает «бога хвалити, что по нем судил».

Так в повести благодаря своему уму и находчивости торжествует бедняк над сильными мира сего, торжествует «правда» над «кривдой».

Итак, здесь объектом сатиры прежде всего являются судьи-взяточники. Но в повести есть и второй, не менее важный объект сатиры. Это сам свод законов того времени (Уложение 1649 г.), позволявший судьям в рамках закона выносить приговоры в пользу того, кто больше даст. Ведь Шемяка по одной статье закона оправдал бедняка, а по другой мог бы и осудить. Слишком запутан и противоречив был сам свод законов. И народ это прекрасно видел.

Художественный строй повести определяется русской сатирической народной сказкой о неправедном судье и волшебной сказкой о «мудрых отгадчиках» — быстрота развития действия, неправдоподобное нагнетание преступлений, которые совершает «убогий», комизм положения, в котором оказываются судья и истцы. Таким образом, это повесть с фольклорным сюжетом, хотя здесь есть и некоторое влияние деловой письменности: использована форма «судебной отписки». Но внешне беспристрастный тон повествования в форме «судебной отписки» только заостряет сатирическое звучание повести.

«Повесть о Ерше Ершовиче».

Ярким сатирическим изображением практики воеводского суда, введенного в 60—80-х годах XVII века, является «Повесть о Ерше Ершовиче», дошедшая до нас в четырех редакциях. Наибольший интерес представляет первая редакция, более полно отразившая социальные противоречия эпохи.

Повесть посвящена изображению одного из характерных явлений своего времени — земельной тяжбы, которую ведут крестьяне — «божьи сироты» Лещ и Голавль и «лихой человек», «ябедник», «вор» и «разбойник» «боярский сын Ерш».

Ерш попросил рыб Ростовского озера пустить его в озеро «на малое время пожить и покормитися». Простодушные Лещ и Голавль поверили, пустили его в озеро, а он там расплодился, всех рыб заколол своими колючками и «озером завладел насильством».

Дальше в форме пародии на «судное дело» (протокол судебного заседания) рассказывается обо всех проделках Ерша. Отвергая предъявленный иск, Ерш не только пытается доказать законность своих прав на владение захваченными землями, но и предъявляет встречный иск, заявив, что Лещ и Голавль были у его отца в холопах. Таким образом, Ерш не только снимает иск (холопы не имели юридических прав), но и пытается превратить свободных крестьян в своих холопов. Однако допрос свидетелей устанавливает виновность Ерша. Суд приговаривает взять Ерша и повесить его сушиться на солнышке. Но и тут Ерш сумел уйти от наказания. Выслушав приговор, он заявил, что судьи судили не по правде, а по мзде, плюнул им в глаза, повернулся ко всем своим колючим хвостом, прыгнул в хворост: «только того Ерша и видели».

Со II пол. XVI века, т.е. в период становления поместной системы, насилия землевладельцев над крестьянами стали нормой. Именно такая ситуация, когда «сын боярский» или «худородный» дворянин типа Фролки Скобеева или даже разбогатевший крестьянин обманом и насилием отнимает у крестьян землю, отражена в этой повести. Но наряду с социальным неравенством объектом сатиры здесь является и суд. Автор показывает превосходство Ерша над неповоротливостью, тупостью и жадностью его судей (например, Осетра, который едва не поплатился жизнью за свою жадность и доверчивость).

Повесть представляет собой первый образец литературной иносказательной сатиры, где действуют рыбы в строгом соответствии со своими рыбьими свойствами, но их отношения — это зеркало отношений человеческого общества. Автор повести использует образы народных сказок о животных, сатирически заостряя их социальное звучание. Сатирическое обличение усиливается и удачно найденной формой делового документа — протокола судебного заседания. Строгое соблюдение формул канцелярского языка и их несоответствие с содержанием придают повести яркую сатирическую выразительность.

«Азбука о голом и небогатом человеке».

Эта повесть также посвящена обличению социальной несправедливости, общественного неравенства. Использовав традиционную форму дидактических азбуковников, автор превращает ее в острое оружие социальной сатиры. В алфавитном порядке, от «аза» до «ижицы», идут реплики безымянного героя, которые образуют подобие монолога.

Такая форма избрана не случайно. Алфавит с античных времен считался моделью мира: отдельные буквы отражали отдельные элементы мироздания, а совокупность букв — весь мир в целом. «Азбука о голом и небогатом человеке» также предлагала читателю краткую, но всеобъемлющую картину мира, но картину «изнаночную», карикатурную, одновременно смешную и горькую.

Герой повести «голый и небогатый» человек, повествующий с едкой иронией о своей горестной судьбе. Он «голоден и холоден», «наг и бос», ему «ни пить, ни есть нечего и взять негде», земля его «пуста и травою вся обросла», а «сеять нечево», при том же «и хлеба нет». Героя одолела «нагота и босота», единственным выходом из которой является смерть. Поэтому бедняк решается идти воровать, «так скорее его повесят».

Причину своих бедствий герой видит в «лихих людях», богачах. Против них и направлено основное жало сатиры. Это те, у кого «всево много, денег и платья», те, «кто богато живут, а нам голым ничего не дают, чорт знаит их, куда и на што денги бегегут».

Афористичность, лаконизм и выразительность стиля повести, социальная острота сделали эту повесть очень популярной в народе.

"Есть у людей всего много, денег и платья, толко мне не дают"

"Как мне во своей скудости жить, а в руках у меня ничего нет"

"Покою себе не обретаю, лапти и сапоги завсегда разбиваю, а добра себе не наживаю"

"Ел бы я мясо, да лих в зубах вязнет, а при том же и негде взять"

«Калязинская челобитная».

Большое место в сатирической литературе XVII века занимает антиклерикальная тема. Ярким обличительным документом, изображающим быт и нравы монашества, является «Калязинская челобитная». В ней осмеивается сытая, пьяная и разгульная жизнь монахов. Они удалились от мирской суеты вовсе не для того, чтобы, умерщвляя свою плоть, предаваться молитве и покаянию. За каменными стенами монастыря скрывается сытая и полная пьяного разгула жизнь. Объектом сатирического обличения автор избирает один из крупнейших монастырей Руси — Калязинский мужской монастырь, что позволяет раскрыть типические черты русского монашества XVII века.

Автор избрал для своего произведения форму документа, слезной челобитной (жалоба, прошение), в которой монахи жалуются архиепископу Тверскому и Кашинскому Симеону на своего нового архимандрита — настоятеля монастыря Гавриила. В своих искренних жалобах и возмущении монахи по сути занимаются саморазоблачением. Повесть показывает несоответствие жизненной практики монашества с требованиями монастырского устава. Нормой жизни иноков стало пьянство, чревоугодие и разврат, а не пост и молитва. Поэтому и возмущены монахи новым архимандритом, который круто меняет заведенные ранее «порядки» и требует строгого соблюдения устава.

В полночь монахов будят на церковную службу, а они в это время сидят вокруг ведра с пивом без порток, в одних свитках, и не поспевают за ночь «келейного правила» в девять ковшей справить. Не бережет архимандрит монастырской казны, жжет много ладана и свечей (во время церковных служб), и тем он всю церковь закоптил, а у монахов от копоти выело глаза и засаднило горло.

Возмущены монахи и тем, что Гавриил начал строго блюсти их нравственность: по приказу архимандрита у монастырских ворот поставлен с плетью кривой Фалалей. Не пускает он монахов за ворота, «в слободы ходить не велит — скотья двора посмотреть, чтоб телят в стан загнать, кур в подпол посажать, коровницам благословенья подать».

Братия мечтает о том, чтобы освободиться от своего строгого начальника и обзавестись новым, который жил бы, как живет она, и не притеснял бы монахов в их пьяном разгуле. Пока они просят архиепископа укротить сурового архимандрита и даже угрожают, если перемены не будет, разбежаться из Калязинского монастыря: «…а в руки возьмем по сошке, да ступим по дорожке в иной монастырь, а где пиво да вино найдем, тут и поживем; а когда тут допьем, в иной монастырь пойдем».

Основным средством сатирического обличения является язвительная ирония, скрытая в слезной жалобе челобитчиков.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: