Религиозно-идеалистическая концепция о происхождении мира

П. Тейяр де Шарден.

По мнению Тейяра, субстанцией является Бог, который есть та исходная точка, от которой начинаются и к которой сходятся все реальности бытия. Бог настолько растворен в мире, что весь мир есть не что иное, как Божественная Среда.

Французский мыслитель отказывается от традиционного христианского деления бытия на божественную и земную реальности. В его картине мира господствует всеобщая одушевленность материи. Все атомы, электроны, другие элементарные частицы имеют общую основу - "искру духа". Поэтому материальные образования имеют духовную компоненту, или "радиальную энергию", которая обуславливает развитие материи.

Концепция Тейяра основывается на принципе развития, утверждая, что мир постоянно изменяется от простого к сложному, от низшего к высшему.

Черпая данные из астрономии, физики, биологии, археологии, мыслитель показывает, что в естественной истории существуют "скачки" как переходы к новому качеству, как критические точки состояний, через которые последующий этап эволюции отрицает предыдущий.

Основными критическими точками процесса развития мира (космогенеза) выступают следующие этапы:

неорганическая природа ("преджизнь"),

органическая природа ("жизнь"),

духовный мир ("мысль"),

Бог ("точка Омега").

Атомы породили неорганические молекулы, а затем "мегамолекулы". Из этих молекул благодаря совокупности внутренних и внешних условий зародились живые клетки - новая форма существования материи. С точки зрения Тейяра де Шардена жизнь никогда не является аномалией, случайностью, она порождается закономерно.

В космогенезе биологическая эволюция играет важнейшую роль, однако решающее значение Тейяр отдает возникновению и развитию человека, который занимает совершенно исключительное место в мироздании. Именно на этом этапе возникает высшая форма развития бытия - мысль, сознание, духовность: «Изменение биологического состояния, приведшее к пробуждению мысли, не просто соответствующая критическая точка, пройденная индивидом или даже видом. Будучи более обширным, это изменение затрагивает саму жизнь в ее органической целостности, следовательно, оно знаменует собой трансформацию, затрагивающую состояние всей планеты" [3]

До появления человека, по мнению Тейяра, явления мира были разобщены. Высший синтез существующего стал осуществлять человек через свою деятельность. Деятельности человека обязана своим появлением новая сфера бытия - сфера духа, или ноосфера - мыслящий пласт Земли, продукт гоминизации, очеловечения бытия.

Свое завершение ноосфера находит в синтезе центров человеческого познания, в духовном центре бытия – «точке Омега» — Боге: «...Ноосфера и вообще мир представляет собой совокупность не только замкнутую, но и имеющую центр. Пространство и время необходимо конвергентны по своей природе, поскольку оно содержит в себе и порождает сознание. Следовательно, его безмерные поверхности, двигаясь в соответствующем направлении, должны снова сомкнуться где-то впереди в одном пункте, назовем его Омегой, который и сольет, и полностью их поглотит в себя".

Представление Тейяра о "точке Омега" как центре Вселенной рационально обосновывает идею монотеизма (единобожия).

Следующая задача, которую ставит себе Тейяр де Шарден в описании представляемой им картины мира, - придать монотеизму христианский характер, обосновать идею о том, что Богочеловек - Иисус Христос - обладает универсальными и космическими атрибутами, благодаря которым он выступает как личностный центр Универсума.

От этого центра начинаются и к нему сходятся все пути эволюции. Вокруг Христа происходит развитие не только Земли и человека, но и звезд, других планет: Сириуса, Андромеды и т.д. Поэтому Христос представляется органическим центром всего Универсума, всей Вселенной. В нем сходятся все линии мира, через него созидается материя и дух, в нем выражается вершина творения. Вся Вселенная, как утверждает Тейяр де Шарден, представляет собой не что иное, как тело Иисуса - Божественную среду. Все члены этого тела взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга.

Нетрудно видеть, почему католическая церковь не принимает идей Тейяра де Шардена: его концепция Космо- и Христогенеза означала переход на позиции пантеизма, растворение Бога в природе, современный вариант идей Спинозы, а пантеизм осужден церковью. Тем не менее учение Тейяра де Шардена выступает как разновидность именно религиозной картины мира.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: