Положительные результаты природоохранной деятельности

Природоохранная деятельность

Введение

 

Природоохранная деятельность - процесс сохранения, восстановления и воспроизводства природно-ресурсного потенциала, который должен быть важнейшим компонентом хозяйственной деятельности в целом.

Развитие природоохранной деятельности - необходимая предпосылка выхода из кризисной ситуации в экологии.

Природоохранную деятельность часто понимают в довольно узком смысле - как ликвидацию уже нанесенного природе ущерба (улавливание, очистка и т.п.). Однако в современных условиях содержание и направление деятельности по охране природы и сохранению природно-ресурсного потенциала значительно расширились.

Всё вышеизложенное объясняет актуальность рассмотрения положительных результатов природоохранной деятельности в Российской Федерации в настоящее время.

Положительные результаты природоохранной деятельности

Качество окружающей природной среды в России очень неоднородно по регионам. Около 65% территории страны (более 11 млн км 2) в соответствии с критериями ЮНЕП (Программа ООН по охране окружающей среды) характеризуются как "дикая природа", или ненарушенные экосистемы, т.е. почти незатронутые хозяйственной деятельностью, полностью сохранившие биопродуктивность и биоразнообразие (для мира в целом этот показатель составляет 27%). На долю России приходится св. 1/5 части суши с ненарушенными экосистемами. В европейской части это, прежде всего, северо-восточные районы; в азиатской - почти весь север Вост. Сибири и Дальнего Востока, а также обширные районы Зап. Сибири. Эти массивы образуют крупнейшую в мире зону стабилизации глобальной окружающей среды, представляя собой уникальный экологический ресурс для восстановления биосферы Земли. [4, с. 163].

На 20% территории России характеристики окружающей среды удовлетворительны по критериям экологической безопасности, экосистемы сохраняют воспроизводственный потенциал, хотя и обеднены в результате хозяйственных воздействий, повлекших снижение биопродуктивности и частичную утрату биоразнообразия. Вместе с тем, примерно на 15% территории состояние окружающей среды не соответствует нормативам, определяющим уровень экологической безопасности людей. Это районы сосредоточения основной части населения, производственных мощностей и наиболее продуктивных сельскохозяйственных угодий. Природные экосистемы сильно угнетены или деградировали, их стабилизация или, тем более, восстановление невозможны при современной величине антропогенной нагрузки на них. природный ресурсный экология

Экологическое неблагополучие - следствие прямого уничтожения естественных экосистем (вырубка лесов, распашка степей и лугов, осушение болот и пр.) или негативных антропогенных воздействий (загрязнение атмосферного воздуха, водных объектов, почвы отходами производства и потребления или в результате антропогенных аварий, подтопление либо иссушение земель при гидромелиоративных работах, дорожном и промышленном строительстве и пр.).

Природоохранная деятельность включает целый комплекс направлений и мероприятий: [2, с. 127]

обеспечение сохранности природных ресурсов и предотвращение загрязнения их компонентов;

ликвидацию негативных воздействий человеческой деятельности на окружающую среду;

воспроизводство компонентов природных ресурсов;

восстановление природных ресурсов;

рационализацию использования сырьевых и других природных ресурсов, обеспечивающую их минимальное потребление в производстве;

минимизацию отходов производства и потребления, их полную утилизацию и оптимальное, экологически приемлемое размещение производства в природной среде;

охрану уникальных природных комплексов от уничтожения, загрязнения и других видов деградации.

Главными направлениями природоохранной деятельности, обеспечивающими кардинальное решение многих проблем, являются предотвращение деградации природной среды путем развития безотходных технологий и экологически чистых производств, а также удовлетворение потребностей в природных ресурсах на основе производства заменителей природных материалов, использования нетрадиционных и неисчерпаемых видов энергии.

Результаты природоохранной деятельности имеют свою специфику, и их определение необходимо прежде всего для оценки эффективности производимых затрат экологического назначения, а также для выявления позитивного антропогенного влияния на окружающую среду. Характеристика этих результатов - особая методологическая проблема статистики. Она предполагает также наличие четкой классификации всех направлений природоохранной деятельности.

Специфика данной деятельности, во-первых, состоит в том, что эффект от нее, как правило, носит комплексный характер, т.е. выражается в достижении экологических, экономических и социальных последствий, четкое определение которых не всегда возможно. Во-вторых, экологический эффект часто сопровождает проведение тех или иных экономических мероприятий, и его также трудно учесть.

Рационализация природопользования требует четкой организации сбора, обработки и анализа статистической информации. В развитых странах создаются новые информационные центры, в которых действует специальная система обработки и хранения данных для выдачи информации потребителям как государственного, так и частного сектора, В статистической науке и практике выделилась самостоятельная отрасль статистики - статистика окружающей среды.

Современное экологическое состояние в России заставляет искать новые формы изыскания денежных средств для реализации программ по охране окружающей природной среды. Для проведения природоохранных мероприятий ставится вопрос о предпринимательской деятельности. В сложившейся ситуации это наиболее мобильный и действенный рычаг, способный ускорить и, в какой-то степени, видоизменить направленность мероприятий в области экологической безопасности.

Наиболее оптимальным решением следует считать варианты инвестирования программ для конкретных эколого-географических условий. Например, создавать производства и технологии, которые не только обеспечивали бы восстановление экосистем и создавали лучшие условия жизнедеятельности человека, но и обеспечивали бы прибыль для инвестирования этих программ. Естественно, что любая предпринимательская деятельность в области экологии должна в качестве средств поощрения иметь льготы.

Система показателей результатов природоохранной деятельности включает три раздела: показатели экологических, социальных и экономических результатов. Показатели экологических результатов могут быть представлены в виде ряда подсистем в соответствии с компонентами окружающей среды: подсистема показателей результатов охраны водных ресурсов, воздушного бассейна, земельных ресурсов, лесного фонда, заповедных территорий, рыбных запасов, недр (полезных ископаемых); показатели использования твердых отходов, шумового, электромагнитного, радиационного загрязнения территории.

Система показателей результатов природоохранной деятельности может быть построена и на основе другого признака. Таким признаком может быть направление природоохранной деятельности. Тогда система показателей может включать следующие разделы: [5, с. 143].

- результаты мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды;

- результаты мероприятий по ликвидации последствий загрязнения;

- результаты сокращения потерь природных ресурсов как следствие рационального их использования;

- результаты восстановления отдельных компонентов природной среды;

- результаты воспроизводства компонентов окружающей среды.

Для анализа результатов природоохранной деятельности необходимы данные, характеризующие средозащитные затраты и использование основных фондов природоохранного назначения. Особенно важен анализ капиталовложений в охрану природы, так как он дает возможность определения эффективности проводимой природоохранной политики. Показатели основных фондов и затрат средозащитного назначения могут быть выделены в особую подсистему показателей результатов природоохранной деятельности.

Власти страны, наконец, обратили внимание на энергосбережение. В частности, были приняты: [6].

Распоряжение Правительства России от 8.01.09 №1-р "Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года";

Федеральный Закон от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Климатическая доктрина Российской Федерации.

Началась разработка федеральной программы по энергосбережению, предполагающая финансовые обязательства по стимулированию энергоэффективности и возобновляемой энергетики.

В течение 2009 года Россия изменила свои обязательства по уменьшению объема выбросов парниковых газов. Если еще в июле официально объявлялось о 10-15% снижении, то в конце года Президент объявил о снижении выбросов СО 2 на 25% к 2020 году по отношению к уровню 1990 года.

Одной из важнейших побед, которой бы не было без поддержки сотен тысяч людей по всей стране, можно считать отказ руководства Москвы и Санкт-Петербурга от строительства мусоросжигающих заводов, многие из которых оказались бы среди жилой застройки. Решено направить усилия на развитие переработки и вторичного использования отходов.

Многие российские организации воспользовались рекомендациями Гринпис по экологизации офисных помещений (проект "Зеленый офис"), причем в их число вошла госструктура - префектура Северного округа Москвы.

После многолетней общественной кампании голландская фирма URENCO решила прекратить ввоз отходов урановой промышленности (гексафторида урана) в Россию. С 1 января 2010 года, как минимум один из крупнейших поставщиков урановых отходов, больше не будет ввозить их в нашу страну. Второй крупный поставщик - французская компания EURODIF (AREVA) - оказалась под пристальным вниманием правительства Франции. После выхода в эфир фильма, раскрывающего некоторые подробности торговли радиоактивными отходами между Россией и Францией, подготовленного при участии Гринпис, была создана специальная правительственная комиссия. Эта комиссия сейчас изучает детали контракта на вывоз "урановых хвостов" в нашу страну. Результаты ее работы будут известны в начале 2010 года.

Россия, наконец, отказалась от добычи детенышей гренландских тюленей возрастом до одного года. Законодательно это закреплено указом Федерального агентства по рыболовству от 16 января 2009 года.

Правительство России приняло на себя обязательство реализовать при проведении Олимпиады-2014 принцип "Ноль отходов". Согласно этим обязательствам при строительстве, функционировании олимпийских объектов весь образующийся мусор должен будет направляться на переработку и повторное использование. Так же было обещано, что этот принцип будет распространен и на всю территорию города Сочи.

На специальном совещании, посвященном вопросам охраны окружающей среды (в котором участвовали представители Гринпис России и WWF России), председатель Правительства одобрил восстановление государственной экологической экспертизы особо опасных объектов. К концу года был разработан соответствующий законопроект.

В России созданы национальный парк "Русская Арктика", расширена территория заповедника "Эрзи" (для справки: в том же 2009 году в Украине были созданы 16 национальных парков, 2 заповедника и 1 общенациональный заказник, а территории 1 национального парка и 1 заповедника были существенно увеличены).

Органы Прокуратуры признали незаконным лесной план Ленинградской области. Правительство и Минсельхоз признали явные нарушения в лесном плане Московской области, и начали его переработку. Вышеупомянутые планы радикально упрощали коттеджное и другое строительство в лесах.

Реорганизована комиссия по лесопользованию в ООПТ Ленобласти. В ее состав введены представители неправительственных организаций (в том числе Гринпис). Без согласования этой комиссии никакие рубки в ООПТ проводиться не должны.

При Минлесхозе и Рослесхозе созданы рабочие группы по подготовке изменений Лесного Кодекса. Эти группы уже признали необходимость восстановления лесной охраны.

Заключение

 

Общество выступает условием изменения сложившихся естественно-природных комплексов (извлечение из земных недр природных ресурсов, вырубание лесов, уничтожение части животного и растительного мира) и созидания новых (создание сельскохозяйственных угодий, выведение новых пород скота, строительство ирригационных систем). Воздействие общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания.

Защита природы сегодня является мировой проблемой и решается на уровне ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. Во многих странах охрана природы стала государственным делом и обеспечивается силой закона. В России принят Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (10 января 2002 г.).

Пути решения экологических проблем.

* экологизация технологии и производства, т. е. создание таких технологий и оборудования, которые наносили бы минимальный вред природе либо не наносили его вообще;

* административно-правовое воздействие: совершенствование законов и деятельности государственных органов в области охраны природы;

* экологическое просвещение, например, издание специальной литературы, подготовка теле- и радиопрограмм, посвященных проблемам охраны окружающей при-родной среды, преподавание курса экологических дисциплин в школах и ВУЗах;

* международно-правовая охрана окружающей среды: подготовка, заключение и контроль за выполнением международных соглашений, направленных на решение задач охраны природы.

Таким образом, природоохранная деятельность необходима для сохранения, восстановления и воспроизводства природно-ресурсного потенциала, который должен быть важнейшим компонентом хозяйственной деятельности в целом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: