Цель: Формирование положительного отношения к труду через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома
Задачи:
· развивать желание и умение трудиться
· воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
· формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Программно-методическое обеспечение образовательной области «Труд»
Автор | Название |
Л.В.Куцакова | «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» |
Условия для организации работы по образовательной области «Труд»
№ | Виды труда | группа | Предметно-развивающая среда | Дидактические и технические средства |
1. | Трудовые поручения | Мл.-подг. | Уголок дежурства в возрастной группе | Дидак. игры, тех. средства |
2. | Труд в природе | Мл.-подг. | Клумба, огород, газоны | Дидак. игры, тех. средства |
3. | Самообслуживание | Мл.-подг. | Уголок дежурства, предметы личного пользования | Дидак. игры, тех. средства |
4. | Хозяйственно-бытовой труд | Ср.-подг. | Участок, группа | Дидак. игры, тех. средства |
Труд в детском саду применяется в повседневном уходе за растениями и животными, на земельном участке и в уголках природы, на занятиях. Подготавливают участок к выращиванию растений работники детского сада и родители.
Дидактическое обеспечение
Возраст | Наглядный материал | Атрибуты и оборудование | Художественная литература |
Младший возраст | Предметы и картинки о предметном мире и трудовой деятельности взрослых; | Оборудование для экспериментирования (песок, глина, разные виды бумаги, ткань). Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Магазин», «Гости пришли», «Помоги Андрюшке». Дидактические пособия для развития мелкой моторики Фартуки и шапочки для дежурства; Инвентарь для дежурства. | Подборка произведений по теме в соответствии с возрастной группой: -стихи, потешки, побуждающие детей к самообслуживанию |
Старший возраст | Картины, репродукции, видеофильмы о профессиях взрослых. Различные предметы, инструменты, материалы: «Мир ткани», «Мир дерева и металла», как компонентов трудового процесса; экспериментирование с материалами. | Дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса и расширяющие представление о мире профессий, их взаимосвязях. Сюжетно-ролевые игры, отражающие реальные трудовые процессы (шитье кукольной одежды, изготовление мебели) в игровой сюжет. Фартуки и шапочки для дежурства; Инвентарь для дежурства. Инвентарь для труда в природе. Инвентарь для дежурства в уголке прроды. | Подборка произведений по теме в соответствии с возрастной группой: -художественная литература и детские энциклопедии, знакомящие детей с трудовой деятельностью и организацией отдыха человека в прошлом и настоящем. |
Ая младшая группа
Виды труда | Виды деятельности | ||||
1.Самообслуживание
| Непосредственно организованная образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | ||
Формы работы с детьми Первая половина дня | |||||
Формируем культурно-гигиенические навыки, самообслуживание в процессе одевания и раздевания (одевание и раздевание в определенной последовательности). Приучаем к опрятности, поддерживать порядок в игровой комнате. | |||||
Показ, объяснение, обучение, наблюдение Напоминание, беседы, потешки | Дидактическая игра | Беседы, личный пример | |||
Вторая половина дня | |||||
Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению навыков самообслуживания | |||||
Напоминание Разыгрывание игровых ситуаций | Дидактическая игра
| Личный пример | |||
2.Хозяйственно-бытовой труд
| Первая половина дня | ||||
Привлекаем к выполнению простейших трудовых действий. Формирование навыков поддержания порядка в группе и на участке. Учим совместно со взрослым и под его контролем подготавливать материал к познавательной деятельности и осваивать дежурство по столовой. Побуждаем оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда. | |||||
Обучение, показ, объяснение, наблюдение Обучение, совместный труд, рассматривание иллюстраций. наблюдение | Продуктивная деятельность, поручения, совместный труд детей
| Беседа, показ, совместный труд детей и взрослых, личный пример | |||
Вторая половина дня | |||||
Дидактические и развивающие игры. Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению навыков самостоятельных | |||||
напоминание Чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, диафильмов
| совместный труд детей | Беседа, личный пример, совместный труд | |||
3.Труд в природе | Первая половина дня | ||||
| В помещении и на участке учить наблюдать, как взрослый ухаживает за растениями и животными. Воспитание заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам. Наблюдение за изменениями, произошедшими со знакомыми растениями и животными. | ||||
Показ, объяснение, обучение Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы | Продуктивная деятельность, ведение календаря природы, тематические досуги | Личный пример, напоминание, объяснение | |||
Вторая половина дня | |||||
Дидактические и развивающие игры. Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению заботливого отношения к природе. Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. | |||||
Показ, объяснение, наблюдение совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы | Продуктивная деятельность, ведение календаря природы, тематические досуги | Личный пример, напоминание | |||