Контрольные вопросы для самопроверки студентов

ПЛАН

1. Мастерство музыканта-исполнителя – связующее звено между композитором и слушателем.

2. Эмоциональный тонус (по Асафьеву), в основе природы взаи­мопонимания и общения людей посредством звукопроизнесения и интонирования

3. Высшая степень исполнительского мастерства связана с эмо­циональным произношением как частностей так и целостно­го звучания пьесы.

 

В решении данной проблемы перед музыкальной педагоги­кой стоит двойная задача:

- во-первых, воспитание духовно богатого гражданина, пат­риота, интернационалиста, имеющего фундаментальные знания в своей профессии и широко осведомленного в узловой проблема­тике других областей знаний - современной политики, истории, культуры, науки, литературы, искусства;

- во-вторых, воспитание музыканта, глубоко и разносторонне чувствующего и мыслящего, любящего свою профессию, одержи­мого непреодолимым желанием, внутренней потребностью нести музыкальную культуру в массы, артиста, в совершенстве владе­ющего исполнительским мастерством.

Органическое сочетание широкого образования с целенаправлен­ным обучением и воспитанием специалиста составляет основной базис и показатель общей культуры музыканта, проявляющийся в его конкретных профессиональных качествах: в культуре чувств и зрелости музыкального мышления, в самостоятельности твор­ческой деятельности, в постоянном совершенствовании и разви­тии своих способностей при разучивании новых сочинений и под­боре репертуара, в способности критической оценки результатов своего труда.

Постижение системного научного подхода в приобретении названных профессиональных качеств личности музыканта-исполнителя является целью соответствующих разделов дальней­шего изложения.

В монографии Е.Гуренко «Исполнительское искусство: мето­дологические проблемы» подчеркивается: «Далеко не последнее место в ряду характерных особенностей исполнительства занима­ет наличие творческого посредника между создателем художе­ственных ценностей и воспринимающим субъектом (публикой)».

Непосредственным связующим звеном между композитором и слушателем является мастерство музыканта-исполнителя. Оно не ограничено технологией интонационно-осмысленного процесса-дей­ствия. Главная функция исполнителя - непосредственное эмоцио­нально-психологическое воздействие на слушателя. Ведущая роль в эмоционально-психологическом общении между исполнителем и слушателем принадлежит эмоциональному тонусу исполнителя.

В статье «Композитор и действительность» Б. Асафьев пи­шет: «... эмоциональный тонус - то, что лежит в природе взаи­мопонимания и общения людей посредством звукопроизнесения и интонирования».

Мастерство исполнителя обязательно включает специфичес­кую технику владения эмоциональным тонусом. Этот аспект мастерства требует отдельного рассмотрения в контексте диалек­тического единства параллельных процессов: реального звучания и динамики протекания эмоций.

Высшая степень исполнительского мастерства связана с эмо­циональным произношением частностей как элементов целостно­го звучания пьесы. Поэтому одухотворенность процесса исполне­ния необходимо рассмотреть в двух значениях:

- во-первых, как тонус чувств самого исполнителя;

- во-вторых, как тонус реального звучания.

Исполнительский тонус, эмоциональный настрой, сопутству­ющий индивидуальной интерпретации музыкального произведе­ния, включает чувства, определяемые ладотональным и тембро­во-динамическим содержанием сочинения, а также целую гамму субъективных переживаний, связанных с непосредственной кон­кретизацией звучания в экстремальных условиях эстрадного вы­ступления.

Следует постоянно добиваться взаимоувязки эмоционального тонуса исполнителя с тонусом реального звучания музыки.

В приведенной ниже схеме психо-физического комплекса показано, что каждый из названных его аспектов имеет три параллельных уровня. Условно назовем их: «констатирую­щий», «содержательный» и «артистический», и три услов­ных параметра глубины переживаний.

Исполнительский эмоциональный тонус воздействует на тонус слушателя. Но рассмотрение эмоционального тонуса восприятия не входило в нашу задачу, конкретного звучания, но и перспективно - в широком плане развития его личностно-эмоциональных качеств в целом.

Таким образом, ключ к развитию эмоциональности музыканта-исполнителя, а также к контролю протекания эмоций в процессе игры - в динамике микроструктурного смыслового ин­тонирования.

Первоосновой художественного мастерства баяниста являет­ся процесс микроструктурного интонирования.

Исполнительский тонус создается при органическом единстве эмоционального и рационального факторов в музыкально-игро­вом процессе.

Этим определяется его роль эмоционального катализатора между композитором и слушателем.

Музыкальные интонации как носители эмоционального напря­жения являются непосредственными возбудителями определен­ного тонуса чувств исполнителя. Тонус, в свою очередь, вызывает слушательское сочувствие, сопереживание. Именно на уровне переживаемого, эмоционального звукопроизношения исполнитель­ское искусство становится посредником между композиторским замыслом и слушательским восприятием.

Что же касается тембровости и темброво-регистрового рас­цвечивания музыкальной ткани, то оно дополняет и углубляет красочность звуковой палитры, активизирует слуховое внимание, помогает воспринять музыкальный образ в разных ракурсах зву­ковой светотени.

Однако манипулирование тембровыми регистрами на баяне не должно заслонять интонационного смысла.

В воспитании молодого музыканта это имеет принципиаль­ное значение: либо смена тембровых оттенков соответствует ло­гике смыслового интонирования, дополняет характеристику те­матического и сопутствующего звучащего материала, либо игра в тембры - самоцель, демонстрация эффекта красочного звучания, не связанного непосредственно с жизнью музыкального образа.

«Основание тембровости как интонационно-выразительного качества проходит... самой яркой, прогрессивной областью му­зыкальной мысли, изыскующей новые пути художественного познания действительности», - пишет Б. Асафьев.

Следует учитывать, что тембровые оттенки на баяне проявля­ются не только при использовании богатой палитры искусствен­ных тембровых регистров, но и естественным путем - в процессе тонкого владения разнообразными выразительными средствами: громкостной динамикой, различной глубиной связности, выдер­жанностью длительностей, наполненностью фактуры, частотой метроритмических единиц и т. п. Все эти средства влияют на тембровость и тонус звучания баяна.

В обиходной педагогической и исполнительской практике баянисты пользуются преимущественно первым уровнем, то есть, по асафьевской терминологии, - «частой красочностью» тембров. Тембровая же экспрессия как «более тонкое» «интеллектуаль­ное» средство часто не используется исполнительской практикой. Б. Асафьев определяет «тембровую нюансировку, тем­бровую экспрессию» как гибкий и психологически правдивый язык.

Задача исполнителя - максимально использовать оба уровня для достижения интонируемой тембровости баяна.

Сопоставление элементов мелодической структуры в различ­ных тембровых регистрах придает ясность форме, ибо по-разно­му характеризует ее составные части.

Контроль меры динамических, артикуляционных и фактур­ных средств на уровне тембрового мышления, тембровая нюанси­ровка - показатель высокой культуры, художественности владе­ния звуком на баяне.

В пределах одного тембрового регистра на баяне скрыты зна­чительные возможности для тембрового интонирования. Этому часто мешает форсирование громкости звучания. Исполнитель должен почувствовать разницу между искусственными тембро­выми регистрами и «интонационно образным значением тембро­вости». Но ощутив эту разницу, он уже не может не мыслить интонирование иначе, как в сфере «тембродвижения» в непосредственнейшей связи с нюансировкой мотивов, фраз и пред­ложений. Таким образом, тембровая регистровка с применением искусственных тембровых регистров должна быть включена в общую систему тембрового мышления музыканта. Его непрерыв­ная творческая инициатива в широком плане усиливает влияние тембра на исполнительский тонус.

Еще более очевидное влияние на исполнительский тонус ока­зывает музыкальный ритм.

Тонизирующее действие ритма ощущается:

- в нюансировке структурных построений, где ему принадле­жит роль организации громкостной динамики (периодов покоя в начальных и завершающих стадиях мотивов и фраз, нарастаний и спадов соотношения опорных точек, сопряженности мотивов, фраз, предложений, периодов, разделов формы, вплоть до дыха­ния частей циклической формы, сопряженности вертикальных соотношений и т. п.).

 

Контрольные вопросы для самопроверки студентов

1. Должен ли исполнитель почувствовать разницу между искусственными тембро­выми регистрами и «интонационно образным значением тембро­вости».

2. Что является показателем высокой культуры, художественного владе­ния звуком на баяне.

3. Сопоставление элементов мелодической структуры в различ­ных тембровых регистрах придает ли ясность форме, и ее составным частям.        

Литература: [ 7– С. 71-73; 6; 2]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: