Уровни научного знания

 

Наука как знание образует многоуровневую систему. Эмпирический уровень науки – приобретение знаний посредством опыта, исследовательской практики. Основные методы этого уровня – наблюдение и эксперимент. Основные формы систематизации знания: эмпирический факт, т. е. явление, зафиксированное в определенной языковой системе описания; эмпирическая закономерность, т. е. фиксация функциональной взаимосвязи между фактами.

На теоретическом уровне происходит рациональное осмысление информации, осуществляется развитие знания абстрактно-логическими средствами, программируются дальнейшие эмпирические исследования. Здесь действуют как общенаучные методы построения теории (идеализация, моделирование), так и специальные. Основные формы систематизации знания на этом уровне – проблема, гипотеза, теория.

Проблема – это требование объяснить группу фактов или установленную эмпирически закономерность. Проблему иногда определяют как «знание о незнании»: объяснение еще не найдено, но мы видим, в чем именно состоит недостаточность наших знаний в этой области, мы сформулировали вопрос, на который следует искать ответ. Постановка проблемы во многом определяет выбор метода и средств ее решения, поэтому важно ее точно поставить.

Гипотеза возникает, когда мы пытаемся решить проблему. Это предположение о возможном объяснении (основании). Гипотеза – это форма вероятного знания: она опирается на факты и предшествующие выводы, но не полностью обеспечивается ими.

Если гипотеза расширяется и подтверждается эмпирически и логически, она превращается в теорию.

Теория – форма научного знания, которая описывает и объясняет совокупность явлений в некоторой области действительности, логически сводит известные закономерности к единым объяснительным принципам. Компоненты теории: эмпирические предпосылки, исходный теоретический базис (принципы, фундаментальные законы, общие категории, абстрактные объекты), логический аппарат (правила определения понятий, вывода, доказательства), следствия из базовых объяснительных принципов.

Высшей формой систематизации научного знания является научная картина мира – система методологических принципов, направляющих процесс научного творчества и связывающих в единое целое наиболее общие эмпирические и теоретические определения объекта. Научная картина мира представляется и теоретически, и через наглядные компоненты, основные образные модели реальности; она определяет стиль научного мышления. Научные картины мира меняются от эпохи к эпохе. Выделяются специальные (например, физическая или биологическая) и общенаучная картина мира данной эпохи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: