Текст 3. Защита детей

Из Женевских Конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г.

...Каждая Высокая Договаривающаяся Сторона должна разрешать свободный пропуск посылок, предназначенных для детей до 15 лет и рожениц (ст. 23). Оккупирующая держава должна оказывать содействие в осуществлении соответствующей деятельности учреждениям, попечению5 которых вверены дети на оккупированной территории (ст. 50). Находящиеся в конфликте стороны обязаны оказывать поддержку иждивенцам интернированных6 лиц, если эти иждивенцы не имеют достаточных средств к существованию или не могут сами зарабатывать себе на жизнь (ст. 81). Кормящие матери и дети до 15 лет, интернированные стороной в конфликте в целях обеспечения их безопасности, должны получать дополнительное питание в соответствии с их физиологическими потребностями (ст. 89).

Согласно Протоколу 1, предпочтение при распределении гуманитарной помощи должно быть отдано детям и беременным женщинам (п. 1, ст. 70).

Наконец, согласно Статье 78 того же Протокола, предусматривается временная эвакуация детей, если они нуждаются в медицинской помощи или лечении (п. 1, ст. 78).

Как уже упоминалось, Протокол 11 устанавливает право детей на защиту и помощь в ходе немеждународных вооруженных конфликтов (п. 3, ст. 4).

Дети и война // Международный Комитет Красного Креста. — 1995. — С. 9.

Вопросы и задания: 1. Назовите виды защиты и помощи детям, которые отражены в международном гуманитарном праве. 2. Что понимается под особыми потребностями детей? Почему дети выделены из других категорий гражданского населения? 3. Почему в документе отдельно сказано о немеждународных вооруженных конфликтах? 4. Как изложенные нормы связаны с Декларацией прав ребенка?

Текст 4. Основные положения
международного гуманитарного права,
применяемые в вооруженных конфликтах

1. Лица, вышедшие из строя (hors de combat), и те, кто не принимает непосредственного участия в боевых действиях, имеют право на уважение к их жизни, на моральную и физическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они имеют право на защиту и гуманное обращение без какой-либо дискриминации7.

2. Запрещается убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или является вышедшим из строя (hors de combat).

3. Раненые и больные должны подбираться и обеспечиваться уходом той стороной конфликта, во власти которой они находятся. Защите также подлежат медицинский персонал, учреждения, транспортные средства и оборудование. Эмблема8 красного креста или красного полумесяца обозначает право на защиту и должна уважаться.

4. Захваченные в плен участники боевых действий (далее именуемые комбатантами) и гражданские лица, находящиеся на территории, контролируемой противником, имеют право на уважение к их жизни, достоинству, личным правам и убеждениям. Им должна быть обеспечена защита от насилия и репрессалий9, они имеют право на переписку со своей семьей и на получение помощи.

5. Каждый имеет право на основные юридические гарантии. Никто не должен подвергаться физическим и моральным пыткам, телесным наказаниям, а также жестокому или унизительному обращению.

6. Стороны в конфликте и их вооруженные силы не могут пользоваться неограниченным выбором методов и средств ведения войны. Запрещается использовать такое оружие и такие методы ведения боевых действий, которые по своему характеру могут вызвать не обусловленные необходимостью потери или повлечь за собой чрезмерные страдания.

7. Стороны в конфликте обязаны постоянно делать различие между гражданским населением и комбатантами и по возможности щадить гражданское население и имущество. Ни гражданское население в целом, ни отдельные гражданские лица не должны быть объектом нападения. Нападению могут подвергаться только военные объекты.

Основные положения Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним // Международный Комитет Красного Креста. — 1994. — С. 7.

Вопросы и задания: 1. В чем состоит связь изложенных положений с Всеобщей декларацией прав человека? 2. Как изложенные положения связаны между собой? Как бы вы охарактеризовали общую идею, пронизывающую все положения? 3. Сравните настоящий текст с текстом 2. Представлены ли в нем нормы защиты всех категорий жертв, упомянутых в тексте 2? 4. Можете ли вы найти в данном тексте новые аргументы для оценки международного гуманитарного права как большого шага вперед для всего человечества?



Тема 44. ЧАСТНАЯ И ПУБЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ГРАЖДАНИНА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: