Искусство - это специализированное художественное творчество. Оно выступает главным элементом художественной культуры как вида духовной культуры общества. Специфика искусства как профессионального творчества состоит в следовании традициям, сложившимся в литературе, музыке, танце, живописи и т.д., а также в новаторском переосмыслении произведений прошлого и создании новых. Поэтому творчество профессионалов в искусстве тесно связано с народным художественным творчеством. Но данное творчество имеет всегда авторский характер. Каждый представитель искусства стремится к неповторимости своего творчества, которая выражается в стиле, жанре, формах и других отличительных признаках.
Так, в изобразительном живописном искусстве есть художники портретисты, пейзажисты, баталисты, а также реалисты, кубисты, сюрреалисты или супрематисты и др. С одной стороны, они избирают для своего творчества существующие традиционные направления, жанры и стили. А с другой - привносят что-то свое, неповторимое, как И. Репин или И. Айвазовский, П. Пикассо или С. Дали, К. Малевич.
|
|
Природу можно воспринимать как среду обитания людей, источник сырья и ресурсов для промышленности, сферу земледелия или правовых отношений между государствами и другими субъектами. Но природа - один из первых и традиционных объектов эстетического отражения и художественного воспроизведения. Примером такого эстетическо-художественного отображения природы может послужить четверостишье С.Маршака.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой
Прохладен, хрупок и душист!
Современное искусство очень многообразно. Оно включает следующие основные элементы:
1. Архитектура («застывшая музыка»)
2. Изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, мозаика и др.
3. Художественная литература
4. Музыкальное искусство
5. Хореография
6. Театральное искусство
7. Эстрадное искусство
8. Киноискусство
9. Цирковое искусство
10. Декоративно-прикладное искусство
11. Телевизионное и аудио-визуальное искусство
12. Компьютерное художественное творчество и др.
Дискуссионным остается вопрос о соотношении искусства и художественного народного творчества; искусства и массовой культуры. В современном понимании творцами искусства являются только специалисты – люди, имеющие соответствующее образование, профессиональную подготовку.
Искусство имеет авторский характер. Оно преимущественно коммерциализовано. Занятие художественным творчеством представляет для профессионала не только увлечение, реализацию своих интересов и способностей, но и источник средств к жизни. Качество художественного творчества не всегда учитывается как признак созданного произведения искусства.
|
|
Народная культура самобытна. Художественное народное творчество - процесс стихийной самореализации людьми своих художественных способностей, а также результат отражения ситуаций и событий практики, мечтаний о лучшей жизни, фантазий. Произведения народного творчества не имеют авторов, они не создаются специально для развития того или иного направления художественного творчества и не связаны с добыванием средств жизни.
Сказания и предания, былины, народные сказки и песни, пословицы и поговорки, частушки и музыка создаются многими людьми, народам». К художественному народному творчеству относятся многие промыслы, существующие как традиция и не получившие характер организованных производств со специально подготавливаемыми кадрами, орудиями и средствами творчества. К художественному народному творчеству условно можно отнести и любительское авторское творчество. К искусству оно не относится из-за любительского характера. Но оно может быть качественным, составлять источник получения средств к жизни. Любительские современные произведения - авторские, хотя авторство, как правило, не закреплено юридически и может быть со временем утеряно.
По своим признакам и особенностям воспроизведения бытия, устойчивости существования в художественно-эстетической культуре общества, конкретных народов художественное неспециализированное творчество можно отнести к искусству. К такому творчеству также применимы категории эстетики как теории искусства. Вместе с тем народное художественное творчество - относительно самостоятельный элемент художественной культуры..
Искусство проявляет себя в духовной культуре общества своими функциями, признаками, содержанием, особым языком передачи художественно-эстетической информации. Искусство «оформляет» духовную культуру своими образами и стилями, категориями и принципами.
Искусство как форма культуры-это один из способов существования содержания духовной культуры и ее модификаций, внутренняя организация содержания духовной культуры и внешний облик конкретных ее проявлений, связанный с внутренним единством содержания.
Искусство выступает одной из форм духовного освоения мира человеком. Возникая в процессе трудовой деятельности, искусство приобретает относительную самостоятельность в духовном освоении бытия благодаря своим особым признакам, образам, языку. Искусство удовлетворяет эстетические потребности людей, воспроизводя себя в художественных произведениях и воздействуя на духовный мир человека. Такие явления в искусстве, как эстетический идеал, эстетический вкус, чувство прекрасного и другие, позволяют выявлять через форму искусства красивое в природе и в жизни людей, то, что нравится всем или многим как чистый образ, лишенный всякой утилитарной окраски.
Искусство как форма духовной культуры - необходимый и закономерный способ существования человека и человечества. Оно регулирует жизнедеятельность людей по своим законам: закону красоты, закону совершенства, закону возвышенности духовных ориентаций человека и его практической жизни; закону трагического и комического в функционировании общества и т.д. Искусство, как и мораль, формируют ценностное восприятие и понимание бытия.
Как форма культуры, искусство упорядочивает духовную жизнь общества своими средствами и способами, позволяет соединять культурность людей с их цивилизованностью. Художественные формы музыкального, театрального, изобразительного, литературного, эстрадного, циркового и других видов искусства демонстрируют уровень и качество развития всей духовной культуры. Они - зримый и конкретный показатель гуманизма и миротворчества, достигнутых обществом. Формы искусства - свидетельство поворота общества к человеку и среде его обитания - природе. К человеку как первому элементу и главной ценности социально-исторического процесса. К природе как исходному источнику понимания совершенного и прекрасного.
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сказанное свидетельствует о том, что на первый план в созидательной деятельности мирового сообщества выдвинулась задача воспроизведения культурной личности. Главными ценностями у нее должны быть образованность и воспитанность, такие конкретные качества, как гуманизм, ответственность, позитивная общечеловеческая мировоззренческая ориентация. То есть все то, что и составляет содержание культуры личности. Важно изучать положительный исторический опыт своего народа, планетарной цивилизации, не допускать повторения трагических событий прошлого. Наука культурология нацелена на решение этих и многих других проблем настоящего и будущего развития. Отдельному человеку изучение культурологии поможет оптимально интегрироваться в функционирование культуры, сформировать необходимые качества.
Таким образом, нравственная и эстетическая культура - это важнейшие традиционные для человека и общества элементы их культуры. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Нравственная и художественная культура - явления практического функционирования не только духовной, но и материальной культуры общества. Искусство выступает важным средством привнесения в духовную культуру художественных образов, прекрасного и возвышенного. Оно формирует и воспроизводит духовную культуру по законам красоты.
Список литературы
1. Каверин Б.И. Культурология: Учебное пособие. М., 2001.
2. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1994.
3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. М., 2000.
4. Антология русской философии. Т.1 СПб., 2000 стр. 483-484.
5. История второй мировой войны. 1939-1945. Т.12, 1982, стр. 492.
|
|
6. Борев С.В. Эстетика: В 2 т. М., 2000.
7. Георгиева Т.С. История русской культуры. М., 1998.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www. bolshe.ru/