Текст 3. Культура и культурная память

Д. С. Лихачев (1906—1999) — российский литературовед, академик Российской академии наук

Одна из величайших основ, на которых зиждется культура, — память. В созидании культуры участвуют многие поколения людей. Культура человечества — это не гении, рождающие все из себя. Гении создаются на определенной почве культуры. Культура передается из поколения в поколение, накапливается. При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно, и запоминается постепенно, иногда мучительно трудно, путем преодоления ошибок и вопреки порой гибели величайших ценностей.

История культуры — это история человеческой памяти, история развития памяти, ее углубления и совершенствования.

Удивительное свойство памяти! В памяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе — активнее, чем злое. С помощью памяти накапливается человеческий опыт, образуются облегчающие жизнь традиции15, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад16, общественные институты17, развивается эстетический уровень восприятия и творчества, создается знание.

Лихачев Д. С. Раздумья. — М., 1991. — С. 199—200.

Вопросы и задания: 1. Приведите собственные примеры, подтверждающие тезис Д. С. Лихачева о том, что гении создаются на определенной почве культуры. 2. Почему память — одна из основ культуры? Как вы понимаете роль исторической памяти в сохранении культуры? 3. Поясните, что означают слова Д. С. Лихачева о том, что культурная память есть «именно процесс и именно творческий». В чем проявляется творческий характер этой культурной памяти?

Тема 6. «ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ»

Текст 1. Быть человеком

Из труда современных российских философов

Человек всегда пытается стать кем-то (ученым, художником, пожарником...) и вполне естественно пытается привести себя к конкретному виду деятельности или образу жизни. И только став кем-то по-настоящему, постигнув все искусы и тонкости своей профессии, он начинает понимать, что дело не в том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии оставаться самим собой — человеком, живущим в режиме подлинно человеческого бытия: любви, красоте, сострадании...

Быть обыкновенным человеком очень трудно: все стремятся к исключительности, все чувствуют себя такими многосторонними и сложными, что быть просто человеком, вероятно, доступно в наше время немногим.

Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. — М., 1997. — С. 312.

Вопросы и задания: 1. Ответу на какие из «вечных вопросов» посвящен данный текст? 2. Какой смысл вложен в слова «оставаться... человеком»? 3. Вчитайтесь в строки, поясняющие утверждение: «Быть обыкновенным человеком очень трудно». Как вы думаете, почему в привычное словосочетание «обыкновенный человек» в данном случае вложен такой высокий смысл? 4. Подумайте, кого из людей, окружающих вас, можно назвать в высоком смысле обыкновенными людьми.

Текст 2. Что доставляет радость

Л. Н. Толстой (1828—1910) — русский писатель

Старушка-крестьянка за несколько часов до смерти говорила дочери о том, что она рада тому, что умирает летом. Когда дочь спросила: почему? — умирающая отвечала, что она рада потому, что зимой трудно копать могилу, а летом легко. Старушке было легко умирать, потому что она до последнего часа думала не о себе, а о других.

...Твори дела любви — и для тебя не будет смерти...

...Ничто так очевидно не подтверждает того, что дело жизни есть совершенствование, как то, что чего бы ты ни желал вне своего совершенствования, как бы полно ни удовлетворилось твое желание, как скоро оно удовлетворено, так тотчас же уничтожается прелесть желания.

Не теряет своего радостного значения одно: сознание своего движения к совершенству.

Только это неперестающее совершенствование дает истинную, не перестающую, а растущую радость. Всякий шаг вперед на этом пути несет с собой свою награду, и награда эта получается сейчас же. И ничто не может отнять ее.

Толстой Л. Н. Путь жизни. Кн. 2. — Тольятти, 1995. — С. 277, 312—313.

Текст 3. Что лишает счастья

Пчеле, чтобы жить по своему закону, надо летать, змее ползать, рыбе плавать, а человеку любить. И потому, если человек, вместо того чтобы любить людей, делает зло людям, он поступает так же странно, как если бы птица стала плавать, а рыба — летать.

Лошадь спасается от врага своим быстрым бегом. И она несчастна не тогда, когда не может петь петухом, а тогда, когда потеряла то, что ей дано — свой быстрый бег.

У собаки самое дорогое — чутье; когда она потеряет его, она несчастна, но не тогда, когда она не может летать.

Точно так же и человек несчастен не тогда, когда он не может осилить медведя, или льва, или злых людей, а тогда, когда он теряет то, что ему дано самого дорогого — свою духовную природу, свою способность любить (по Эпиктету18).

Толстой Л. Н. Путь жизни. Кн. 1. — Тольятти, 1995. — С. 98.

Вопросы и задания к текстам 2 и 3: 1. Определите основные идеи каждого из фрагментов. Сопоставьте их с текстом параграфа учебника. Над какими «вечными вопросами» размышляет Л. Н. Толстой? Какие ответы на них он дает? 2. Как вы понимаете фразу: «Твори дела любви — и для тебя не будет смерти»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: