Практическая работа №2

Тема: «Решение прямой геодезической задачи»

Цель: научиться определять координаты второй точки линии на местности, если известны координаты первой точки линии, горизонтальное проложение линии и её дирекционный угол.

Выполнение

Учебная группа разбивается на звенья количеством 5-6 человек (в зависимости от общего числа в группе).

Звено на участке местности «разбивает оси координат», ориентируя ось абсцисс на север. Через один метр оцифровывает каждую ось, вбивая деревянные колышки. С помощью двух рулеток определяют координаты заданной точки А, закрепляют колышком. Шпагатом имитируется осевой меридиан, проходящий через эту точку.

Подготовив тахеометр к работе, необходимо отложить заданный дирекционный угол α. На полученном направлении отмеряется горизонтальное проложение d и колышком закрепляется положение точки В. Длину линии АВ следует измерить нитяным дальномером тахеометра, продублировав контрольным измерением рулеткой. Опустив перпендикуляры на соответствующие оси, определяют координаты  X и Y точки В.

Камеральные работы, проводимые в аудитории, кроме подробного описания полевых работ, будут включать и аналитический способ решения прямой геодезической задачи с использованием тригонометрических формул.

Для этого необходимо рассмотреть прямоугольный треугольник АВС. Определить значение румба и через Cos r и Sin r найти приращения координат ∆X и ∆Y. Зная приращения, вычислить координаты точки В по формулам:

XВ =   XА + ∆X;            YВ =   YА + ∆Y.

Прямая геодезическая задача решена, т.е. по известным координатам точки А(ха, уа), дирекционному углу α и горизонтальному проложению d определены координаты точки В(хв, ув).

Варианты задания.

№ варианта А(ха, уа) м Дирекционный угол α Проложение d, м
1 (9;2) 135о 10
2 (8;3) 120о 9
3 (7;1) 140о 6
4 (9;3) 115о 8
5 (9;1) 150о 7

 

Практическая работа №3

Тема: «Решение обратной геодезической задачи»

Цель: научиться определять горизонтальное проложение линии AB на местности и её дирекционный угол, если известны координаты первой и второй точек этой линии.

Выполнение

Звено учащихся на участке местности «разбивает оси координат», ориентируя ось абсцисс на север. Через один метр оцифровывает каждую ось, вбивая деревянные колышки. С помощью двух рулеток определяют координаты заданных точек А и В, закрепляют колышком. Шпагатом имитируется осевой меридиан, проходящий через начальную точку линии АВ, точку А.

По заданному направлению линии АВ необходимо тахеометром (предварительно подготовить прибор к работе) измерить дирекционный угол α, а нитяным дальномером определить горизонтальное проложение d. Произвести контрольный замер, измерив расстояние между точками А и В стальной рулеткой.

Камеральные работы, проводимые в аудитории, кроме подробного описания полевых работ, будут включать и аналитический способ решения прямой геодезической задачи с использованием тригонометрических формул.

Для этого необходимо рассмотреть прямоугольный треугольник АВС. Определить приращения координат ∆X и ∆Y. Далее через соотношение двух катетов прямоугольного треугольника надо найти значение тангенса угла r, по тангенсу определить угол, а зная величину угла, найдём Cos r и Sin r. Эти тригонометрические функции необходимы для нахождения проложения линии d по одной из формул:

                               .

Дирекционный угол α определяем по формуле:

                                  α = 180о – r.

Обратная геодезическая задача решена, т.е. по известным координатам двух точек линии АВ определено её горизонтальное проложение d и дирекционный угол α.

 

Варианты задания.

№ варианта А(ха, уа) м В(хв, ув) м
1 (9; 2) (1; 8)
2 (8; 3) (1; 9)
3 (7; 1) (1; 10)
4 (9; 3) (2; 8)
5 (9; 1) (2; 9)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: