Закономерности клин. течения. Диагностика, дифф. диагностика»

Министерство здравоохранения ЛНР

Государственное учреждение
«Луганский государственный медицинский университет»

Кафедра терапевтической и детской стоматологии

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по научно-педагогической

работе, доцент___________ Бибик В.В.

«______» _________________ 20__ год

 

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ  

К практическим занятиям

Для студентов стоматологического факультета

По дисциплине

«Детская стоматология (Терапевтическая)»

 

 

Факультет: Стоматологический

Специальность(и) Стоматология

Курс 3

 

 

Луганск


Методические разработки рекомендованы к утверждению на заседании кафедры терапевтической и детской стоматологии «__» августа 20__ г., протокол № __.

 


Заведующий кафедрой, к.мед.н., доцент                                                 Труфанов С.Ю.

 

Методические разработки согласованы на заседании ЦМК по стоматологическим дисциплинам «__» августа 20__ г., протокол № __.

 

Председатель ЦМК по стоматологическим дисциплинам                           Лукьянов В.Г.

 

Методические разработки пересмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании кафедры стоматологии   

«____» _______ 20___ г., протокол №___.

 

Заведующий кафедрой, к.мед.н., профессор                                               Лукьянов В.Г.

Методические разработки пересмотрены и согласованы на заседании ЦМК по стоматологическим дисциплинам «___» _______________ 20___ г., протокол №___.

 

Председатель ЦМК по стоматологическим дисциплинам                           Лукьянов В.Г.

Методические разработки пересмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании кафедры стоматологии   

«____» _______ 20___ г., протокол №___.

 

Заведующий кафедрой, к.мед.н., профессор                                               Лукьянов В.Г.

Методические разработки пересмотрены и согласованы на заседании ЦМК по стоматологическим дисциплинам «___» _______________ 20___ г., протокол №___.

Председатель ЦМК по стоматологическим дисциплинам                           Лукьянов В.Г.

ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ:

Тема № 14. Периодонтиты молочных и постоянных зубов: классификация, клиника, патогенез, диагностика, дифференциальная диагностика, особенности процесса.

Тема № 15. Лечение острых и хронических периодонтитов молочных зубов.

Тема № 16. Лечение острых и хронических периодонтитов постоянных зубов.

Тема № 17. Промежуточный контроль знаний по теме: периодонтиты

Тема № 18. Итоговый контроль знаний.

 


Занятие №14

Тема: «Периодонтиты временных и постоянных зубов у детей. Этиология,


Патогенез. Особенности и классификация периодонтитов.

Закономерности клин. течения. Диагностика, дифф. диагностика»

1.Актуальность темы: Сохранение временных зубов до их физиологической смены так и постоянных зубов имеет большое значение для нормального формирования прикуса ребенка, предупреждает нарушение функции речи и жевания, эстетические недостатки. Трудности диагностики апикального периодонтита связаны с анатомо-морфологическими особенностями временных зубов и постоянных зубов с незаконченным формированием корней, ограниченным сотрудничеством ребенка.

2.Учебные цели занятия:

Знать:

− особенности строения апикального периодонта временных зубов и постоянных зубов с незаконченным формированием корней;
 − классификацию апикального периодонтита;
− этиологию и патогенез апикального периодонтита у детей;
 − особенности клинических проявлений острого и хронического апикального периодонтита у детей;
 − клинические методы диагностики апикального периодонтита у детей;
 − дополнительные методы диагностики апикального периодонтита у детей;
− дифференциальную диагностику апикального периодонтита со сходными заболеваниями
уметь:

выяснить жалобы, собрать анамнез заболевания;
провести клиническое обследование ребенка;
провести электроодонтодиагностику;
анализировать результаты    дополнительных          методов           обследования: рентгенологического, электроодонтометрии;
поставить диагноз на основании полученных данных клинических и дополнительных методов исследования.
оформить стоматологическую амбулаторную карту.

3. Цели развития личности: Развить деонтологические представления, уметь осуществлять деонтологический подход к больным с патологией челюстно-лицевой области. Развить представление о влиянии экологических, социально-экономических факторов на состояние здоровья человека. На материале темы развить чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий врача-стоматолога. Развить представление (привычки) относительно психотерапевтического подхода к больным стоматологического профиля, их родственникам. Овладеть умениями устанавливать психологический контакт с больным и его семьей. Усвоить правила этики и морального поведения врача с пациентом. Научиться не пренебрегать внешним видом (необходимость полного комплекта медицинской одежды, обувь, регулярное использование перчаток и др.).

 4. Оснащение: Для осуществления учебно-лечебного процесса используются учебные аудитории и клинические залы Стоматологической поликлиники ГУ ЛГМУ, оснащенные специальным оборудованием (стоматологические установки, фантомы, модели, зуботехническое оборудование) и необходимыми материалами (инструментарий, медикаменты, пломбировочные материалы) для осуществления приема пациентов со стоматологической патологией. Кабинеты и учебные аудитории оснащены проекционными приборами (мультимедийные проекторы, LCD-панели) для демонстраций видеофильмов и презентаций. Имеется два компьютерных класса с обширной базой тестовых заданий и ситуационных задач по различным разделам дисциплины.

В учебном процессе используются следующие образовательные технологии: по организационным формам: лекции, практические занятия, самостоятельная работа. В рамках изучения дисциплины проводятся следующие разновидности лекций: академическая, проблемная, лекция-визуализация, лекция-беседа, лекция с разбором конкретных ситуаций. Проводятся следующие разновидности аудиторных (практических) занятий: работа с наглядным пособием, наблюдение, дискуссия, демонстрация, беседа, анализ проблемных ситуаций, работа в малых группах, контрольное занятие. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся включает следующие виды учебной деятельности: работа с монографиями, конспектирование, решение тестов, подготовка ответов на вопросы, реферата.

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративные (объяснение, показ- демонстрация учебного материала и др.) и проблемные, поисковые (анализ конкретных ситуаций («casestudy»), решение учебных задач и др.); активные (анализ учебной и научной литературы, составление схем и др.) и интерактивные, в том числе и групповые (деловые игры, взаимное обучение в форме подготовки и обсуждения докладов и др.); информационные, компьютерные, мультимедийные (работа с источниками сайтов академических структур, научно-исследовательских организаций, электронных библиотек и др., разработка презентаций сообщений и докладов, работа с электронными обучающими программами и т.п.).

5. Материалы для самоподготовки:

5.1. Вспомогательный учебный материал

Периодонт – комплекс тканей, объединенных анатомически и функционально, включающий цемент корня, периодонтальную связку и нервно-сосудистый комплекс, размещенные в периодонтальной щели, кость альвеолярного отростка, кортикальную пластинку, периост и десну.

Апикальный периодонт – это часть периодонта, локализующаяся в области верхушки корня.

Эндодонт комплекс тканей, вовлекаемый в местный патологический процесс при заболеваниях пульпы и апикального периодонта. В буквальном представлении – это пульпа и дентин, прилежащий к полости зуба. Клиницисты добавляют к ним пульпопериодонтальный комплекс, включающий кроме пульпы апикальный периодонт с цементом, кортикальную пластинку и губчатое вещество, окружающее верхушку корня.

Основная закономерность строения периодонта в детском возрасте заключается в постоянной его перестройке. Структуры периодонта имеют различное строение, относятся к разным видам тканей и имеют четкие анатомические характеристики. Но наличие в них единого, широко анастомозирующего русла кровеносных и лимфатических сосудов и нервных элементов, которые связывают их между собой, стирает анатомические разграничения. Поэтому независимо от этиологии и локализации воздействия на него реагирует весь комплекс периодонта.

Этиология апикального периодонтита. Согласно современным данным, апикальный периодонтит вызывают бактерии корневого канала, среди которых доминирует анаэробная микрофлора.   

Развитие периапикального воспаления может быть связано с воздействием ятрогенных факторов, таких как инструментальная и медикаментозная обработка корневых каналов, а также использование пломбировочных материалов. Выраженность тканевых реакций, возникающих в ответ на инструментальную обработку канала, зависит от степени повреждения. Так выход инструмента за пределы апикального отверстия с травмой тканей периапикальной области может привести к развитию острого апикального периодонтита. В случае отсутствия бактериального фактора происходит полная регенерация тканей. Но если в корневом канале присутствуют микроорганизмы, выход инструментов за апикальное отверстие способствует распространению инфекции. Антисептики, используемые в эндодонтии, содержащие фенольные и альдегидные группы, обладают раздражающим действием. Внутриканальное введение таких антисептиков может привести к некрозу клеток в периапикальной области и воспалению. Клинически это проявляется выходом экссудата из периапикальных тканей в корневой канал. Иногда бывает сложно определить, связана ли экссудация с инфекционным или медикаментозным раздражением периодонта. В тоже время в отсутствие микроорганизмов после прекращения действия цитотоксических медикаментов наступает быстрая регенерация тканей периодонта. Корневые цементы обладают раздражающим воздействием на ткани периодонта сразу после их приготовления. Через несколько недель, когда происходит полное отверждение материала, дальнейшего биологического воздействия на периодонт не происходит. В отсутствие инфицирования наблюдается регенерация тканей.

Особенности клинического течения острого апикального периодонтита во временных зубах и постоянных зубах с незаконченным формированием корней:

- острый апикальный периодонтит встречается крайне редко, как правило, у практически здоровых детей;

- экссудативная фаза воспаления развивается очень быстро, серозная стадия в течение нескольких часов переходит в гнойную;

- локальный воспалительный процесс быстро переходит в диффузный; 

- ухудшается общее состояние, повышается температура тела;

- при остром апикальном периодонтите пульпа в ряде случаев остается витальной.

Особенности клинического течения хронического апикального периодонтита во временных зубах и постоянных зубах с незаконченным формированием корней:

- хронический апикальный периодонтит чаще развивается как первично-хронический;

- часто протекает при неглубокой кариозной полости с закрытой полостью зуба;

- преобладает продуктивный тип хронического воспаления (гранулирующий периодонтит), сопровождающийся образованием свища на десне или коже лица; - большой объем поражения костной ткани;

- во временных зубах очаг воспаления часто локализуется в области фуркации корней; - в зубах с несформированными или резорбирующимися корнями возможно врастание грануляционной ткани из периапикального очага хронического воспаления в просвет корневого канала.

Диагностика апикального периодонтита. Для постановки диагноза необходимо выяснить жалобы, изучить анамнез заболевания и анамнез жизни пациента, установить клинические признаки заболевания и данные дополнительных методов обследования. 

Диагностика состояния пульпы у детей затруднена в связи с особенностями их поведения. Температурные тесты для определения состояния пульпы временных зубов в целом недостоверны. Зубы с апикальным периодонтитом обычно чувствительны к перкуссии, однако у маленьких детей во временных зубах этот тест также не очень надежен. Электроодонтометрия во временных зубах и в постоянных зубах с несформированными корнями малоинформативна. Для постановки диагноза необходимы качественные внутриротовые рентгенограммы периапикальной области.

Дифференциальную диагностику апикального периодонтита проводят с кариесом и гангренозным пульпитом.

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: