ПЛАН
1. Мастерство музыканта-исполнителя – связующее звено между композитором и слушателем.
2. Эмоциональный тонус (по Асафьеву), в основе природы взаимопонимания и общения людей посредством звукопроизнесения и интонирования
3. Высшая степень исполнительского мастерства связана с эмоциональным произношением как частностей так и целостного звучания пьесы.
В решении данной проблемы перед музыкальной педагогикой стоит двойная задача:
- во-первых, воспитание духовно богатого гражданина, патриота, интернационалиста, имеющего фундаментальные знания в своей профессии и широко осведомленного в узловой проблематике других областей знаний - современной политики, истории, культуры, науки, литературы, искусства;
- во-вторых, воспитание музыканта, глубоко и разносторонне чувствующего и мыслящего, любящего свою профессию, одержимого непреодолимым желанием, внутренней потребностью нести музыкальную культуру в массы, артиста, в совершенстве владеющего исполнительским мастерством.
|
|
Органическое сочетание широкого образования с целенаправленным обучением и воспитанием специалиста составляет основной базис и показатель общей культуры музыканта, проявляющийся в его конкретных профессиональных качествах: в культуре чувств и зрелости музыкального мышления, в самостоятельности творческой деятельности, в постоянном совершенствовании и развитии своих способностей при разучивании новых сочинений и подборе репертуара, в способности критической оценки результатов своего труда.
Постижение системного научного подхода в приобретении названных профессиональных качеств личности музыканта-исполнителя является целью соответствующих разделов дальнейшего изложения.
В монографии Е.Гуренко «Исполнительское искусство: методологические проблемы» подчеркивается: «Далеко не последнее место в ряду характерных особенностей исполнительства занимает наличие творческого посредника между создателем художественных ценностей и воспринимающим субъектом (публикой)».
Непосредственным связующим звеном между композитором и слушателем является мастерство музыканта-исполнителя. Оно не ограничено технологией интонационно-осмысленного процесса-действия. Главная функция исполнителя - непосредственное эмоционально-психологическое воздействие на слушателя. Ведущая роль в эмоционально-психологическом общении между исполнителем и слушателем принадлежит эмоциональному тонусу исполнителя.
В статье «Композитор и действительность» Б. Асафьев пишет: «... эмоциональный тонус - то, что лежит в природе взаимопонимания и общения людей посредством звукопроизнесения и интонирования».
|
|
Мастерство исполнителя обязательно включает специфическую технику владения эмоциональным тонусом. Этот аспект мастерства требует отдельного рассмотрения в контексте диалектического единства параллельных процессов: реального звучания и динамики протекания эмоций.
Высшая степень исполнительского мастерства связана с эмоциональным произношением частностей как элементов целостного звучания пьесы. Поэтому одухотворенность процесса исполнения необходимо рассмотреть в двух значениях:
- во-первых, как тонус чувств самого исполнителя;
- во-вторых, как тонус реального звучания.
Исполнительский тонус, эмоциональный настрой, сопутствующий индивидуальной интерпретации музыкального произведения, включает чувства, определяемые ладотональным и темброво-динамическим содержанием сочинения, а также целую гамму субъективных переживаний, связанных с непосредственной конкретизацией звучания в экстремальных условиях эстрадного выступления.
Следует постоянно добиваться взаимоувязки эмоционального тонуса исполнителя с тонусом реального звучания музыки.
В приведенной ниже схеме психо-физического комплекса показано, что каждый из названных его аспектов имеет три параллельных уровня. Условно назовем их: «констатирующий», «содержательный» и «артистический», и три условных параметра глубины переживаний.
Исполнительский эмоциональный тонус воздействует на тонус слушателя. Но рассмотрение эмоционального тонуса восприятия не входило в нашу задачу, конкретного звучания, но и перспективно - в широком плане развития его личностно-эмоциональных качеств в целом.
Таким образом, ключ к развитию эмоциональности музыканта-исполнителя, а также к контролю протекания эмоций в процессе игры - в динамике микроструктурного смыслового интонирования.
Первоосновой художественного мастерства баяниста является процесс микроструктурного интонирования.
Исполнительский тонус создается при органическом единстве эмоционального и рационального факторов в музыкально-игровом процессе.
Этим определяется его роль эмоционального катализатора между композитором и слушателем.
Музыкальные интонации как носители эмоционального напряжения являются непосредственными возбудителями определенного тонуса чувств исполнителя. Тонус, в свою очередь, вызывает слушательское сочувствие, сопереживание. Именно на уровне переживаемого, эмоционального звукопроизношения исполнительское искусство становится посредником между композиторским замыслом и слушательским восприятием.
Что же касается тембровости и темброво-регистрового расцвечивания музыкальной ткани, то оно дополняет и углубляет красочность звуковой палитры, активизирует слуховое внимание, помогает воспринять музыкальный образ в разных ракурсах звуковой светотени.
Однако манипулирование тембровыми регистрами на баяне не должно заслонять интонационного смысла.
В воспитании молодого музыканта это имеет принципиальное значение: либо смена тембровых оттенков соответствует логике смыслового интонирования, дополняет характеристику тематического и сопутствующего звучащего материала, либо игра в тембры - самоцель, демонстрация эффекта красочного звучания, не связанного непосредственно с жизнью музыкального образа.
«Основание тембровости как интонационно-выразительного качества проходит... самой яркой, прогрессивной областью музыкальной мысли, изыскующей новые пути художественного познания действительности», - пишет Б. Асафьев.
Следует учитывать, что тембровые оттенки на баяне проявляются не только при использовании богатой палитры искусственных тембровых регистров, но и естественным путем - в процессе тонкого владения разнообразными выразительными средствами: громкостной динамикой, различной глубиной связности, выдержанностью длительностей, наполненностью фактуры, частотой метроритмических единиц и т. п. Все эти средства влияют на тембровость и тонус звучания баяна.
|
|
В обиходной педагогической и исполнительской практике баянисты пользуются преимущественно первым уровнем, то есть, по асафьевской терминологии, - «частой красочностью» тембров. Тембровая же экспрессия как «более тонкое» «интеллектуальное» средство часто не используется исполнительской практикой. Б. Асафьев определяет «тембровую нюансировку, тембровую экспрессию» как гибкий и психологически правдивый язык.
Задача исполнителя - максимально использовать оба уровня для достижения интонируемой тембровости баяна.
Сопоставление элементов мелодической структуры в различных тембровых регистрах придает ясность форме, ибо по-разному характеризует ее составные части.
Контроль меры динамических, артикуляционных и фактурных средств на уровне тембрового мышления, тембровая нюансировка - показатель высокой культуры, художественности владения звуком на баяне.
В пределах одного тембрового регистра на баяне скрыты значительные возможности для тембрового интонирования. Этому часто мешает форсирование громкости звучания. Исполнитель должен почувствовать разницу между искусственными тембровыми регистрами и «интонационно образным значением тембровости». Но ощутив эту разницу, он уже не может не мыслить интонирование иначе, как в сфере «тембродвижения» в непосредственнейшей связи с нюансировкой мотивов, фраз и предложений. Таким образом, тембровая регистровка с применением искусственных тембровых регистров должна быть включена в общую систему тембрового мышления музыканта. Его непрерывная творческая инициатива в широком плане усиливает влияние тембра на исполнительский тонус.
Еще более очевидное влияние на исполнительский тонус оказывает музыкальный ритм.
|
|
Тонизирующее действие ритма ощущается:
- в нюансировке структурных построений, где ему принадлежит роль организации громкостной динамики (периодов покоя в начальных и завершающих стадиях мотивов и фраз, нарастаний и спадов соотношения опорных точек, сопряженности мотивов, фраз, предложений, периодов, разделов формы, вплоть до дыхания частей циклической формы, сопряженности вертикальных соотношений и т. п.).
Контрольные вопросы для самопроверки студентов
1. Должен ли исполнитель почувствовать разницу между искусственными тембровыми регистрами и «интонационно образным значением тембровости».
2. Что является показателем высокой культуры, художественного владения звуком на баяне.
3. Сопоставление элементов мелодической структуры в различных тембровых регистрах придает ли ясность форме, и ее составным частям.
Литература: [ 7– С. 71-73; 6; 2]