Основные определения: Понятие ресурсов. Виды ресурсов: экономические (трудовые, материальные, денежные средства, природные, предпринимательские). Специфика ресурсов культуры (информация, право, публичность, специфика места) Человеческий, природный и культурный капитал
Для того чтобы заниматься любой экономической деятельностью, необходимо располагать ресурсами. Ресурс - от французского ressource — вспомогательное средство, источник.
Экономическая теория понимает под ресурсами разнообразные блага (средства), которые служат удовлетворению человеческих потребностей. Ограниченность ресурсов заставляет сделать выбор, устанавливать очередность удовлетворения потребностей.
Человеческие потребности постоянно изменяются и располагаются в определенной последовательности.
Ресурсы или факторы производства могут быть свободными ( например, энергия ветра, солнце и др. ) и экономические. Основные характеристики экономических ресурсов: ограниченность, измеримость, способность накапливаться.
|
|
Факторы производства – это ресурсы, которые используются в производственном процессе.
Виды факторов производства (производственных ресурсов):
1. Труд – совокупность талантов и способностей, используемых в производственном процессе.
2. Капитал – произведенные средства производства. Существует 2 формы капитал: Основной капитал – средства производства, используемые длительное время. Подвержены постепенному износу, например, здания, сооружения, оборудование и др.
Оборотный капитал – средства производства, которые теряют, свою натуральную форму превращаясь, в готовую продукцию (например, полуфабрикаты, энергия и др.)
(Денежный и финансовый капитал к факторам производства не относится – это вторичный вид капитала).
3. Земля – природные ресурсы, использующиеся в производстве.
4. Предпринимательская способность– особая часть человеческих ресурсов позволяющих предпринимателю находить и использовать рациональное сочетание ресурсов для производства, продажи товаров и услуг, применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск.
5. Информация – это главный стратегический ресурс организации.
6. Знание – это главное стратегическое оружие организации.
В качестве ресурсов культуры можно определить средства, возможности, которые используются для создания и освоения культурных ценностей и благ. Ресурсы сферы культуры подразделяются на ресурсы производства и потребления. Ресурсы потребления определяются: свободным временем; доходами населения и планкой цен; уровнем культуры; личностными факторами (установками, вниманием, восприятием и т.д.); этическими факторами (верность бренду) и т.д.
|
|
Ресурсы производства. Экономические ресурсы: трудовые; материальные; финансовые; природные.
Иные ресурсы: интеллектуальные; творческие; временные; информационные;
правовые; управленческие.
Все ресурсы, входящие в классический для экономики перечень, имеют применительно к специфике культурной сферы, ряд особенностей. На этих особенностях остановимся подробнее.
Состав материальных ресурсоворганизаций культурной сферы характеризуется разнообразием и неоднородностью. В одних подотраслях культуры и искусства материальные ресурсы соответствуют классическим представлени ям, сложившимся в экономике Здесь для создания и реализации культурных программ также необходимы основные средства производства или основные фонды здания, сооружения, оборудование, а также разнообразные и информационные средства Однако наряду с ними культурная сфера располагает десятка ми тысяч памятников истории, культуры и архитектуры, музейными предметами, которые являются зачастую уникальными по своей культурной значимости, но в силу недостаточной научной разработки проблем ресурсного обеспечения не имеют экономической оценки.
В количественном и качественном отношении основные фонды в культурной сфере преобладают над оборотными средствами или материальными ресурсами текущего потребления, которые бывают двух видов К первому виду ресурсов текущего потребления относят топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для эксплуатации автопарка культурных учреждений (автоклубов, машин, доставляющих культурные услуги населению), для приведения в действие аттракционов в парках культуры и отдыха. Эта разновидность ресурсов неотделима от самой материально-вещественной сущности оказываемой услуги.
Другой вид ресурсов текущего потребления выступает в форме самостоятельных благ, сопутствующих основной услуге (питание зрителей в театральном буфете, распространение в антрактах или перед началом представлений рекламной продукции, освещающей деятельность данного культурного учреждения, прокат театральных биноклей на период спектакля и тп) Как основные фонды, так и материальные ресурсы текущего потребления нуждаются в постоянном воспроизводстве и эффективном использовании.
Одним из важнейших показателей культурного потенциала являются кадровые или трудовые ресурсы. Особый человеческий ресурс — персонал учреждения культуры представлен категорией работников, которым в силу их способностей, профессиональных знаний и умений, опыта и компетентности поручено осуществлять деятельность учреждений культуры и руководство ими В кадровом составе, занятом в сфере культуры, различаются руководители, на которых возлагается организация, планирование, контроль и другие функции менеджмента во всей его полноте по линии административного подчинения специалисты, осуществляющие функциональное руководство — выработку и реализацию решений по важнейшим направлениям содержания работы (художественный руководитель, главный режиссер, старший методист и тп), а также технический и младший обслуживающий персонал (секретари, машинистки, вахтеры и тд).
Профессиональная подготовка работников культуры осуществляется в высших учебных заведениях (академии, институты культуры, факультеты ряда университетов, вузы художественного творчества' театрального и музыкального жанров, изобразительного искусства кинематографии), а также в средних специальных учебных заведениях (колледжи, училища) Наряду с материальными ресурсами базу культурной отрасли составляют и другие виды ресурсов. К особому виду относят энергетические ресурсы. Энергетические ресурсы представлены в сфере культуры электроэнергией которая идет на освещение культурных объектов (зрительных и читальных залов, сцен, фойе и холлов, музейных экспозиций и тп), а также на отопление приведение в дейсгвие оборудования и механизмов, установлен ных в театрах, клубах, музеях Значительными являются потребности в электроэнергии при эксплуатации кино- и видеоаппаратуры, электромузыкальных инструментов аттракционов.
|
|
Природные ресурсытакже имеют значение в деятельности культурной сферы. Особую важность они представляют для архитектурно-ландшафтных музеев, памятников природы, заповедников музейных комплексов под открытым небом, экскурсионных, культурно-спортивных комплексов. Природные ресурсы представлены зелеными насаждениями, водоемами в парках культуры и отдыха, в ботанических садах; животными в зоопарках. Земля является важнейшим фактором производства для учреждений культуры, созданных в виде заповедников, национальных и дендрологических парков, стадионов Особую роль природные ресурсы играют в деятельности ПКиО, зоопарков, ландшафтных музеев-заповедников Примерами могут служить музеи – заповедники Петергоф, Царское село, Павловск.
К данным ресурсам относятся также земли рекреационного и историко-культурного назначения. Изъятие земель особо охраняемых территорий и нецелевое их использование не допускается.
В условиях рыночных механизмов регулирования экономикой особую значимость для организаций культурной сферы приобретают финансовые ресурсы.Финансовые ресурсы и право на их расходование позволяют данным предприятиям организовывать культурную деятельность, приобретать материальные ресурсы, рассчитываться с собственными работниками и сторонними организациями по своим обязательствам. Финансовые средства некоммерческих организаций культурной сферы отличаются множественностью источников формирования; их структура и границы использования зависят от целого ряда факторов. Основными источниками формирования финансовых ресурсов организаций культурной сферы являются: бюджетные и иные поступления учредителей, доходы от платных форм деятельности; добровольные пожертвования, субсидии; другие доходы и поступления, в том числе доходы от предпринимательской деятельности.
|
|
В связи с развитием научно-технического прогресса стали выделять информационно-творческие ресурсы, которые во многом определяют специфику социально-культурной отрасли. Известно, что культурные учреждения выполняют наряду с другими задачами и информационную функцию, обеспечивают накопление, хранение и передачу научной, технической и творческой информации. Своеобразными хранилищами и передатчиками овеществленной научной информации являются, к примеру, библиотеки, музеи, методические центры. Знание современных информационных технологий, навыки поиска релевантной информации, ее обработки и интерпретации - необходимое условие для создания современных культурных продуктов. Информационные ресурсы (информация) – обеспечивают актуализацию культурного наследия, опыта и ценностей.
Правовые ресурсы - совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, включающая:
международные акты;
Конституцию Российской Федерации;
федеральные конституционные законы;
федеральные законы (общие и специальные);
указы Президента РФ;
постановления Правительства РФ;
акты федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств);
Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
акты органов местного самоуправления;
учредительные документы и локальные нормативные акты организаций.
Пространственные ресурсы (специфика места) -- возникают из-за разницы культурных потенциалов, образов территорий, стиля жизни, характеристик населения. Управленческие ресурсы представляют собой набор качеств, умений и способностей руководителя, позволяющих находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для создания культурных благ, принимать разумные, последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск.
Ресурсы культурного производства находятся между собой в определенном количественном и качественном соотношении. На современном этапе наметилась тенденция перехода от традиционных экономических к синергетическим, саморасширяющимся ресурсам (информация, право, публичность, специфика места).
Среди специфических особенностей ресурсов в сфере культуры можно отметить следующие:
Предметом труда в сфере культуры является человек, и этот фактор оказывает решающее воздействие на структуру и характер ресурсной базы отрасли. Так, с одной стороны, в культурной сфере в весьма ограниченном объеме представлен такой вид ресурсов, как сырье и основные материалы (10-12% всех затрат), в то время как в промышленности на них приходится более 60%. С другой стороны, последние десятилетия характеризуют сферу культуры как сферу использования все более возрастающего объема материальных средств, необходимых как для создания результатов (продукта) непосредственно, так и используемых в процессе потребления этих результатов, что составляет неотъемлемую его часть (комфортность, использование современного оборудования в значительной степени определяют качество услуг или делают возможным оказание именно такой услуги).Культурную сферу характеризует сочетание высокой трудоемкости услуг с относительно малой фондо- и материалоемкостью (в 2,5 раза меньше, чем в промышленности). Результаты культурной деятельности могут существовать в самой деятельности создателя услуги, принимающей в рыночных условиях форму товара, либо в предметной форме, в создании которой затраты труда также значительны.
Трудовые (кадровые) ресурсы культурной отрасли отличаются более высоким уровнем профессиональной квалификации, при чем по этому показателю сфера культуры намного превосходит другие отрасли хозяйственного механизма (в культуре каждый третий работник имеет высшее образование, в промышленности каждый двенадцатый). В материальном производстве решающее значение имеет труд рабочего, в сфере культуры — труд специалиста. Спецификой труда в сфере культуры является и то, что особенности технологии социально-культурного обслуживания не позволяют замещать живой труд овеществленным. Поэтому среди затрат на более важная доля принадлежит затратам «живого труда» и средствам на его оплату- При этом характеристики результата культурной деятельности состоят: в неотделимости от создающего источника, совпадении производства и потребления, несохраняемости, а порой и неосязаемости услуги, в непостоянстве ее качества, уникальности.
В течение веков человечество пользуется продуктами нематериальной сферы. Попытки осмыслить природу общественного богатства во взаимосвязи материального и нематериального предпринимались экономистами со времен А. Смита.
Многие годы экономисты изучают причины быстрого роста сферы услуг. Первыми вклад в этом направлении сделали К. Кларк и А. Фишер, сформулировавшие концепцию разделения общественного производства на первичные, вторичные и третичные отрасли. К первичным относятся такие отрасли, как сельское хозяйство, животноводство, рыболовство, лесничество, охота и горная промышленность. Вторичные включают в себя перерабатывающие отрасли и строительство. Третичные охватывают транспорт, средства связи, торговлю, правительство и личные услуги. А. Фишер предложил характеризовать экономику в зависимости от пропорции трудовых сил, занятых в этих отраслях. Он также аргументировал такую мысль: по мере того как растут доходы общества, основной объем спроса переносится с продукции первичного сектора к продукту вторичного, а затем – третичного сектора экономики. Чуть позднее Д. Белл предложил классифицировать экономику по четырем секторам, выделив самостоятельным сектором финансы и страхование. Затем появился пятеричный сектор – информация. Результатом нематериального производства ценностей является полезный эффект, запечатлеваемый в самых разнообразных формах. Следует подчеркнуть условность форм “нематериальности”. Материальное – это не только вещественное, но и не имеющее вещной формы, например, невещественна, но материальна услуга освещения. Материально воздействие тренера, хотя продукта в обычной предметной форме нет. Подобных примеров множество. Они свидетельствуют, что материальное и нематериальное производство с точки зрения “материальности” разделены не жестко, а всегда выступают в единстве. Специфический смысл приобретает норма главы 8-й Гражданского кодекса РФ (ст. 150). “К нематериальным благам отнесены: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона”. Иными словами, нематериальные блага не представляют собой запечатленный в объективной форме результат общественно-полезной деятельности, а являются “духовной ” составляющей индивида.
Для разделения сфер материального и нематериального производства могут быть использованы различные критерии. Чаще всего в экономической литературе употребляются следующие:
1. Участие отраслей и видов деятельности в создании материальных благ.
2. Прямое (потребляющее) воздействие на природу. Если деятельность отрасли направлена на преобразование вещества природы с целью его приспособления к человеческим потребностям, она относится к материальному производству. К непроизводственной сфере относятся те виды деятельности, в которых продукт обменивается и потребляется.
3. Овеществление результатов труда. Если такое овеществление отсутствует, деятельность относится к непроизводственной сфере. При этом непроизводственная сфера есть элемент, непосредственно связанный с человеком, а признаком, позволяющим выделять непроизводственную сферу в единый, самостоятельный комплекс, является ее социальная направленность.
Понятие “непроизводственная сфера” намного шире, чем сфера услуг. Сфера услуг в большей или меньшей степени охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности. Она включает в себя все виды и способы удовлетворения нематериальных потребностей человека, причем, как личных (частных), так и общественных.
Сфера услуг есть комплекс предприятий, организаций, учреждений и видов деятельности, связанных с производством всего многообразия нематериальных благ. Ее можно определить как комплекс предприятий, организаций, учреждений и видов деятельности, связанных с производством всего многообразия услуг
Производственная сфера и сфера услуг имеют общую цель – удовлетворение потребностей людей. Но если производство и потребление материальных благ, как правило, разорваны во времени и пространстве, то услуги создаются и потребляются одновременно и в одном месте.
Стремительное развитие научно-технического потенциала и информационно-коммуникационных технологий дал рядовому потребителю огромный выбор товаров и услуг. В настоящее время потребительские продукты-услуги выполняют ряд разноплановых функций:
· Во-первых, они служат живой информационной системой, задача которой – сообщать окружающим о самовосприятии пользователя данного продукта, его статусе и ценностях (например, различные виды страхования, туризм, услуги гостиниц и др.);
· Во-вторых, они нужны для того, чтобы отметить социальные события, (например, свадьбу) и периодические события, (например, день рождения) – кафе, рестораны, клубы и др;
· В-третьих, высвобождают время для социальной жизни (например, прачечные, телефоны, Internet-магазины и др.);
· В-четвертых, упорядочивают события. К этой категории относятся газеты, журналы, телевидение и другие продукты, помогающие осмыслить происходящие в мире события.
В постиндустриальной экономике знание, образование, культура дополнили собой традиционную триаду земли, труда и капитала и стали наиболее важной основой современных производительных систем. Основным фактором экономического развития в настоящее время признается человеческий капитал.
Человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас: здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, использующийся в той или иной сфере общественного воспроизводства.
Культура общества является важным фактором, влияющим на дальнейшее развитие сферы услуг. Большинство услуг это «локомотивы» для развития экономики в целом, в том числе, - науки, образования, интеллектуальных услуг, развития человеческого капитала и др. Их совершенствование необходимо для прогрессивного и эффективного развития экономики.
Понятие культурным ценностям даны в ст. 3 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре": культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Вопросы к семинару.
1. Какие ресурсы используются при создании продуктов культуры.
2. Что такое ресурсы производства и ресурсы потребления в сфере культуры.
3. В чем особенности экономических ресурсов используемых в сфере культуры. Почему возрастает роль и значение информационного обеспечения культурной деятельности в современном обществе. Обоснуйте и приведите примеры.
4. Что такое человеческий и культурный капитал. Какова роль культурного капитала в экономическом прогрессе общества.
Литература:
1. Чарная И. В. Экономика культуры. Учебное пособие. Московский институт культуры М 2015
2. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры: Учебное пособие. – М.: ГИТИС, 2013
3. Музычук В. Ю. Глава 50 Культура. В книге Национальная экономика. Учебник Под. редакцией П. В. Савченко М 2016.
4. Борис Гройс О новом. Опыт экономики культуры. М 2015
5. Шекова Е. Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях Учебное пособие. 2014.
6. Правовое регулирование отношений в сфере культуры / Под общ. ред. А.В.Стремоухова. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008.