Брак — это признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи.
Семья— это:
-социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций. Характеризуется определённой совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регулирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками;
- малая социальная группа,основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении). Позволяет удовлетворять личные потребности, связана общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.
Основные функции семьи:
репродуктивная функция - связана с биологическим воспроизводством членов общества;
функция социализации - связана с формированием индивида как личности;
воспитательная функция - проявляется в передаче знаний, опыта, эстетических, моральных и других ценностей, в освоении социальных ролей;
хозяйственно-бытовая функция - связана с ведением домашнего хозяйства и семейного бюджета, с поддержкой престарелых и инвалидов;
|
|
защитная функция - проявляется в физической, психологической и экономической защите членов семьи;
эмоционально-психологическая функция - проявляется в помощи каким-либо членам семьи обрести спокойствие и уверенность, в создании чувства безопасности и психологического комфорта, в обеспечении эмоциональной поддержки и сохранении позитивного жизненного тонуса;
досуговая функция - включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе организацию проведения досуга;
Исторические типы семьи:
Патриархальная – муж глава семьи, четкое распределение обязанностей: муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими; экономическая зависимость жены от мужа.
демократическая(партнерская) –домашние обязанности распределены между всеми членами семьи; все важные для семьи решения принимаются всеми членами семьи; все члены семьи доброжелательно относятся друг к другу. В зависимости от количества детей различают многодетные, малодетные и бездетные семьи. В зависимости от состава различают нуклеарные, расширенные и неполные семьи. Нуклеарная семья состоит из родителей и детей. Расширенная семья состоит из родителей, детей и других родственников. В неполной семье отсутствует один из родителей.
Задание: необходимо ответить на предложенные вопросы.
1.В чем основное назначение семьи как социального института7
2.Перечислите основные функции семьи, в чем они заключаются?
3.Почему среди социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную?
|
|
4.Чем патриархальная семья отличается от семьи партнерского типа?
Практическое занятие № 13
Тема. Семья в современной России.
Цель: изучение проблем современной семьи в России.
Порядок выполнения работы.
1.Записать номер практической работы, тему работы.
2.Выполните предложенные задания.
Задание 1. Прочитайте материал учебника 11кл.стр.176-178, определите основные тенденции развития современной семьи в России.
А) Изменение положения женщин в семье – растет профессиональная и общественная занятость женщины(более половины работающих в стране – женщины с высшим и средним проф. образованием);
Б) Развивается семья партнерского типа, в которой оба супруга совместно ведут домашнее хозяйство, занимаются воспитанием детей
В) Современная семья – нуклеарная (80 %), в которой супруги находятся в зарегистрированном браке, средняя численность семьи -3 – 6 человек.
Г) Растет число фактических, но юридически не оформленных свободных семейных союзов.
Д) Увеличилось число разводов, повторных браков.
Е) Увеличивается число браков, зарегистрированных в органах ЗАКСа.
Задание 2. Прочитайте материал и выполните задания.
А) Растить себе на радость.
Сын заглянул на кухню, когда отец с матерью завершили завтрак. Папа, как всегда дожевывал бутерброд, мысленно улетев на работу к своему компьютеру.»Я женюсь, - весело произнес сын – надеюсь, вы не против». Остатки бутерброда с сыром зависли, не достигнув отцовского рта. Компьютер, видимо, тоже потух. «Как…. как женишься?» - пролепетала мама.
«На Гале, вы ее знаете». «Забеременела, - догадался отец. –Но тебе всего 19 лет, ты только поступил в институт». «Ты же еще ребенок», - воскликнула мама. «С ней я ребенком себя не чувствую, - мгновенно ответил сын. – К тому же у нее плохое здоровье, об аборте речи не может быть. За институт не беспокойтесь – перехожу на заочное отделение. Работу уже нашел. Денег хватит снимать комнату. И самое главное – я ее люблю»
- как вы думаете, почему текст так называется?
- согласны ли вы с решением, которое принял сын?
- какой выход в данной ситуации видите вы?
Какие вопросы у вас возникли по данному тексту?
Б) Назовите наиболее частые мотивы разводов, опираясь на полученные знания и собственный обществоведческий опыт.
Задание 3. Воспитывал ребенка, сажая в подвал.
В Иваново завершился процесс по делу об издевательствах над ребенком. Обвиняемым проходил родной отец пострадавшей. После развода родителей девочка осталась жить с мамой и бабушкой. С отцом встречалась редко – тот о дочери не заботился, только ругал и бил.
В апреле 2016 года девочка пришла к отцу забрать велосипед. Однако отец встретил дочь враждебно, стал кричать и требовать, чтобы она немедленно села за уроки. Получив отказ, отец закрыл девочку в подвале.
Следствие установило, что девочка просидела в подвале около часа, после чего отец отпустил ее на свободу. Дома девочка рассказала бабушке и маме, те написали заявление в полицию. Суд признал мужчину виновным и приговорил его к тюремному заключению.
- как вы считаете, справедливо ли был наказан отец девочки?
- какие методы воспитания не должны применяться к детям?
- как вы думаете, почему в нашем обществе растет количество случаев жесткого обращения с детьми? Кто и как с этим должен бороться?
Требования к результатам работы: письменная работа в тетради.