Анализ педагогического опыта по проблеме исследования

 

 

Опыт проведения уроков показывает, что часто первые уроки эффективно начинать именно с определения причастности экологической ситуации в регионе к здоровью ребенка и связанного с ним дискомфорта. Причем это объяснение представляет возможность дать не на отвлеченном уровне, а на конкретном, примеряя ситуацию к каждому ребенку. В этом случае мотивацию к овладению экологическим знанием удается создать через то, что можно условно назвать эгоизмом, или через сведение социальных проблем к личностно значимым.

В данном параграфе необходимо исследовать опыт работы учителей начальных классов по использованию межпредментых связей в экологическом образовании на уроках окружающего мира. Так, учитель начальных классов Егорова Елена Валерьевна для того, чтобы младший школьник смог овладеть всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, нормами, правилами и отношениями, которые входят в структуру экологическогообразования, не ограничивалась одним учебным предметом «окружающий мир», а широко подключала к работе все предметы, составляющие курс начального обучения [Егорова, 2010].

Изучение данным педагогом состояния экологического образования младших школьников позволило выявить ряд противоречий:

– между позитивными экокультурными установками в школьных учебниках, и интенсивностью накопления обучающимися негативного экологического опыта в социуме.

– между значимостью для младшего школьника непосредственного контакта с природными объектами, и крайним ограничением возможностей ребенка вступать в контакт с природой.

 Характерно также противоречие между активной природой младшего школьника, его импульсивностью и преобладающим воздействием на интеллектуальную сферу личности ребенка, доминированием вербальных методов в практике экологического образования.

Указанные противоречия порождают проблему, заключающуюся в необходимости выяснения условий и разработки системы уроков, обеспечивающих эффективность педагогического воздействия на формирование духовно-нравственного, эмоционально-чувственного и нормативно - деятельностного компонентов экологической культуры младшего школьника.

Данный учитель начальных классов обозначила перспективы решения данной проблемы, которые непосредственно связаны с реализацией принципа междисциплинарности в преподавании учебных курсов в начальной школе.

 Ведущая педагогическая идея, поставленная данным педагогом – формирование экологической культуры младших школьников будет проходить наиболее эффективно, если:

1) будет разработана система межпредметных связей в содержании уроков;

2) в работе будет использоваться комплекс разнообразных межпредметных приемов, форм и видов заданий;

3) экологическая и методическая подготовка учителя будет соответствовать межпредметному содержанию формирования экологической культуры младших школьников.

Согласно мнению педагога большие возможности для осуществления экологического образования на межпредметной основе имеют экскурсии. В курсе «Окружающий мир» в 1 классе на их проведение ею отводилось 11 уроков. При подготовке такой экскурсии педагогом тщательно продумывалась система заданий с учетом межпредметных связей (прослушивание музыкальных произведений, знакомство с литературными произведениями по теме) и намечены перспективы использования полученных на экскурсии материалов, результатов наблюдений и впечатлений в последующей работе ИЗО и технологии. 

Еще одна особенность построения курса «Окружающий мир» данным педагогом – организация восприятия произведений живописи. Рубрика «Картинная галерея» сопровождает любую тему курса 2 класса.

Часто на уроках она использует экологические сказки А.Чеснокова. Как доказано данным педагогом любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Ученикам нравится слушать сказки и вместе с педагогом прогнозировать события сказочной истории

Уроки гуманитарного цикла служат благодатной почвой для формирования ответственного отношения учащихся к природе. Проведенный анализ данным учителем учебного материала (учебник «Русский язык» 3 класса автор С.В. Иванов), показал, что из 635 упражнений 112 содержат материал природоведческого характера, который учитель может использовать в целях экологического образования учащихся. Например, по теме «Последовательность предложений» учащимся предлагается прочитать текст. Данный учитель предлагал учащимся подумать, можно ли назвать то, что ты прочитал текстом? Далее ученики располагают предложения так, чтобы получился текст с заголовком «Ландыши». Ею предлагалось обсудить, почему ландыши прячутся от людей. Педагог сообщал обучающимся о том, что ландыш относится к группе охраняемых растений. Главная причина исчезновения – вытаптывание почвы во время сбора цветов.

Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока русского языка, например, ученики составляют цепи питания, куда входят словарные слова, таким образом, расширяются знания об объектах природы, пищевых связях между ними.

Данный педагог тщательно подбирала темы для сочинений, творческих заданий так, чтобы они способствовали не только развитию связной речи, но и помогали ребёнку понять и почувствовать пагубное и неразумное влияние человека на природу. Данный учитель доказал, что большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения и произведения писателей-натуралистов, включённые в учебники «Литературное чтение» (автор Ефросинина Л.А.).Одним из эффективных средств, обеспечивающих творческий уровень применения экологических знаний, являются межпредметные текстовые задачи познавательного характера, содержание которых усложняется от класса к классу. Данным учителем совместно с ученикамисистематизировались сведения о продолжительности жизни, весе, росте и других особенностях представителей флоры и фауны, используя их для составления задач. Некоторые цифровые данные (о высоте, продолжительности жизни отдельных пород деревьев, о скорости некоторых птиц и др.) в период изучения многозначных чисел в 4 классе использовались для математических диктантов.На уроках физкультуры она закрепляла элементарные знания младших школьников об организме и охране здоровья с помощью природных факторов, развиваю сознание значимости гигиенических навыков и умений в сохранении и укреплении своего здоровья. Особую ценность в этом плане выполняют подвижные игры: «Мир природы», «Жаворонки и вредные жуки», «Не тронь птенца», «Пауки и мухи», «Змейка», «Хитрый воробей» и.д.

Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Принимаем участие в акциях «Покормите птиц зимой», «Чистый двор, чистая улица», операциях «Большие дела маленьких рук» (сбор сушняка возле водоема, посадка рассады для цветника).

Кроме всего перечисленного, Е.В. Егорова разработала пакет диагностических методик, что позволяет выявить результативность проведенной педагогической работы и получать характеристики, важные для педагогического влияния и формирования экологической культуры.Результаты проведенной ею диагностики уровня знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней, свидетельствуют о повышении уровня знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней. Во 2 и 3 классе у обучающихся произошли существенные изменения в характере отношения к природе. Младшие школьники стали осознавать ценность объектов природы.Анализ полученных данных после проведения диагностического исследования уровня сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, показал, что в результате систематической и целенаправленной работы по формированию экологических понятий у учащихся младших классов изменилась позиция учеников во взаимодействии с природой. Наблюдается положительная динамика в повышении уровня практических навыков и умений.

Рассмотрим опыт еще одного учителя начальных классов Савиной Ольги Викторовны. Данным педагогом было доказано, что наиболее эффективными формами и методами экологического образования младших школьников является: наблюдение, экскурсии, экологические задания и игры, проведение простых опытов, конкурс рисунков экологического содержания, чтение стихов, рассказов, сказок, просмотр фильмов, беседы, загадки, викторины по экологии [Савина]. Экологическое образование создаёт реальные возможности для осуществления межпредметных связей. В начальной школе учитель практически все предметы ведёт сам, поэтому тема экология может прозвучать на всех уроках. Система межпредметных связей может обеспечить определённый уровень экологической обученности и воспитанности, который проявляется в экологических знаниях и поведенческих умениях младших школьников.

На уроках окружающего мира данный педагог главным образом осуществляла межпредметную связь в экологическом образовании, чтобы тема экологии прозвучала на всех уроках. Большие возможности для осуществления экологического образования на межпредметной основе согласно мнению данного учителя имеют экскурсии по различным предметам.На экскурсиях по предмету мир вокруг нас учителем активно использовался ведущий метод – наблюдение, когда ученики знакомятся с объектами живой и неживой природы. В естественном виде, в естественной обстановке, увидели большие и маленькие раны природы (сломанные ветки, грязные водоёмы), старались практически помочь природе (подвязывали веточки, собирали корм для зимующих птиц, рисовали природоохранные знаки, рисунки).Во время экскурсии педагог знакомила обучающихся с красотой природы родного края, обращая внимание на краски, звуки, запахи природы. На экскурсии Савина О.В. совместно с учениками старались определять породы деревьев, различать у них листья, их особенности.

Данным педагогом была реализована следующая межпредметная связь:

– обучающиеся на уроке русского языка после экскурсии выполняли работы творческого характера: мини-сочинения о красоте природы, о родном крае, о животных и растениях, о профессиях и будущем планеты; описывали животное, которое видели на экскурсии; писали продолжение рассказа на заданную тему; использовала в словарной работе загадки о растениях и животных.

– в каждый урок математики данным учителем было включено хотя бы одна задачу, знакомящая с элементами природы, или рассказывающая об охране природы.

– ученики сами составляют экологические задачи.

– на уроке литературного чтения составлялись рассказы по сюжетной картинке, проводился разбор сравнительных оборотов в стихотворениях русских поэтов, на уроках внеклассного чтения читаем и анализируем произведения о природе.

– уроки изобразительного искусства одни из форм познания ребёнком окружающего мира природы. Ученики рисуют то, что видят вокруг себя, и то, что чувствуют. На уроках художественного труда делаем гербарий и аппликации из листьев, собранных на экскурсии, а так же поделки из природного материала.

Согласно мнению данного учителя экологическое образование в стенах учебного заведения недостаточно, ребёнок должен видеть бережное отношение, уважение к природе со стороны родителей. Поэтому, помимо работы непосредственно с учениками, большое внимание в своей работе данным учителем уделяется и разъяснительной работе с родителями. Проводились консультации на темы: «Природа и дети», «Выходной день в лесу, на реке» и другие. На родительские собрания выносилось для обсуждения темы: «Как воспитывать у обучающихся любовь, интерес и бережное отношение к природе» и другие.

Полученные результаты данным педагогом заключались:

1. В повышении уровня знаний по предметам;

2. В эмоциональном развитии учащихся;

3. В изменении уровня интеллектуальной деятельности;

4. В росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время.

5. Во включении учащихся в творческую деятельность.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: