Краткое содержание темы

Основные определения: Понятие ресурсов. Виды ресурсов: экономические (трудовые, материальные, денежные средства, природные, предпринимательские). Специфика ресурсов культуры (информация, право, публичность, специфика места) Человеческий, природный и культурный капитал

Для того чтобы заниматься любой экономической деятельностью, необходимо располагать ресурсами. Ресурс - от французского ressource — вспомогательное средство, источник.

Экономическая теория понимает под ресурсами разнообразные блага (средства), которые служат удовлетворению человеческих потребностей. Ограниченность ресурсов заставляет сделать выбор, устанавливать очередность удовлетворения потребностей.

Человеческие потребности постоянно изменяются и располагаются в определенной последовательности.

Ресурсы или факторы производства могут быть свободными ( например, энергия ветра, солнце и др. ) и экономические. Основные характеристики экономических ресурсов: ограниченность, измеримость, способность накапливаться.

Факторы производства это ресурсы, которые используются в производственном процессе.

Виды факторов производства (производственных ресурсов):

 

1. Труд – совокупность талантов и способностей, используемых в производственном процессе.

2. Капитал – произведенные средства производства. Существует 2 формы капитал: Основной капитал – средства производства, используемые длительное время. Подвержены постепенному износу, например, здания, сооружения, оборудование и др.

Оборотный капитал – средства производства, которые теряют, свою натуральную форму превращаясь, в готовую продукцию (например, полуфабрикаты, энергия и др.)

(Денежный и финансовый капитал к факторам производства не относится – это вторичный вид капитала).

3. Земля – природные ресурсы, использующиеся в производстве.

4. Предпринимательская способность– особая часть человеческих ресурсов позволяющих предпринимателю находить и использовать рациональное сочетание ресурсов для производства, продажи товаров и услуг, применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск.

5. Информация – это главный стратегический ресурс организации.

6. Знание – это главное стратегическое оружие организации.

В качестве ресурсов культуры можно определить средства, возможности, которые используются для создания и освоения куль­турных ценностей и благ.     Ресурсы сферы культуры подразделяются на ресурсы производства и потребления. Ресурсы потребления определяются: свободным временем; доходами населения и планкой цен; уровнем культуры; личностными факторами (установками, вниманием, восприятием и т.д.); этическими факторами (верность бренду) и т.д.

Ресурсы производства. Экономические ресурсы: трудовые; материальные; финансовые; природные.

Иные ресурсы: интеллектуальные; творческие; временные; информационные;

правовые; управленческие.

Все ресурсы, входящие в классический для экономики перечень, имеют применительно к специфике культурной сферы, ряд особенностей. На этих особен­ностях остановимся подробнее.

Состав материальных ресурсоворганизаций культурной сферы характеризуется разнообразием и неоднородностью. В одних подотраслях культуры и искусства ма­териальные ресурсы соответствуют классическим представлени ям, сложившимся в экономике Здесь для создания и реализации культурных программ также необходимы основные средства про­изводства или основные фонды здания, сооружения, оборудова­ние, а также разнообразные и информационные средства Однако наряду с ними культурная сфера располагает десятка ми тысяч памятников истории, культуры и архитектуры, музейны­ми предметами, которые являются зачастую уникальными по своей культурной значимости, но в силу недостаточной научной разработки проблем ресурсного обеспечения не имеют экономической оценки.                          

В количественном и качественном отношении основные фонды в культурной сфере преобладают над оборотны­ми средствами или материальными ресурсами текущего потреб­ления, которые бывают двух видов К первому виду ресурсов теку­щего потребления относят топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для эксплуатации автопарка культурных учрежде­ний (автоклубов, машин, доставляющих культурные услуги населе­нию), для приведения в действие аттракционов в парках культуры и отдыха. Эта разновидность ресурсов неотделима от самой матери­ально-вещественной сущности оказываемой услуги.

 Другой вид ресурсов текущего потребления выступает в форме самостоятельных благ, сопутствующих основной услуге (питание зрителей в театральном буфете, распространение в антрактах или перед началом представлений рекламной продукции, освещающей деятельность данного культурного учреждения, прокат театральных биноклей на период спектакля и тп) Как основные фонды, так и материальные ресурсы текущего потребления нуждаются в посто­янном воспроизводстве и эффективном использовании.

Одним из важнейших показателей культурного потенциала явля­ются кадровые или трудовые ресурсы. Особый человеческий ре­сурс — персонал учреждения культуры представлен категорией ра­ботников, которым в силу их способностей, профессиональных зна­ний и умений, опыта и компетентности поручено осуществлять дея­тельность учреждений культуры и руководство ими В кадровом со­ставе, занятом в сфере культуры, различаются руководители, на кото­рых возлагается организация, планирование, контроль и другие фун­кции менеджмента во всей его полноте по линии административного подчинения специалисты, осуществляющие функциональное руковод­ство — выработку и реализацию решений по важнейшим направлени­ям содержания работы (художественный руководитель, главный ре­жиссер, старший методист и тп), а также технический и младший обслуживающий персонал (секретари, машинистки, вахтеры и тд).

Профессиональная подготовка работников культуры осуществ­ляется в высших учебных заведениях (академии, ин­ституты культуры, факультеты ряда университетов, вузы художествен­ного творчества' театрального и музыкального жанров, изобрази­тельного искусства кинематографии), а также в средних специаль­ных учебных заведениях (колледжи, училища)                                                                                                              Наряду с материальными ресурсами базу культурной отрасли составляют и другие виды ресурсов. К особому виду относят энер­гетические ресурсы. Энергетические ресурсы пред­ставлены в сфере культуры электроэнергией которая идет на осве­щение культурных объектов (зрительных и читальных залов, сцен, фойе и холлов, музейных экспозиций и тп), а также на отопление приведение в дейсгвие оборудования и механизмов, установлен ных в театрах, клубах, музеях Значительными являются потребнос­ти в электроэнергии при эксплуатации кино- и видеоаппаратуры, электромузыкальных инструментов аттракционов.

Природные ресурсытакже имеют значение в деятельности культурной сферы. Особую важность они представляют для архитектурно-ландшафтных музеев, памятников природы, за­поведников музейных комплексов под открытым небом, экскурсионных, культурно-спортивных комплексов. Природные ресурсы представлены зелеными насаждениями, водоемами в пар­ках культуры и отдыха, в ботанических садах; животными в зоопар­ках. Земля является важнейшим фактором производства для уч­реждений культуры, созданных в виде заповедников, национальных и дендрологических парков, стадионов Особую роль природные ресурсы играют в деятельности ПКиО, зоопарков, ландшафтных музеев-заповедников Примерами могут служить музеи – заповедники Петергоф, Царское село, Павловск.

К данным ресурсам относятся также земли рекреацион­ного и историко-культурного назначения. Изъятие земель особо охраняемых территорий и нецеле­вое их использование не допускается.

В условиях рыночных механизмов регулирования экономикой особую значимость для организаций культурной сферы приобретают финансовые ресурсы.Финансовые ресурсы и право на их расходование позволяют дан­ным предприятиям организовывать культурную дея­тельность, приобретать материальные ресурсы, рассчитываться с собственными работниками и сторонними организациями по сво­им обязательствам. Финансовые средства некоммерческих орга­низаций культурной сферы отличаются множественно­стью источников формирования; их структура и границы исполь­зования зависят от целого ряда факторов. Основными источника­ми формирования финансовых ресурсов организаций культурной сферы являются: бюджетные и иные поступления учре­дителей, доходы от платных форм деятельности; добровольные пожертвования, субсидии; другие доходы и поступления, в том числе доходы от предпринимательской деятельности.

В связи с развитием научно-тех­нического прогресса стали выделять информационно-творческие ресурсы, которые во многом определяют специфику социально-культурной отрасли. Известно, что культурные учреждения выполня­ют наряду с другими задачами и информационную функцию, обес­печивают накопление, хранение и передачу научной, технической и творческой информации. Своеобразными хранилищами и передат­чиками овеществленной научной информации являются, к примеру, библиотеки, музеи, методические центры. Знание современных информационных технологий, навыки поиска релевантной информации, ее обработки и интерпретации - необходимое условие для создания современных культурных продуктов. Информационные ресурсы (информация) обеспечивают актуализацию культурного наследия, опыта и ценностей.

Правовые ресурсы - совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, включающая:

международные акты;

Конституцию Российской Федерации;

федеральные конституционные законы;

федеральные законы (общие и специальные);

указы Президента РФ;

постановления Правительства РФ;

акты федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств);

Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов   РФ;

акты органов местного самоуправления;

 учредительные документы и локальные нормативные акты организаций.    

Пространственные ресурсы (специфика места) -- возникают из-за разницы культурных потенциалов, образов территорий, стиля жизни, характеристик населения. Управленческие ресурсы представляют собой набор качеств, умений и способностей руководителя, позволяющих находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для создания культурных благ, принимать разумные, последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск.

 Ресурсы культурного производства находятся между собой в определенном количественном и качественном соотношении. На современном этапе наметилась тенденция перехода от традиционных экономических к синергетическим, саморасширяющимся ресурсам (информация, право, публичность, специфика места).

Среди специфических особен­ностей ресурсов в сфере культуры можно отметить следующие:

Предметом труда в сфере культуры является человек, и этот фактор оказывает решающее воздействие на структуру и характер ресурсной базы отрасли. Так, с одной стороны, в куль­турной сфере в весьма ограниченном объеме представлен такой вид ресурсов, как сырье и основные материалы (10-12% всех зат­рат), в то время как в промышленности на них приходится более 60%. С другой стороны, последние десятилетия характеризуют сферу культуры как сферу использования все более возрастающе­го объема материальных средств, необходимых как для создания результатов (продукта) непосредственно, так и используемых в процессе потребления этих результатов, что составляет неотъем­лемую его часть (комфортность, использование современного обо­рудования в значительной степени определяют качество услуг или делают возможным оказание именно такой услуги).Культурную сферу характеризует сочетание высо­кой трудоемкости услуг с относительно малой фондо- и материа­лоемкостью (в 2,5 раза меньше, чем в промышленности). Резуль­таты культурной деятельности могут существовать в самой деятель­ности создателя услуги, принимающей в рыночных условиях фор­му товара, либо в предметной форме, в создании которой затраты труда также значительны.

Трудовые (кадровые) ресурсы культурной отрасли отличают­ся более высоким уровнем профессиональной квалификации, при­ чем по этому показателю сфера культуры намного превосходит другие отрасли хозяйственного механизма (в культуре каждый тре­тий работник имеет высшее образование, в промышленности каждый двенадцатый). В материальном производстве решающее значение имеет труд рабочего, в сфере культуры — труд специали­ста. Спецификой труда в сфере культуры является и то, что особен­ности технологии социально-культурного обслуживания не позволя­ют замещать живой труд овеществленным. Поэтому среди затрат на более важная доля принадлежит затратам «живого труда» и средствам на его оплату- При этом характеристики результата культурной дея­тельности состоят: в неотделимости от создающего источника, со­впадении производства и потребления, несохраняемости, а порой и неосязаемости услуги, в непостоянстве ее качества, уникальности.                                         

В течение веков человечество пользуется продуктами нематериальной сферы. Попытки осмыслить природу общественного богатства во взаимосвязи материального и нематериального предпринимались экономистами со времен А. Смита.

Многие годы экономисты изучают причины быстрого роста сферы услуг. Первыми вклад в этом направлении сделали К. Кларк и А. Фишер, сформулировавшие концепцию разделения общественного производства на первичные, вторичные и третичные отрасли. К первичным относятся такие отрасли, как сельское хозяйство, животноводство, рыболовство, лесничество, охота и горная промышленность. Вторичные включают в себя перерабатывающие отрасли и строительство. Третичные охватывают транспорт, средства связи, торговлю, правительство и личные услуги. А. Фишер предложил характеризовать экономику в зависимости от пропорции трудовых сил, занятых в этих отраслях. Он также аргументировал такую мысль: по мере того как растут доходы общества, основной объем спроса переносится с продукции первичного сектора к продукту вторичного, а затем – третичного сектора экономики. Чуть позднее Д. Белл предложил классифицировать экономику по четырем секторам, выделив самостоятельным сектором финансы и страхование. Затем появился пятеричный сектор – информация. Результатом нематериального производства ценностей является полезный эффект, запечатлеваемый в самых разнообразных формах. Следует подчеркнуть условность форм “нематериальности”. Материальное – это не только вещественное, но и не имеющее вещной формы, например, невещественна, но материальна услуга освещения. Материально воздействие тренера, хотя продукта в обычной предметной форме нет. Подобных примеров множество. Они свидетельствуют, что материальное и нематериальное производство с точки зрения “материальности” разделены не жестко, а всегда выступают в единстве. Специфический смысл приобретает норма главы 8-й Гражданского кодекса РФ (ст. 150). “К нематериальным благам отнесены: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона”. Иными словами, нематериальные блага не представляют собой запечатленный в объективной форме результат общественно-полезной деятельности, а являются “духовной ” составляющей индивида.

Для разделения сфер материального и нематериального производства могут быть использованы различные критерии. Чаще всего в экономической литературе употребляются следующие:

1. Участие отраслей и видов деятельности в создании материальных благ.

2. Прямое (потребляющее) воздействие на природу. Если деятельность отрасли направлена на преобразование вещества природы с целью его приспособления к человеческим потребностям, она относится к материальному производству. К непроизводственной сфере относятся те виды деятельности, в которых продукт обменивается и потребляется.

3. Овеществление результатов труда. Если такое овеществление отсутствует, деятельность относится к непроизводственной сфере. При этом непроизводственная сфера есть элемент, непосредственно связанный с человеком, а признаком, позволяющим выделять непроизводственную сферу в единый, самостоятельный комплекс, является ее социальная направленность.

Понятие “непроизводственная сфера” намного шире, чем сфера услуг. Сфера услуг в большей или меньшей степени охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности. Она включает в себя все виды и способы удовлетворения нематериальных потребностей человека, причем, как личных (частных), так и общественных.

Сфера услуг есть комплекс предприятий, организаций, учреждений и видов деятельности, связанных с производством всего многообразия нематериальных благ. Ее можно определить как комплекс предприятий, организаций, учреждений и видов деятельности, связанных с производством всего многообразия услуг

Производственная сфера и сфера услуг имеют общую цель – удовлетворение потребностей людей. Но если производство и потребление материальных благ, как правило, разорваны во времени и пространстве, то услуги создаются и потребляются одновременно и в одном месте.

Стремительное развитие научно-технического потенциала и информационно-коммуникационных технологий дал рядовому потребителю огромный выбор товаров и услуг. В настоящее время потребительские продукты-услуги выполняют ряд разноплановых функций:

· Во-первых, они служат живой информационной системой, задача которой – сообщать окружающим о самовосприятии пользователя данного продукта, его статусе и ценностях (например, различные виды страхования, туризм, услуги гостиниц и др.);

· Во-вторых, они нужны для того, чтобы отметить социальные события, (например, свадьбу) и периодические события, (например, день рождения) – кафе, рестораны, клубы и др;

· В-третьих, высвобождают время для социальной жизни (например, прачечные, телефоны, Internet-магазины и др.);

· В-четвертых, упорядочивают события. К этой категории относятся газеты, журналы, телевидение и другие продукты, помогающие осмыслить происходящие в мире события.

В постиндустриальной экономике знание, образование, культура дополнили собой традиционную триаду земли, труда и капитала и стали наиболее важной основой современных производительных систем. Основным фактором экономического развития в настоящее время признается человеческий капитал.

Человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас: здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, использующийся в той или иной сфере общественного воспроизводства.

Культура общества является важным фактором, влияющим на дальнейшее развитие сферы услуг. Большинство услуг это «локомотивы» для развития экономики в целом, в том числе, - науки, образования, интеллектуальных услуг, развития человеческого капитала и др. Их совершенствование необходимо для прогрессивного и эффективного развития экономики.

Понятие культурным ценностям даны в ст. 3 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре": культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Вопросы к семинару.

1. Какие ресурсы используются при создании продуктов культуры.

2. Что такое ресурсы производства и ресурсы потребления в сфере культуры.

3. В чем особенности экономических ресурсов используемых в сфере культуры. Почему возрастает роль и значение информационного обеспечения культурной деятельности в современном обществе. Обоснуйте и приведите примеры.

4. Что такое человеческий и культурный капитал. Какова роль культурного капитала в экономическом прогрессе общества.

 

Литература:

1. Чарная И. В. Экономика культуры. Учебное пособие. Московский институт культуры М 2015

2. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры: Учебное пособие. – М.: ГИТИС, 2013

3. Музычук В. Ю. Глава 50 Культура. В книге Национальная экономика. Учебник Под. редакцией П. В. Савченко М 2016.

4. Борис Гройс О новом. Опыт экономики культуры. М 2015

5. Шекова Е. Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях Учебное пособие. 2014.

6. Правовое регулирование отношений в сфере культуры / Под общ. ред. А.В.Стремоухова. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: