Цель: определение доминирования познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка.
Описание методики: В комнату, где на столике выставлены обычные не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка. Примерный набор игрушек может быть следующим: один предмет из кукольной; мебели, один предмет из кукольной посуды, одна мягкая игрушка, один кубик, одна простая машинка; Следует заметить, что в этот набор нельзя включать любимые игрушки испытуемого.
Инструкция: Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушки и запомнить их. На это отводится около минуты. После того, как он ознакомится с игрушками, экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают сказку, которую он раньше не слышал.
На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца.
Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.
|
|
Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, подходит к экспериментатору и просит дочитать сказку, то взрослый отказывается, сославшись на то, что выбор уже сделан.
Если ребенок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну игрушку и возвращается к экспериментатору с просьбой дочитать сказку, то взрослый предлагает ребенку положить игрушку на место и тогда прийти дослушать сказку. В случае отказа ребенка расстаться с игрушкой взрослый не дочитывает сказку и говорит ему, что-либо сказка, либо игрушка.
Интерпретация: В протоколе регистрируется выбор испытуемого, его высказывания и поступки, на основании чего делается вывод о доминировании познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. Выбор сказки говорит о доминировании познавательного мотива. Выбор игрушек говорит о доминировании игрового мотива. Желание и поиграть, и дослушать сказку рассматривается с точки зрения первого выбора, то есть как доминирование игровой мотивации, которая, не вызывает игровую деятельность из-за скудного и неинтересного набора игрушек.
Исследование внутренней позиции школьника
и выявление характера ориентации на школьно – учебную деятельность
Методика – беседа Нежновой Т.А. с добавлениями (баллы).
вопросы беседы | варианты ответов | баллы |
1. Хочешь ли ты идти в школу? | а) очень хочу б) так себе, не знаю в) не хочу | а) 2 б) 1 в) 0 |
2. Почему ты хочешь идти в школу? | а) интерес к учению, занятиям: хочу стать умным, грамотным и т.п. б) интерес к внешней школьной атрибутике – форма, портфель и т.п. в) внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, мама сказала и т.п. | а) 2 б) 1 в) 0 |
3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься? | а) освоение некоторых навыков чтения. письма, счёта: с мамой писали, считали… б) приобретение формы, портфеля, книг… в) занятия, не относящиеся к школе | а) 2 б) 1 в) 0 |
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? | а) уроки, школьные занятия б) внеучебные занятия и проч., не связ. с учением моменты: перемена, личность учителя, вид класса, школы в) уроки художественно-физкультурного цикла | а) 2 б) 1 в) 0 |
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, как бы ты проводил день. чем занимался? | а) занятия учебного цикла: писать буквы, читать… б) дошкольные занятия: рисование, конструирование в) занятия, не имеющие отношения к школе: прогулка, игры… | а) 2 б) 1 в) 0 |
|
|
Преобладание ответов «А»: ориентация на содержание учебной деятельности
Преобладание ответов «Б»: ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни
Преобладание ответов «В»: ориентация на внешкольные виды деятельности
Готовность к школе:
10 - 9 баллов – школьно-учебная ориентация ребёнка, положительное отношение к школе, внутренняя позиция школьника сформирована достаточно.
8 – 5 баллов – интерес к внешним атрибутам школьной жизни, начало формирования позиции школьника.
4 – 0 баллов – ребёнок не проявляет интереса к школе, внутренняя позиция школьника не сформирована.